Запчасти и расходники

Основные отличия моторных масел 5w30 и 5w40

Сергей Василенков от 15-06-2022, 09:33 Просмотров: 1294 6

По прошествии года или через 10 тыс. км пробега наступает время замены смазки. Сначала водитель выбирает между синтетикой, полусинтетикой и минералкой. Потом обращает внимание на маркировку. Основные буквы на канистре, нанесенные крупным шрифтом, обозначают уровень вязкости. Разница между 5w30 и 5w40 заключается в максимальном значении рабочих температур окружающей среды: +35 °C и +45 °C соответственно. Первый вариант подойдет для эксплуатации в центральных регионах, второй — в южных. Есть и другие отличия.

Стандарт SAE J300

Температурная шкала SAEТемпературная шкала SAE
Рабочие температуры

Каждый автомобилист хотя бы раз в жизни видел на таре с маслом маркировку такого вида:

SAE XW-Y

Первая часть «шифра» — аббревиатура выражения Society of Automotive Engineers. В переводе с английского это «Общество автомобильных инженеров». Организация находится в США. Ее представители участвуют в разработке стандартов для смазки. Цифра под кодовым обозначением X означает коэффициент вязкости при низких температурах. Поэтому рядом с ней стоит буква W — Winter, то есть «зима». Числовой код Y — вязкость при высоких температурах.

Перед химической промышленностью стояла непростая задача. Масло должно обладать хорошей текучестью на морозе и не становиться слишком жидким в жару. При достижении баланса смазку можно использовать для защиты двигателя в течение всего года. Ее называют всесезонной. С помощью добавления присадок химикам удалось добиться того, что масло годится для эксплуатации в силовых агрегатах зимой и летом. На поверхности деталей образуется защитная пленка, снижающая силу трения.

В России стандарт SAE J300 не относится к обязательным. Компании-производители нефтепродуктов соблюдают его по собственной инициативе. В РФ нефтепродукты проверяют на соблюдение требований ГОСТ 17479.1-2015 и технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012.

Если представители нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) хотят запустить процесс изготовления масла по классификации SAE, они заказывают перевод документов на русский язык у подразделения Росстандарта. Документация — интеллектуальная собственность американцев. Все права на распространение принадлежат Society of Automotive Engineers. Поэтому даже перевод можно получить только после разрешения западных чиновников. При отказе от сотрудничества российским промышленникам придется перейти на собственные стандарты.

Характеристики 5w30

Маркировка на канистре 5w30Маркировка на канистре 5w30
Маркировка масла 5w30

Классификация SAE J300 состоит из двух частей. Первая описывает зимние характеристики, вторая — летние. Масляный насос может прокачать смазку 5w30 на морозе от -30 °C до -5 °C. Этого будет достаточно для эксплуатации в регионах средней полосы РФ. Хотя при погодных аномалиях столбик термометра может опуститься до экстремальных значений. Абсолютный минимум температуры для Москвы составляет -42,1 °C. У масла будет более густой состав и мотор вряд ли удастся завести без прогрева картера.

Одна из важных характеристик смазки 5w30 — кинематическая вязкость. Характеристика указывает на количество масла, проходящего через отверстие с определенным диаметром за одну секунду. Минимальный показатель равен 9,3 мм²/с, а максимальный — 12,5 мм²/с. Есть альтернативная, американская единица измерения — стокс (Ст) или сантистокс (сСт).

1 сСт = 1 мм²/с.

Динамическую вязкость в лабораторных условиях измеряют по другому принципу: направляют два слоя масла навстречу другу другу с ускорением. Значение определяют по скорости деформации. Эксперимент проводят в экстремальных условиях. Температура среды достигает 150 °C. Для масла 5w30 показатель составляет 2,9 МПа·с. Максимальная температура — 35 °C.

Характеристики 5W40

Маркировка на канистре 5w40Маркировка на канистре 5w40
Маркировка масла 5w40

Минимальная температура составляет -30 °C. Если столбик термометра опустится ниже, смазка перестанет циркулировать внутри масляного фильтра. Детали силового агрегата будут изнашиваться при холодном пуске. Минимальная кинематическая вязкость находится на уровне 12,5 мм²/с, а максимальная достигает 16,3 мм²/с при температуре 100 °C. Динамическая вязкость доходит до 2,9 МПа·с.

Максимальная рабочая температура — 45 °C. Это идеальный вариант для южных регионов. Изношенные детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ) двигателя с большим пробегом особенно чувствительны к смазке. Масло 5w40 образует на поверхности металла стойкую защитную пленку даже при горячем моторе. У смазки хорошие моющие свойства, она устойчива к выгоранию.

Температура в двигателе порой превышает 100 °C. В таких условиях важно поддерживать достаточный уровень вязкости. Смазка 5w40 полностью справляется с этой задачей даже на силовых агрегатах с пробегом более 150 тыс. км. В результате воздействия силы трения увеличиваются зазоры между деталями. Масло нивелирует эти недостатки, продлевает срок жизни силового агрегата.

Ключевые различия

Основным отличием можно назвать температурный режим эксплуатации. Минимальные значения для двух масел равны, и составляют -30 °C. Максимальные характеристики отличаются. Смазка 5в30 может работать нормально, когда окружающий воздух прогревается до 35 °C. Для 5в40 верхний предел находится на уровне 45 °C. Поскольку в регионах средней полосы столбик термометра летом часто поднимается выше 35 °C, стоит сделать выбор в пользу 5w40. Водителям из северных районов подойдет 5w30.

Разница между маслами 5w30 и 5w40 заключается в показателях кинематической высокотемпературной вязкости: диапазон 9,3-12,5 мм²/с против 12,5-16,3 мм²/с. Первый вариант подойдет для новых моторов, которые не выработали свой ресурс. Детали КШМ не столь требовательны к толщине масляной пленки. Второй вариант — выбор для машин с большим пробегом. Это все, что указано в стандарте SAE J300. Вот сводная таблица:

Характеристика

5w30

5w40

Максимальная температура

+35 °С

+45 °С

Кинематическая вязкость, min

9,3 мм²/с

12,5 мм²/с

Кинематическая вязкость, max

12,5 мм²/с

16,3 мм²/с

Мало учитывать маркировку по SAE при выборе масла. Есть и другие классификации, которые влияют на расход топлива, показатели зольности моторного масла. Инструкция по эксплуатации автомобиля содержит рекомендации производителя. Лучше соблюдать их при очередной замене смазки.

Правила выбора

Рассмотрим типичную ситуацию. В руководстве по ремонту и эксплуатации машины указано, что в мотор нужно заливать масло 5w30. Водитель пренебрег рекомендациями, использовал 5w40. В результате из-за высокой вязкости выросла нагрузка на масляный насос. В системе образовался недостаток смазки. Металлические детали подвержены быстрому износу из-за возросшей силы трения. При обратной ситуации последствия для двигателя не менее разрушительны. Вот что стоит учитывать при выборе:

  1. Рекомендации производителя. Инженеры лучше знают, какое масло подходит для мотора. Ведь они занимались проектированием и разработкой.
  2. Допуски автомобильных концернов. Volkswagen, Audi, BMW и ряд других компаний устанавливают собственные метрики для качества смазки.
  3. Спецификация API. American Petroleum Institute. Американский нефтяной институт. Категория S для бензиновых моторов, C — выбор для дизелей.
  4. Классификация ACEA. Ассоциация европейских производителей авто. Характеристики указывают на уровень зольности смазки, тип двигателя.
  5. Стандарты ILSAC. Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел указывает на маркировке свой буквенно-числовой код..
  6. SAE J300. Масла 5w-30 и 5w-40 отличаются по максимальной температуре применения и степени вязкости. Второй вариант лучше для южных областей.

Одного критерия из шести недостаточно для выбора масел в двигатель. Стоит ориентироваться на рекомендации производителя. Это верный способ сохранить работоспособность мотора в течение долгого срока.

Можно ли смешивать

Среди водителей есть мнение, что при необходимости можно смешать масла 5w30 и 5w40. В большинстве случаев после проведения подобного эксперимента не наступят катастрофические последствия. Но если смазка из одной канистры минеральная, а во второй синтетическая, можно ожидать неприятностей. При подобном смешении образуется осадок, пагубно влияющий на детали КШМ. Неизвестно, как поведут себя присадки, входящие в состав масла.

Лучше смешивать смазку только в крайних случаях, когда под рукой нет новой канистры. Как только появится возможность, следует заменить масло на однородное и выбросить старый фильтр.

Российские заменители

Маркировка масла 17479.1-2015Маркировка масла 17479.1-2015
Расшифровка маркировки ГОСТ 17479.1-2015

Санкционное давление на РФ со стороны западных стран увеличивается. С прилавков автомагазинов исчезает продукция известных брендов. Есть вероятность, что на российском рынке останется мало масел иностранного производства. В этом случае есть резон выбрать продукцию отечественного нефтеперерабатывающего завода. ГОСТ 17479.1-2015 не совместим с SAE J300. Но есть общие черты. Маркировка выглядит так:

М-4з/12-Б1

Здесь М — масло, 4з/12 — всесезонный класс по вязкости масла, а Б1 — группа по виду мотора. Для примерного подбора нужно взять за ориентир вторую группу из маркировки (4з/12). Приведем таблицу соответствий:

SAE J300

ГОСТ 17479.1-2015

5w30

3з/10; 3з/12

5w40

3з/14; 3з/16

При выборе между 5 30 или 5 40 разница заключается в максимальной температуре эксплуатации, уровне вязкости. Первый вариант подходит для машин с новыми двигателями, которые находятся в центральных регионах РФ. Второй подойдет для заливки в силовой агрегат автомобиля с пробегом более 150 тыс. км, владелец которого двигается по дорогам южных областей России. Выбирать смазку нужно по шести критериям. Главный из них — рекомендации производителя. Нельзя смешивать синтетику, полусинтетику и минералку.

Похожие публикации


Какое масло лучше подходит для Audi Q7 Производители двигательной системы в процессе её создания учитывают, какой смазочный материал будет требоваться для конкретного агрегата. Это зависит от эксплуатационных условий, задач будущего автомобиля и особенностей его конструкции.
Авто с длительным сроком эксплуатации: особенности выбора моторного масла Решаем, какое масло нужно заливать в бензиновый двигатель с длительным сроком эксплуатации, классификация смазывающих материалов.
Качественная смазка: какое масло обеспечивает наименьший коэффициент трения при определенных условиях маслоЗамена расходных материалов – входит в эксплуатационные потребности любого автомобиля. От уровня организации этого процесса и правильности подхода к выбору компонентов зависит ресурс основных узлов автомобиля. Наряду со всякого рода фильтрами приходится выполнять и ответственную операцию по

Комментарии0

Комментариев к статье "Основные отличия моторных масел 5w30 и 5w40" пока нет.

Добавить комментарий