Что такое ASR в машине
Автомобили оснащают электронными ассистентами, повышающими безопасность, комфорт вождения. Одна из таких технологий - антипробуксовочная система ASR. Она помогает водителю сохранять контроль над машиной в сложных дорожных условиях.
В статье речь пойдет о том, что такое ASR, как работает, в каких ситуациях выручает. Это поможет лучше понять возможности машины, увереннее чувствовать себя за рулем. В тексте дана информация о том, чем "антипробуксовка" отличается от других похожих систем, приведены советы по ее использованию. Даже если водитель не технарь, после прочтения у него не останется вопросов по этой теме.
Что такое антипробуксовочная система (ASR)
ASR - аббревиатура от Antriebsschlupfregelung, что в переводе с немецкого означает "регулирование пробуксовки ведущих колес". Альтернативное маркетинговое название - Automatic Slip Regulation. Это электронный ассистент, который не дает колесам автомобиля прокручиваться на месте, терять сцепление с дорогой.
Задача ассистента - обеспечить сцепление шин с покрытием при разгоне, ускорении. Он особенно полезен на скользких трассах, где колеса легко могут сорваться в букс. Антипробуксовочная система входит в состав более сложных электронных комплексов, отвечающих за курсовую устойчивость, безопасность машины. Ее часто объединяют с ABS и ESP.
Принцип работы системы
ASR постоянно контролирует скорость вращения каждого колеса с помощью датчиков. Если она замечает, что одно или несколько колес начинают крутиться быстрее остальных, значит возникла пробуксовка. В этот момент ассистент включается в работу, начинает притормаживать буксующие колеса. Одновременно он на доли секунды снижает мощность двигателя, пока сцепление с дорогой не восстановится.
Антипробуксовочная система работает полностью автоматически, без участия водителя. Все процессы происходят за миллисекунды, поэтому человек даже не замечает ее вмешательства в управление автомобилем.
Основные компоненты ASR
Чтобы понять устройство "антипробуксовки", надо рассмотреть ее ключевые элементы:
- Датчики скорости вращения колес. Они установлены на каждом колесе, постоянно замеряют, с какой скоростью оно крутится. Эта информация передается в электронный блок управления.
- ЭБУ (электронный блок управления). Это мозг, который получает сигналы от датчиков и на их основе принимает решения. Именно ЭБУ определяет момент срабатывания АСР, рассчитывает силу торможения колес.
- Гидравлический блок. Он создает необходимое давление в тормозной системе, чтобы притормозить буксующие колеса. Получает команды от ЭБУ, исполняет их.
- Датчик положения дроссельной заслонки. По сигналам этого датчика электроника ASR понимает, как сильно водитель нажимает на педаль газа, соответственно регулирует мощность мотора.
Все части системы работают синхронно. Водителю не нужно беспокоиться о безопасности, за этим следит электроника.
Ситуации, в которых работает ASR
Антипробуксовочная система активируется в первую очередь при резких стартах с места, ускорениях. В этот момент колеса особенно склонны к срыву в букс, ведь на них резко возрастает нагрузка. Если ASR определяет, что колеса начали прокручиваться, она тут же их притормаживает. Это позволяет сохранить сцепление с дорогой, предотвратить занос на старте.
Ассистент работает плавно, аккуратно. Он не даст колесам прокрутиться, но не заглушит мотор, сохранив нужную тягу. С "антипробуксовкой" водитель может активнее работать педалью газа, не боясь сорваться в занос.
Улучшение сцепления на скользких покрытиях
Наличие "антипробуксовки" особенно важно при движении по скользкой или мокрой трассе. В таких условиях у колес очень мало сцепления с дорогой, поэтому они легко могут потерять контакт с покрытием.
Если хотя бы одно колесо начнет буксовать, машину может повести в сторону. На большой скорости это чревато серьезной аварией. Но Automatic Slip Regulation вовремя притормозит разогнавшееся колесо, перебросит крутящий момент на другие колеса, у которых есть зацеп. Антипробуксовочная система здорово выручает зимой, когда на дороге снег и лед. Она помогает увереннее трогаться в горку, проходить скользкие повороты. С АСР можно меньше опасаться внезапных заносов.
Обеспечение курсовой устойчивости
Срыв колес в букс опасен не только пробуксовкой, но и потерей управляемости. Ведь если колеса свободно прокручиваются, они не могут направлять машину в нужную сторону. Автомобиль теряет курсовую устойчивость, плохо слушается руля.
Антипробуксовочная система вовремя гасит возникающие пробуксовки, помогает сохранить контроль над траекторией. Притормаживая нужные колеса, она не дает машине уйти в занос на поворотах. С этим ассистентом водителю проще совершать маневры, перестроения. ASR будет постоянно следить, чтобы ведущие колеса четко катились по дороге и не теряли с ней контакт. Это особенно важно на высокой скорости.
Отличия ASR от других систем
Иногда водители путают "антипробуксовку" с родственными системами - ABS и ESP. Нужно внести ясность по этому вопросу.
ASR и ABS
Антипробуксовочную систему часто "смешивают" с ABS, ведь они похожи по названию, имеют общие компоненты. Но у этих технологий разные задачи:
- ABS (антиблокировочная система) не дает колесам заблокироваться при резком торможении. То есть она работает на замедлении автомобиля, предотвращает скольжение машины "юзом".
- ASR (антипробуксовочная система) не позволяет колесам прокручиваться при ускорении. Она вступает в действие, когда автомобиль разгоняется, а ведущие колеса теряют зацеп с дорогой.
ABS спасает от заносов при торможении, ASR борется с пробуксовками при старте, наборе скорости. Хотя принцип работы у них схожий - обе системы управляют вращением колес через тормозные механизмы. ABS и ASR объединяют в единый электронный комплекс, чтобы они эффективнее справлялись с задачей сохранения устойчивости автомобиля. Вместе эти технологии охватывают полный спектр критических ситуаций, связанных с изменением скорости движения.
ASR и ESP
Еще одна "родственница" для ASR - это ESP (Electronic Stability Program), или электронная система динамической стабилизации. Она следит за поперечной устойчивостью машины и предотвращает боковые заносы.
Если в повороте возникает снос или занос передней либо задней оси, ESP притормаживает отдельные колеса, помогает вернуть автомобиль на безопасную траекторию. То есть эта система работает в тот момент, когда машина уже едет с постоянной скоростью.
Хотя встречаются машины, где есть только антипробуксовочная система ASR, а ESP - нет. Особенно это касается недорогих моделей авто. Ведь ASR технически проще, дешевле в реализации.
Преимущества и недостатки ASR
Электронные ассистенты помогают водителю в трудных ситуациях. Но и они не лишены минусов.
Плюсы использования антипробуксовочной системы
"Антипробуксовка" дает водителю несколько преимуществ:
- Облегчает начало движения и ускорение на скользком покрытии. Можно не бояться сорваться в пробуксовку, спокойнее работать педалью газа.
- Улучшает разгонную динамику. Позволяет эффективнее реализовывать мощность мотора, быстрее набирать скорость на любых типах дорог.
- Помогает сохранить курсовую устойчивость и управляемость в сложных условиях. Притормаживая буксующие колеса, система не дает автомобилю уйти в занос.
- Снижает риск аварий, связанных с потерей сцепления колес. Своевременное вмешательство ASR помогает удержать машину на траектории, избежать столкновений.
- Продлевает срок службы шин. Если колеса меньше прокручиваются, они дольше сохраняют свой протектор, не так быстро "лысеют".
- Работает незаметно для водителя, не требует специальных навыков. ASR включается автоматически при пробуксовке и так же плавно отключается.
Антипробуксовочная система делает вождение более комфортным. Она страхует водителя от неверных действий, вовремя подхватывает управление в критический момент.
Возможные минусы и ограничения ASR
Антипробуксовочная система - хороший помощник, но и у нее есть свои недостатки, ограничения:
- Удорожает конструкцию автомобиля. Наличие Automatic Slip Regulation увеличивает итоговую стоимость машины, хотя не слишком значительно.
- Немного снижает мощность двигателя. Ведь при пробуксовке система на доли секунды "придушивает" мотор, чтобы колеса восстановили зацеп.
- Не всегда справляется с глубоким снегом или рыхлым песком. Если опоры слишком мало, электроника не успевает притормозить колеса, предотвратить их прокручивание.
- Редко, но все же может ошибаться. ASR иногда принимает за пробуксовку момент переезда через лежачего полицейского, когда колеса ненадолго отрываются от асфальта.
- Провоцирует неопытных водителей на неоправданный риск. Понадеявшись на электронику, они раньше переключаются на газ, чаще попадают в опасные ситуации.
Плюсы антипробуксовочной системы однозначно перевешивают ее минусы. Все ограничения легко нивелировать аккуратным, вдумчивым стилем вождения.
Использование ASR в автомобилях
Антипробуксовочная система встречается на подавляющем большинстве автомобилей. Многие производители уже в базовой комплектации оснащают свои машины этой полезной технологией.
Наибольшее распространение ASR получила у европейских марок: Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Renault. Для них "антипробуксовка" стала обязательным атрибутом безопасности наравне с ABS, подушками.
Японские и корейские бренды тоже активно применяют Automatic Slip Regulation на своих моделях. Но чаще всего эту систему предлагают в качестве опции в средних, высоких комплектациях. В бюджетных версиях она встречается реже. ASR сейчас можно найти в автомобилях всех классов. Исключение составляют совсем уж простые "рабочие лошадки" для стран третьего мира.
Особенности настройки и управления ASR
Антипробуксовочная система работает автоматически, не требует какой-то особой настройки. Она активируется сама при обнаружении пробуксовки колес и так же незаметно отключается. Но в некоторых автомобилях есть кнопки ASR off или on. При нажатии ассистент включается или выключается.
Некоторые элементы новых моделей ASR водитель может настроить в зависимости от условий движения. Это позволяет выбирать профили для асфальтированных, грязных, заснеженных или обледенелых дорог, изменяя работу ассистента под конкретный тип покрытия.
В режиме для асфальта Automatic Slip Regulation будет срабатывать раньше, притормаживать колеса сильнее, чтобы предотвратить даже минимальную пробуксовку. При переключение опции для рыхлого снега или песка система, наоборот, даст колесам немного покрутиться для лучшего зацепа.
Обычно выбор профиля ASR осуществляется с помощью переключателя или через меню бортового компьютера. У большинства автомобилей такая возможность недоступна, а "антипробуксовка" постоянно работает в едином универсальном режиме. В некоторых машинах есть кнопка принудительного отключения ASR. Она пригодится при застревании автомобиля в сугробе или на бездорожье, когда необходима интенсивная пробуксовка колес для самостоятельного выезда.
Но злоупотреблять этой функцией не стоит. Постоянная езда с отключенной антипробуксовочной системой чревата быстрым износом шин, потерей контроля над автомобилем в критической ситуации. ASR лучше держать активированной и при необходимости деактивировать буквально на пару минут.
Заключение
Антипробуксовочная система - важный элемент активной безопасности автомобиля. Она помогает водителю сохранять контроль над машиной в сложных дорожных условиях, предотвращает опасные заносы. ASR - это внимательный и неустанный электронный ассистент, который постоянно отслеживает поведение колес, молниеносно реагирует на малейшие признаки пробуксовки. Система плавно подтормаживает буксующие колеса, перераспределяет тягу на колеса с лучшим зацепом.
"Антипробуксовка" - не панацея от всех бед, не повод для лихачества. Это лишь умный помощник, который страхует от ошибок, но не отменяет аккуратной манеры вождения. Ведь даже самая продвинутая электроника не способна полностью компенсировать безрассудство человека за рулем.
Комментарии0