Как правильно тормозить двигателем
Торможение двигателем — важный прием, помогающий при отказе тормозной системы или в определенных дорожных условиях и обстановке. Его нужно освоить всем автомобилистам. Рассмотрим, как правильно тормозить двигателем, в каких ситуациях это пригодится, а также плюсы и минусы этого режима для автомобиля и водителя.
Что значит тормозить двигателем
Чтобы понять, как это работает, рассмотрим принцип движения машины. Мотор потребляет топливо и воздух, сжигая их в камерах сгорания. Это дает энергию для движения. На старте водитель нажимает на педаль акселератора, что открывает дроссельную заслонку и напускает больше воздуха во впускной коллектор. В ответ топливная система начинает подавать больше бензина. Обороты двигателя возрастают, энергия растет и автомобиль с весом 700-2500 кг начинает двигаться на первой передаче.
Когда машина разогналась до 20 км/ч, скорость позволяет перейти на вторую передачу. Топлива тратится столько же, но чуть меньший диаметр шестерни в коробке, заставляет автомобиль двигаться еще быстрее. Диаметр шестерни 3-й, 4-й, 5-й и 6-й передачи еще меньший, за счет чего увеличивается скорость авто. Основным условием движения является постоянная подача топлива путем нажатия на педаль газа для поддержания оборотов 1500-3500 в минуту, в зависимости от нужной скорости.
При торможении двигателем водитель отпускает педаль акселератора, не выключая передачу в коробке (сцепление остается включенным, т.е. ведущий и ведомый диски соединены), что приводит к обратному действию. Не мотор вращает коленвал и колеса, а движущийся автомобиль через ходовую часть и коробку не дает ДВС заглохнуть, вращая коленвал и двигая поршневую группу. Мотор начинает снижать обороты до 800-1200 в минуту, поскольку топливо в него не поступает в таком количестве как раньше. Колеса сохраняют связь с двигателем через коробку передач и вторичный вал, поэтому тоже начинают замедляться. Это происходит за счет:
- веса автомобиля;
- сопротивления компрессии в цилиндрах;
- сопротивления внешнего потока воздуха;
- трения колес о дорожное покрытие.
Но машина еще продолжает движение по инерции. Вращающиеся колеса не дают мотору заглохнуть, заставляя его принудительно вращаться. Такой режим работы, как система ABS, предотвращает блокировку. Чтобы затормозить до полной остановки, понадобится переключение передач в коробке от высокой к низкой. Осуществлять действие важно последовательно, чтобы не навредить МКПП и ДВС. В случае АКПП у большинства моделей машин торможение происходит автоматически при отпускании педали газа — автоматическая коробка сама подбирает скорость под объем поступающего топлива, снижая передачу.
В чем опасность метода
Владеть таким приемом крайне важно, но стоит помнить, что неправильное исполнение вредно для мотора и может привести к аварийной ситуации. Если двигаться на скорости 80-120 км/ч и сразу с 5-й включить 3 передачу в коробке, то произойдет резкое торможение двигателем. Это приведет к переносу центра тяжести на переднюю ось и задние колеса потеряют сцепление с дорожным полотном. В таком случае возможны заносы, движение юзом и потеря управления автомобилем.
Все люди, находящиеся в салоне авто, будут подкинуты по инерции вперед. Если кто-то не был пристегнут ремнем безопасности, возможны повреждения о лобовое стекло или спинку сиденья переднего ряда. Еще в таком случае оказывается повышенная нагрузка на коробку, ведь инерция движения автомобиля с весом 700-2000 кг на скорости 100 км/ч передается на шестерни и они могут разрушиться. Поведение автомобиля зависит от состояния дороги, и кочки, ямы или другие неровности способны кинуть его в непредсказуемую сторону. Если допускать ошибки в режимах торможения двигателем (вовремя не переключить передачу в коробке или не выжать сцепление в конце), то мотор может заглохнуть.
Как правильно тормозить двигателем
Тормозить при помощи мотора можно по-разному в зависимости от ситуации. Если автомобиль несется на скорости 80-120 км/ч, то правильное торможение двигателем до полной остановки подразумевает такие этапы:
- Отпустить педаль газа.
- Дождаться замедления машины до 60 км/ч.
- Выжать сцепление и включить третью передачу.
- Когда скорость снизится до 30 км/ч — установить вторую передачу через выжимание сцепления.
- Если на спидометре достигнута отметка в 15-20 км/ч, допускается переход на первую передачу.
Для полной остановки на этом этапе можно помочь ручным тормозом (когда основные тормоза не работают). Но тормозить им на скорости 40 км/ч и выше нельзя, поскольку задние колеса заблокируются и машина уйдет в занос.
Если гидравлическая тормозная система исправна, то для сокращения тормозного пути можно нажимать педаль тормоза, но делать это нужно импульсно, чтобы предотвратить блокировку. При торможении двигателем важно крепко держать руль, сохраняя контроль над управлением машины.
Когда прием используется во время езды по городу и штатная тормозная система исправна, то торможение ДВС не требует последовательного переключения передач на понижение, а лишь прекращение подачи топлива в мотор. Дождавшись замедления до нужной скорости, включается соответствующая передача и авто продолжает путь.
В каких случаях применяется торможение двигателем
При обычной эксплуатации автомобиля тормозить двигателем водители предпочитают для увеличения ресурса колодок и накладок. Еще это снижает износ покрышек. Например, снизить скорость, применяя торможение двигателем, можно перед светофором. Если отпустить газ заблаговременно, то при подъезде к перекрестку останется лишь слегка нажать на тормоз и мягко остановиться.
В других ситуациях торможение мотором помогает избежать перегрева колодок. Например, при затяжном горном спуске с частыми поворотами. Под собственным весом и уклоном машина начинает разгоняться с горки и ее приходится сдерживать, чтобы безопасно входить в повороты и сохранять дистанцию с впереди идущими автомобилями. Если постоянно жать на тормоза, то колодки перегреются и могут даже разрушиться. Здесь и пригодится торможение мотором — установите 3-ю передачу в коробке и машина не сможет разогнаться до высокой скорости (только будет сильно реветь ДВС).
Зимой при гололеде или на мокрой дороге торможение автомобиля при помощи мотора создает эффект системы ABS, как у современных авто. Подъезжая к повороту, заранее отпустите газ и начинайте давить на тормоз. Связь ходовой системы с двигателем не даст шасси заблокироваться и машина не сорвется в занос.
Научиться замедляться и останавливаться, используя только ДВС и коробку передач, пригодится и на экстренный случай, когда откажет штатная тормозная система. Это может произойти ввиду:
- чрезмерного истирания или разрушения фрикционных накладок;
- насыщения DOT-жидкости влагой и ее преждевременное закипание;
- разрушения дисков;
- вытекания DOT-жидкости из негерметичной системы.
Тогда вы сможете остановить автомобиль или даже доехать на нем до места ремонта. Хотя лучше не рисковать и вызвать эвакуатор, ведь эксплуатация транспортного средства в таком случае запрещена.
Плюсы и минусы такого метода
Отметим явные плюсы торможения при помощи мотора:
- экономный расход топлива (не нужно гнать на высокой скорости, а потом останавливаться);
- увеличение ресурса накладок и колодок, а также дисков;
- возможность поддерживать постоянную безопасную скорость на спуске без перегрева фрикционных элементов;
- предотвращение блокировки шасси на мокром покрытии или гололеде.
Но прибегая к торможению мотором с подключенной коробкой стоит помнить и о минусах режима. У машины в таком случае не загораются стоп-сигналы, поэтому другие участники дорожного движения не сразу поймут ваши действия. Это может создать аварийную ситуацию на дороге. При неправильном переключении передач в коробке, где с 5-й переходят сразу на 2-ю, случается резкий толчок и машина теряет управление. Пассажиры и водитель могут получить травмы. Еще это создает повышенную нагрузку на коробку передач, и шестерни способны разрушиться (отломится зуб или деформируется вал, на котором они крепятся).
Злоупотреблять длительным торможением за счет включенной передачи в коробке и отпущенной педали акселератора не стоит тем, у кого есть износ стенок цилиндров и поршневых колец. Когда не двигатель заставляет крутиться колеса, а наоборот, шасси не дают мотору остановиться, в нем избыточное давление меняется на пониженное. Этот процесс содействует натягиванию масла в камеру сгорания с поддона картера через образовавшуюся выработку. Длительная езда машины с активным торможением ДВС значительно снижает уровень масла и, если не уследить, может наступить "масляное голодание".
Проверять уровень масла следует каждые 3000 км. Если расход 0.5 л и больше за этот пробег, то контролировать отметку на щупе стоит еще чаще, когда водитель регулярно прибегает к торможению мотором со включенной коробкой без выжатого сцепления.
Если они опустятся ниже (а по мере замедления авто такое возможно), мотор заглохнет. Для предотвращения этого требуется вовремя выжать сцепление. После достижения нужной скорости, включайте соответствующую передачу и продолжайте движение.
Освоить торможение двигателем важно еще на этапе обучения в автошколе. Это пригодится при езде по горным дорогам или в экстренной ситуации, когда неожиданно откажут тормоза. В городской эксплуатации, если придерживаться скоростного режима, тормозная система получает незначительный износ и прибегать к торможению ДВС регулярно не требуется.
Комментарии0