Как проверить датчик парктроника
Парктроник — система помощи при парковке, состоящая из датчиков, установленных на бамперах и боковинах кузова. Диагностика важна для поддержания работоспособности ассистента. Ультразвуковые и электромагнитные — два основных типа сенсоров. Еще есть оптические с камерой заднего вида. Типичные неисправности: обрыв проводки, выход из строя пьезоэлемента, сбои в блоке управления.
Можно найти неисправность с помощью осмотра пьезодатчиков и прикосновения, анализа звуковых колебаний смартфоном, прозвонки мультиметром, проверки пьезоэлементом, диагностики через шину OBD-II. Нельзя красить оптические системы, только ультразвуковые и электромагнитные с большой осторожностью.
Принцип действия парктроника
Сейчас на автомобилях используют два основных типа датчиков для системы помощи при парковке: ультразвуковые и электромагнитные. Рассмотрим принцип работы каждого из них.
Ультразвуковые периодически генерируют короткие импульсы, которые распространяются в окружающем пространстве со скоростью звука. При отражении от препятствия импульс возвращается обратно. По времени между отправкой сигнала и получением эха блок управления вычисляет расстояние до объекта.

Ультразвуковые сенсоры работают по принципу эхолокации, аналогично тому, как это происходит у летучих мышей или дельфинов. Ультразвуковые волны для человека не слышны, поэтому почувствовать сигналы невозможно без оборудования с микрофоном.
Электромагнитные пьезодатчики парковки используют другой физический принцип. В их основе лежит регистрация изменений магнитного поля при приближении к объекту. Как только в зоне действия появляется массивный предмет, происходит искажение магнитного поля, которое фиксируют чувствительные электронные компоненты сенсора. Это позволяет определить приблизительное расстояние.
Так работают два основных типа датчиков в современных парктрониках. Их использование позволяет достичь высокой надежности, точности определения препятствий на всем диапазоне расстояний. Еще есть оптические системы со встроенной камерой заднего вида.
Основные поломки парктроников
За время эксплуатации машины, пьезодатчики, другие компоненты системы парковки выходят из строя. Рассмотрим типичные неисправности парктроника, их «физические» проявления. Перед всеми манипуляциями стоит проверить предохранитель в блоке.
Одна из частых поломок — обрыв проводки одного или нескольких пьезодатчиков. Это происходит из-за механического повреждения проводов, окисления контактов, некорректного монтажа. Признаком неисправности будет отсутствие реакции от отдельных сенсоров при срабатывании.

Еще одна проблема — выход из строя пьезоэлемента. Это происходит при сильном ударе по корпусу сенсора, перепадах температуры, старении материалов. В этом случае парктроник перестает работать, а пьезодатчик прекращает генерировать, принимать ультразвуковые импульсы.
Нередки сбои в блоке управления парктроником. Они выражаются в отсутствии звуковой сигнализации при включении задней передачи, постоянном звуке заднего хода и других аномалиях в работе. При появлении любых подобных симптомов необходимо провести диагностику, выявить точную причину неисправности парковочной системы.
Как проверить датчик
Чтобы определить причину некорректной работы парктроника есть несколько методов, от простых до более сложных:
- Осмотр сенсоров, их проводки. Необходимо проверить мембраны на признаки внешних повреждений, трещин, сколов. Осмотреть проводку, убедиться, что нет обрывов, повреждений изоляции.
- Если внешние дефекты не обнаружены, переходят к проверке электрических параметров. Для этого используют мультиметр или тестер. Проверяют сопротивление между выводами пьезодатчика, целостность цепей.
- Следующий метод позволяет проверить датчики автомобильного парктроника на работоспособность. Для этого к сенсорам подносят руку и оценивают срабатывание сигнализации.
Многие автомобили позволяют диагностировать сенсоры через бортовую систему с помощью сканера OBD-II. Это самый точный способ определить неисправность. Рассмотрим более подробно некоторые эффективные методы диагностики.
Прикосновение
Один из простых способов проверить парктроник — оценить работоспособность пьезодатчиков на ощупь. Для этого автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной поверхности, вдали от устройств, генерирующих помехи.
Без помощи обойтись сложно. Напарник переводит коробку передач в режим заднего хода. Водитель аккуратно прикасается пальцем к поверхности задних сенсоров и проверяет, ощущается ли вибрация. У исправной мембраны должна прощупываться легкая пульсация.

Работающий сенсор будет издавать характерные периодические щелчки. У большинства парктроников частота таких щелчков составляет примерно 100-120 в минуту. При необходимости параметр можно уточнить в технической документации.
Аналогичным образом проверяют работу передних датчиков парктроника. Напарник включает переднюю передачу, а водитель ощупывает передние мембраны, определяя наличие вибраций, щелчков. Проверка на ощупь позволяет быстро локализовать неработающий сенсор или проблему с проводкой. Это упрощает дальнейший поиск неисправности.
Анализ звуковых колебаний смартфоном
Иногда вибрация от парктроников бывает настолько слабой, что ее трудно обнаружить при прикосновении. В таких случаях на помощь приходит смартфон, оснащенный приложением для анализа звука и построения спектрограмм.
Для проверки включают задний или передний ход. Затем вплотную к каждому пьезодатчику по очереди подносят смартфон с запущенным приложением типа «Спектрус АЧХ анализатор звука».

Полученные графики позволяют определить, издает ли мембрана периодические звуковые колебания, свидетельствующие о исправной работе. Даже очень слабые щелчки и вибрации будут видны на спектре в виде характерных пиков сигнала.
Программный анализ звука дает точную картину работы каждого датчика парковочной системы. Это помогает выявить самые скрытые дефекты, которые трудно найти другими способами.
Прозвонка мультиметром
Еще один распространенный метод диагностики парктроников — прозвонить электрические цепи с помощью мультиметра. Для этого сенсор демонтируют, отсоединяют от проводки. К его выводам подключают щупы мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления (омметр).
У трехконтактных пьезодатчиков обычно принята следующая распиновка: первый контакт — плюс питания, второй — сигнальный, третий — минус. При подключении мультиметра контролируют параметры:
Сопротивление между контактами |
Эталонное значение |
«+» и «-» |
0,5 МОм |
«-» и «сигнал» |
2-40 кОм |
«+» и «сигнал» |
2-40 кОм |
Сильное отклонение полученных значений от нормы будет говорить о неисправности датчика парковочной системы. Если прозвонить цепь, то можно выявить дефекты, которые не видны при осмотре. Это более глубокий уровень проверки.
Проверка пьезоэлементом
Для проверки потребуется запасной ультразвуковой датчик, два светодиода. К выходному проводу запасного сенсора припаивают светодиоды по схеме встречно-параллельного подключения. Это нужно, чтобы они загорались поочередно в зависимости от полярности сигнала.

Затем аккуратно протирают мембрану запасного сенсора для удаления загрязнений. К проводу датчика подают питание напряжением порядка 3-5 вольт от батарейки или аккумулятора. После этого плотно прижимают мембрану «тестера» к поверхности проверяемого сенсора на автомобиле. Напарник в это время включает задний ход.
Если сенсор на бампере исправен и вибрирует, то запасной датчик преобразует эти колебания в электрический сигнал переменной полярности. Это вызовет периодическое включение то одного, то другого светодиода. Мигание «лампочек» будет говорить об исправности парктроника. Если светодиоды не мигают, значит сенсор сломался.
Диагностика через шину OBD-II
Точный способ проверки парктроника — подключение к бортовой системе машины сканера или диагностического прибора. Считав ошибки и параметры через шину OBD-2, можно получить максимально полную информацию о состоянии пьезодатчиков и электронных блоков парковочной системы. Для работы подойдет беспроводной сканер ELM-327. Он подключается к смартфону или ноутбуку по Bluetooth, радиоканалу Wi-Fi. В качестве программного обеспечения можно использовать приложение для Android под названием «ELM Config».
В этом приложении есть режим сканирования ошибок, отображения параметров в реальном времени. Это позволяет увидеть данные с датчиков парковки, значения напряжений, коды ошибок.
На базе полученной информации можно сделать вывод о техническом состоянии отдельных компонентов и всей системы парковочного ассистента. Диагностика через OBD-II — самый точный и «глубокий» метод проверки, позволяющий найти даже скрытые дефекты на ранней стадии.
Особенности диагностики разных типов датчиков
Хотя общие принципы диагностики сенсоров парктроника схожи, существуют некоторые различия при проверке конкретных типов.
Для ультразвуковых пьезодатчиков важна чистота мембраны, излучающей и принимающей сигналы. Даже тонкий слой загрязнений может блокировать нормальную работу. Поэтому при любых сбоях мембрану надо аккуратно чистить специальными средствами.
У электромагнитных датчиков с течением времени может нарушаться калибровка, чувствительность. Поэтому даже при отсутствии внешних дефектов этот тип сенсоров желательно проверять на тестовом стенде.

Для оптических датчиков с камерой важны чистота оптики, отсутствие посторонних предметов в зоне сканирования. Даже небольшое загрязнение линзы может существенно снизить дальность, точность.
В проводке надо проверять контактные соединения в разъемах. Именно окисление и нарушение контакта становятся распространенными причинами сбоев в работе. Выбирая методы диагностики, важно учитывать конструктивные особенности датчиков. Это позволит быстрее локализовать возможную неисправность, устранить ее.
Можно ли красить датчики
Можно окрашивать ультразвуковые и электромагнитные сенсоры. Нельзя касаться оптических камер. Желательно наносить покрытие на пьезодатчики до монтажа на машину. Если они уже стоят на авто, надо вытащить из посадочного места (около 1 см), заклеить бампер под ними малярной лентой.

Прежде чем наносить краску, мембрану стоит зачистить наждачкой с зернистостью 400-360 единиц. Надо зачищать, если есть царапины или повреждения. После необходимо обезжирить, загрунтовать акрилом. Затем можно красить сенсоры, строго придерживаясь технологии. Нарушения часто ведут к отслоению краски после нанесения.
Комментарии1