Добавки к моторному маслу: классификация и эффективность
Общие сведения и принцип действия препаратов
Даже начинающие автолюбители знают, что присадки в масло двигателя увеличивают его ресурс и действуют по принципу – залил и забыл. Однако мало кто задается вопросом, какой эффект необходим именно в его случае и насколько существенным будет действие добавки.
Важно понять, что любая из них не в состоянии заменить традиционный ремонт мотора, чаще всего – это временная мера, поэтому уважающие себя производители указывают сроки эффективного действия компонентов только до очередной смены смазывающей жидкости. Чем ниже ее качество, тем больше отдачи следует ожидать от использования присадок. И наоборот, если водитель пользуется качественным маслом категории API SH или выше классом, то действие добавок будет неэффективным, а в худшем случае – еще и нарушит компоновку смазывающего состава и вызовет потерю его свойств.
По типу действия на ДВС химические препараты делятся на следующие группы:
- моющие;
- антифрикционные;
- консервационные;
- антикоррозийные;
- сгущающие.
Все доступные присадки в масло любого двигателя делятся по химическому составу:
- на основе металлов;
- на основе керамики и алмазов;
- на базе фторопласта;
- синтетические.
Химические присадки в масло разных двигателей на основе металлов
На этапе незначительного износа деталей ДВС добавки на основе меди, молибдена, серебра и олова, как правило, успешно справляются с мелкими неровностями. Компрессия до следующей замены смазывающей жидкости увеличивается. Как следствие – расход горючего сокращается, а динамические характеристики мотора улучшаются.
Замена смазывающих материалов и введение специальных добавок выполняется по схеме:
- для дизельных и турбированных легкотопливных ДВС – через 5 000 км пробега;
- для бензиновых ДВС – через 10 000 км пробега.
В продаже добавки на основе металлов представлены в виде сухих концентрированных смесей, но можно встретить уже растворенные составы во флаконах 50-250 мл. При покупке важно обратить внимание на совместимость присадки в масло эксплуатируемого двигателя и самой смазывающей жидкости, которая заливается в картер. Их несовместимость может вылиться в такие проблемы, как засорение каналов системы смазки с вытекающими из этого последствиями.
Добавки на базе алмазов и керамики
Принцип действия таких препаратов основан на химических свойствах кремниевых соединений, или, проще говоря, песка. В процессе воздействия сил трения кремний нагревается и образует керамическое покрытие.
По поводу применения таких присадок существуют весьма противоречивые мнения. Их суть сводится к тому, что для реализации максимального эффекта необходимы либо высокая температура, либо большое давление, оба фактора практически нереализуемы.
Образно говоря, получается, что добавление в картер песка и применение добавки на основе керамики ведут к практически одинаковому результату, который назвать полезным для ДВС, мягко говоря, невозможно. Вследствие всех приведенных моментов, подобные препараты не пользуются популярностью в среде автолюбителей.
Присадки на базе фторопласта
Целесообразно использовать данные добавки только на исправных или новых моторах. Основная их функция – снижение коэффициента трения. Восстановление технических характеристик изношенных ДВС – задача, не принадлежащая к специфике фторопластовых соединений. Опытные автомобилисты отмечают мгновенное действие этих препаратов буквально через несколько километров динамика машины переходит на новый уровень.
Основные положительные моменты для двигателя при использовании присадок в масло на основе фторопласта:
- увеличение приемистости ДВС;
- снижение расхода ГСМ;
- тихая работа.
Однако эффективность фторопластовых добавок кратковременна, мягкие и мелкие частицы вещества при высоких оборотах становятся еще меньше. В итоге фторопласт «перемалывается» и перестает работать. К тому же он имеет свойство накапливать электрический заряд, вследствие чего частицы отскакивают от стенок цилиндра и попадают в картер, где вступая в реакцию со смолами, теряет свои качества.
Синтетические добавки
Работают синтетические присадки довольно эффективно. Если прокладки не имеют сквозных повреждений, то расход смазочного материала приходит в норму буквально за 30 минут. Но есть один нюанс – при использовании сальниковой набивки действие синтетики может привести к противоположному эффекту и протечка масла через такой узел только увеличится.
Последнее, что стоит понять – не нужно возлагать большие надежды на использование химических препаратов для поддержки работоспособности мотора. Если за 100 км пробега «сгорает» литр смазки, то уже никакой дополнительный слой в цилиндрах не поможет.
Комментарии0