Авто с длительным сроком эксплуатации: особенности выбора моторного масла
Ситуация усугубляется, если машина с длительным сроком эксплуатации приобретена совсем недавно и владелец не знает, какое масло удосужился заливать в бензиновый двигатель прежний водитель. Для начала не помешает разобраться с ассортиментом смазывающих веществ и их свойствами.
Короткий ликбез: классификация моторных смазок
Структурный состав смазки для двигателя представляет собой базовую основу и пакет специальных присадок. В качестве базы производители применяют масляные фракции, полученные при искусственном синтезе органических соединений, или обработке нефти, а также их смеси. На этом принципе формируется классификация смазывающих веществ:
- Минеральные.
- Синтетические.
- Полусинтетические.
Последние два вида имеют лучшие характеристики, чем минеральные, но и стоимость у них соответствующая. По степени вязкости и ее трансформации в зависимости от температуры смазки разделяются на:
- зимние;
- летние;
- всесезонные.
Непререкаемым авторитетом пользуются всесезонные материалы, потому что избавляют от необходимости их замены в течение года. Область использования смазывающих веществ определяют их эксплуатационные свойства. Чтобы правильно выбрать, какое масло заливать в бензиновый двигатель, нужно учитывать его моющие, противоизносные и антиокислительные параметры. В этих целях разработаны международные классификационные системы:
- SAE – редакция от 2001 года J-300APR97 включает пять летних и шесть зимних классов двигательных смазок. Летние обозначены цифрами, чем больше число, тем выше уровень вязкости. Зимние сорта индексируются буквой «W», а всесезонные – двойное обозначение, например 20W-40.
- API – классификация делит масла на 2 категории: S – для бензиновых агрегатов и C – для дизелей. Маркировка универсальных жидкостей имеет обозначения обеих категорий, например, SG/CD.
- ACEA – спецификация включает 11 категорий, подразделяющихся на 3 класса: A/B – для дизелей и бензиновых агрегатов легковых авто; C – совместимы с нейтрализаторами выхлопных систем; E – для дизельных грузовиков.
- ILSAC – классификация состоит из 3 классов для моторов на легком топливе: GF-1, GF-2, GF-3.
Как определить, какое масло нужно заливать в бензиновый двигатель с большим пробегом?
Для машин с длительным сроком эксплуатации важно определить наличие каких-либо проблем с силовой установкой. Допустим, есть ли угар, если есть, то какой и как часто приходится пополнять смазку? Следует оценить, каково давление в системе смазки, присутствуют ли посторонние звуки при работе мотора.
Вполне вероятно, что мотору нужен капитальный ремонт, но если никаких функциональных нарушений не обнаружено, то останавливаемся на выборе смазывающего материала:
- Классификация и допуски материала должны соответствовать рекомендациям производителя для определенной модели авто.
- Решая вопрос, какое моторное масло заливать в бензиновый двигатель, не стоит останавливаться на вариантах с минимально допустимыми требованиями, лучше купить жидкость из верхней линейки по классификациям SAE и API или, как минимум, из средней.
- Категорически нельзя выбирать смазки с заведомо заниженными параметрами и допусками. Необходимо учесть тот факт, что в каталогах присутствуют смазочные материалы для машин, давнего года выпуска.
По поводу последнего пункта есть экспертное мнение – для автомобилей-ветеранов рационально применять масла последних разработок, однако не обходится без исключений.
Моторная смазка для «старичков»
Существуют определенные ограничения по использованию современных марок моторных смазок. В основном это относится к продуктам, у которых понижен коэффициент температурной вязкости на сдвиг HTHS. Дело в том, что их использование оправдано в новых силовых конструкциях, которые разработаны для работы с материалами пониженной вязкости с целью экономии горючего.
Для автомобилей раннего периода выпуска применение подобных смазывающих веществ может привести к функциональным нарушениям в работе ДВС вплоть до разрушения отдельных его узлов. Такие масла малопригодны для автомобилей со стажем, к ним относятся:
- ACEA A1/B1.
- ACEA A5/B5.
- ACEA C1 и C2.
- VW 503.00/ 506.00/ 506.01.
- BMW LL-01FE.
- Ford 913 A/B.
Вопрос вязкости
Оптимальным вариантом, по мнению экспертов, является продукция с вязкостью SAE 5W-30. Такие выводы сделаны на основании проверенных энергосберегающих и температурных параметров при эксплуатации японских и американских машин. Чуть менее обременительным для кошелька будет 10W-30. А вот европейским экземплярам ДВС больше по душе смазки SAE 5W-40 и SAE 10W-40.
При аналогичных эксплуатационных параметрах различия в вязкости масел разных категорий дает возможность избежать проблем со старыми агрегатами. Например, у некоторых минеральных материалов при 100°C вязкость чуть выше, чем у многих синтетических. Этот факт позволяет при рабочих температурах организовать толстую и прочную смазочную пленку, что весьма важно для изношенного мотора, поскольку обеспечивает стабильное давление в системе и снижает потери на угар.
Коротко о важных мелочах
- Определенная часть двигателей предусматривает применение смазочных материалов только на синтетической базе. Переход на другой сорт сопровождается выдачей бортовым компьютером ошибок вплоть до блокировки работы ДВС.
- Нужно помнить о низкотемпературных свойствах смазок, потому что основная часть износа мотора приходится на холодный пуск. Здесь экземпляры на минеральной основе проигрывают аналогам на синтетике и полусинтетике, что грозит повышенным износом силовой установки.
- В условиях изношенности окислительные процессы проходят более активно, поэтому минеральные вещества окисляются интенсивнее, чем синтетические или полусинтетические.
Выводы
Если у ДВС с пробегом существенных проблем нет, то на вопрос, какое масло лучше заливать в бензиновый двигатель, ответ один – синтетику или полусинтетику с рекомендованными спецификациями. Допускается повышать эксплуатационный класс с учетом новых технологий. Неприемлемо использование смазывающих материалов с пониженной вязкостью HTHS 3,5 мПас в моторах, которые выпущены до 1999 года.
При наличии неполадок в работе двигателя следует выявить их причину. В определенных случаях применение смазки с повышенной вязкостью позволяет решить ряд проблем. При этом в обязательном порядке необходим контроль уровня смазывающей жидкости.
Комментарии0