Ремонт и обслуживание

Способы проверки датчика скорости

Сергей Василенков от 28-04-2022, 15:56 Просмотров: 4310 5

Одна из частых проблем с машиной заключается в том, что двигатель глохнет на холостых оборотах. Причиной становится выход из строя контроллера, отвечающего за работу мотора. В статье пойдет речь про то, как проверить датчик скорости автомобиля (ДСА) и заменить на новый в случае необходимости. Для этого не понадобятся сложные приборы. Достаточно взять бытовой мультиметр или обычную лампочку на 12 В. Правда, могут возникнуть проблемы с подъемом ведущих колес авто для диагностики.

Устройство датчика

Принцип работы магниторезистивного датчика скоростиПринцип работы магниторезистивного датчика скорости
Схема работы магниторезистивного ДСА

В машинах, выпущенных до начала двухтысячных годов, датчики скорости были механическими или электромеханическими. На конце контроллера находилась шестерня, которая цеплялась за вал коробки передач. Момент вращения передавался в спидометр через тросик или с помощью электрических импульсов. Конструкция была не слишком надежная. Постоянное движение и силовые нагрузки быстро приводили датчик в негодность. После стачивания зубьев шестерни, сцепление с валом нарушалось и контроллер приходилось менять.

Современные ДСА работают по другому принципу. Внутри корпуса установлена электронная схема с сенсором, который учитывает изменения в магнитном поле задающего диска. Анализатор передает в ЭБУ информацию о чередовании полярности с юга на север и наоборот. Таких сигналов может поступать до 7000 за километр пути.

Подобный принцип работы называют эффектом Холла. Это появление электрического напряжения на краях проводника, размещенного между северным и южным полюсом магнита.

Датчик следит не только за изменением полярности, но и за скоростью. Так блок управления получает сведения, необходимые для регулировки топливовоздушной смеси и других рабочих параметров. Существует пять видов контроллеров:

  1. Индукционные. Постоянный магнит анализирует изменения поля, которые возникают из-за смены положения металлических деталей.
  2. Магниторезистивные. Их схема работы представлена на рисунке. Задающий диск — большой многополюсный магнит, сенсор проверяет полярность.
  3. Оптические. Индикатором выступает световой луч, который изменяется при прохождении проемов вращающегося диска.
  4. На эффекте Холла. Сенсор анализирует изменения магнитного поля и генерирует импульсы с заданной частотой.
  5. Механические. Датчик соединен с валом раздатки с помощью металлических или пластиковых зубьев.

Первые четыре вида контроллеров обеспечивают высокую точность и отказоустойчивость. Механические датчики быстро выходят из строя. Они посылают в ЭБУ сигналы, которые нельзя использовать для динамической регулировки состава топливовоздушной смеси.

Признаки неисправности

Электрическая схема датчика скоростиЭлектрическая схема датчика скорости
Принципиальная электрическая схема цепи датчика скорости

Типичные симптомы, говорящие о поломке ДСА — перебои в работе спидометра. Прибор показывает неверную скорость, данные постоянно меняются. Например, при ускорении заметно сильное снижение показаний, а при замедлении — увеличение. Часто выходит из строя электрический усилитель руля (ЭУР), ведь блок управления использует данные о скорости для его регулировки. Есть и другие признаки:

  • мотор плохо тянет;
  • увеличивается расход горючего;
  • обороты холостого хода «скачут» то вверх, то вниз.

При неисправности бортовой компьютер не может получать от датчика нужные сведения, поэтому выдает ошибку. Часто неполадки возникают из-за загрязнения и окисления контактов контроллера, ведь он расположен в районе коробки передач. Туда проникают абразивные частицы пыли и влага, способная вызвать коррозию. В этом случае достаточно убрать с контактов все лишнее. Неплохо бы нанести на металлические части коннектора смазку наподобие «Литол-24».

Порой неполадки возникают из-за разрыва проводов рядом с коннектором. В этом месте есть изгиб, который со временем вызывает перелом и разрушение медных жил. Первым делом нужно проверить целостность проводов. Если все в порядке, следует заняться проверкой самого датчика.

Проверка датчика

К контроллеру подходят три провода. Один отвечает за заземление, второй подводит напряжение 12 В, а третий передает импульсы в ЭБУ. Сначала стоит проверить, есть ли ток на контактах ДСА. Для этого достаточно подключить к проводам щупы вольтметра. Есть четыре способа проверки.

Сканер OBD-2

Сканер OBD-2 ELM 327Сканер OBD-2 ELM 327
Портативный сканер OBD-2 ELM 327

Для машин с диагностическим разъемом OBD-II логичный способ проверки — подключение сканера. Не нужно искать профессиональную версию прибора, которую используют электрики в автосервисах. Достаточно использовать портативный сканер. Он подключается к смартфону по каналу Wi-Fi, Bluetooth и показывает ошибки с помощью приложений для операционных систем Windows, iOS и Android. Типичные ошибки:

  • P0500: неисправен контроллер скорости;
  • P0501: сигнал выходит за пределы нормы;
  • P0502: низкий уровень сигнала;
  • P0503: высокий уровень сигнала.

Для диагностики можно применить портативные устройства наподобие сканера Scan Tool Pro, Rokodil Scan X или ELM 327. Если есть возможность, лучше отправиться в автосервис. Мастера не просто найдут ошибки, но и быстро исправят их.

Без снятия

Проверка датчика скорости без демонтажаПроверка датчика скорости без демонтажа
Диагностика ДСА без демонтажа

Не так просто демонтировать контроллер с посадочного места. Но есть метод, позволяющий провести диагностику, не снимая датчик. Для этого нужно домкратами поднять ведущие колеса. Не стоит забывать о безопасности. Под колеса, оставшиеся на земле, следует положить противооткатные упоры. Далее тестирование выполняют в следующем порядке:

  1. Соединяют контакты ДСА с мультиметром.
  2. Включают зажигание и запускают мотор.
  3. Вращают колеса на низких оборотах.

Лучше выполнять проверку вдвоем с напарником. Если тестер показывает напряжение на контактах, значит все в порядке. Можно проверить частоту на импульсном проводе. Прибор должен выдавать значение плюс-минус 40 Гц.

С мультиметром

Проверка датчика скорости тестеромПроверка датчика скорости тестером
Проверка ДСА тестером

Сначала следует снять датчик. Для этого нужно отсоединить импульсный провод и аккуратно демонтировать контроллер, чтобы не повредить его корпус, а главное, электронную ячейку. Далее подключаем один щуп тестера к импульсному проводу, а второй замыкаем на массу автомобиля. Если перед нами ДСА с валом, нужно вращать его. В новых моделях контроллеров, основанных на эффекте Холла, следует приближать и отдалять от сенсора металлический предмет, например, гаечный ключ.

При манипуляциях с подвижной частью или сенсором, мультиметр будет показывать увеличение напряжения и частоты тока, который измеряется в Герцах. Если показания не меняются, неисправность на лицо.

С контрольной лампой

Подключение контрольной лампы для проверки датчика скоростиПодключение контрольной лампы для проверки датчика скорости
Схема подключения контрольной лампы

Первым делом нужно отсоединить от датчика импульсный провод. Затем включаем зажигание машины. Берем контрольную лампочку и соединяем один провод с плюсовой клеммой аккумулятора, а второй закрепляем на разъеме ДСА типа «сигнал». После демонтажа контроллера можно запустить генерацию импульсов, как в предыдущем способе: прокрутить вал или провести металлическим ключом перед сенсором.

В момент появления импульса лампочка начнет мигать. Чем быстрее проводим манипуляции с чувствительными элементами ДСА, тем быстрее мигает лампочка. Если реакции нет, значит датчик пришел в негодность и его пора менять.

Замена контроллера

Если при диагностике оказалось, что датчик вышел из строя, его необходимо заменить. Первым делом нужно найти код запчасти, он обычно указан на корпусе. По этому коду легко подобрать оригинал или заменитель в каталоге производителя или в интернет-магазинах наподобие Exist, Autodoc или Emex.

Снять неисправный контроллер легко. Он закреплен на коробке с помощью винта. Первым делом нужно открутить крепление, а затем аккуратно вытащить штекер из разъема, чтобы не повредить провода. В качестве уплотнителя можно использовать прокладку, которая идет в комплекте. На крайний случай для этих целей подойдет маслостойкий герметик.

После замены останется сбросить ошибки с помощью сканера OBD-2. Если прибора нет под руками, можно снять с аккумулятора клеммы. Это перезагрузит прошивку ЭБУ. Возможно придется откалибровать электроусилитель руля. Для этого следует на парковке вывернуть руль влево, потом на середину и вправо. После начала движения настройки ЭУР придут в норму.

Есть 4 способа для проверки датчика скорости. Все зависит от наличия оборудования и свободного времени. Можно выполнить диагностику и сделать ремонт самостоятельно. Но лучше доверить эту задачу профессионалам. В автосервисе есть удобные эстакады и подъемники. Не придется «ползать» под машиной, чтобы снять контроллер и установить его на штатное место.

Похожие публикации


Как зависит расход горючего от работы контроллеров систем автомобиля? Приобретя новую машину и испробовав новые впечатления, владелец рано или поздно начинает обращать внимание на расход горючего, сопоставляя паспортные данные с реальным положением дел. О влиянии на эти цифры давления в шинах или состояния свечей зажигания известно даже начинающему автолюбителю.
Назначение лямбда-зонда и вопросы его эксплуатации Опытные водители знают, какое значение имеет кислород для сгорания топлива, именно он определяет оптимальный состав горючей смеси, а, следовательно, эффективность работы двигателя и экологичность выхлопа. Контроль кислородного баланса осуществляет невзрачный на вид прибор – лямбда-зонд, непременный

Комментарии0

Комментариев к статье "Способы проверки датчика скорости" пока нет.

Добавить комментарий