Нормативные моменты затяжки болтов ГБЦ
При ремонте и обслуживании автомобильных двигателей надо знать момент затяжки болтов ГБЦ. Он отличается для каждой модели и марки авто. Протяжка выполняется динамометрическим ключом с фиксированным усилием. Несоблюдение установленных автопроизводителем правил может нарушить работу мотора и ухудшить его смазку. В статье представлен момент затяжки головки блока цилиндров для машин популярных брендов.
Последствия неправильной протяжки
Неправильный момент затяжки головки блока цилиндров негативно сказывается на работе автомобильного двигателя. Несоблюдение порядка или усилия протяжки нарушает герметичность между прокладкой и головкой. Антифриз проникает в моторную смазку, изменяя ее свойства. Возможно усиление шума при работе мотора. Мощность авто нередко снижается.
Слабая протяжка болтов вызывает снижение компрессии. Соединение блока цилиндров и головки становится негерметичным. Прокладка может прогореть, а рабочие газы — попасть в систему охлаждения или смазки автомобильного двигателя. Антифриз проникает в камеру сгорания. Это нередко приводит к серьезным поломкам мотора. Понадобится дорогой ремонт.

Повышенное усилие при затягивании креплений ГБЦ тоже опасно. Не исключено повреждение детали. Может разрушиться резьба. Часто возникают трещины в головке. Для устранения неисправности потребуется сложный и недешевый ремонт.
Нарушение порядка затяжки болтов нередко вызывают деформацию ГБЦ. В местах соединения ее с блоком возникают зазоры. Это приводит к прогоранию прокладки, проникновению газов в систему смазки или охлаждения мотора. Охлаждающая жидкость может оказаться в камере сгорания. Это часто становится причиной существенных неисправностей силового агрегата.
Как выбрать динамометрический ключ
При выборе динамометрического ключа важен момент затяжки головки блока цилиндров. Следует установить основной диапазон усилий, необходимый для работы в конкретном случае. Моменты затяжки инструмента должны быть примерно посередине значений. Это позволит снизить погрешность. Простым водителям для личного применения обычно достаточно ключа с усилием от 20 до 210 Н·м, имеющего привод ½ дюйма.
Надо выбрать нужные единицы измерения. Некоторые ключи используют килограммы-силу-метры (кгс·м) или ньютон-метры (Н·м). Вторые единицы — стандартные для европейских, азиатских автомобилей. Важный фактор — точность динамометрического ключа. Желательно приобрести инструмент с низкой погрешностью, чтобы обеспечить надежность, точность протяжки.

И еще один значимый аспект — наличие механизма предотвращения перекручивания. Это позволяет избежать перетяжки, благодаря индикатору, который предупреждает о достижении заданного момента затяжки. Инструментом придется работать долго, поэтому он должен удобно лежать в руке.
Момент затяжки для популярных марок авто
Момент затяжки креплений ГБЦ отличается для автомобилей разных брендов. Обычно он указан в инструкции по эксплуатации машины. Найти нужную характеристику усилия можно и в Интернете. Ниже приводится степень силы для авто популярных марок. Это позволит автолюбителям всегда знать, сколько усилий нужно для конкретного двигателя.
KIA
Затягивание болтов ГБЦ автомобилей KIA осуществляется по установленной схеме. Она имеется в инструкции или в сети. Надо соблюдать и момент затяжки креплений головки блока цилиндров. Он одинаков для многих авто этого производителя:
Модель |
Момент, Н·м |
CEE'D универсал (ED) 1.6 |
18-22 |
CEE'D (ED) 1.6 CRDi 128 |
49 |
CEE'D Наклонная задняя часть (ED) 1.6 |
18-22 |
RIO II (JB) 1.5 CRDi |
49 |
RIO II (JB) 1.4 16V |
34 |
RIO II (JB) 1.5 CRDi D4FA |
49 |
RIO II (JB) 1.6 CVVT |
34 |
RIO II седан (JB) 1.4 16V |
34 |
RIO II седан (JB) 1.5 CRDi |
49 |
RIO II седан (JB) 1.6 16V |
34 |
SPORTAGE (JE_) 2.0 16V 4WD LPG |
28-32 |
SPORTAGE (JE_) 2.0 CRDi |
50 |
SPORTAGE (JE_) 2.0 CRDi 4WD |
50 |
SPORTAGE (JE_) 2.0 16V 4WD |
28-32 |
Производитель рекомендует строго соблюдать последовательность закручивания болтов. Если нет схемы, лучше зажимать крест-накрест, чтобы головку не повело.
Hyundai
Крепления головки блока цилиндров авто этой марки осуществляется по рекомендованной схеме. Важно использовать установленный момент затяжки. Он идентичен для большинства моделей бренда. Но встречаются и исключения:
Модель |
Момент, Н·м |
ACCENT I (X-3) 1.3 |
23-27 |
ACCENT II (LC) 1.3 |
25 |
ACCENT III (MC) 1.4 GL |
34 |
ACCENT III (MC) 1.5 CRDi GLS |
49 |
ACCENT III (MC) 1.6 GLS |
29 |
ATOS (MX) 1.0 i |
20-40-60 для 1-2-3 ступени |
ELANTRA (XD) 1.6 G4ED-G |
35 |
GETZ (TB) 1.4 |
34 |
GETZ (TB) 1.5 CRDi |
49 |
GETZ (TB) 1.3 |
23-27 |
SANTA FE (CM) 2.0 CRDi 4×4 |
64 |
SANTA FE (CM) 2.0 CRDi |
64 |
SONATA V (NF) 2.0 VVTi GLS LPG |
34 |
SONATA V (NF) 3.3 |
39 |
SONATA V (NF) 2.0 CRDi |
50 |
В инструкции по эксплуатации содержатся схемы для подтяжки головки блока. Их нужно соблюдать. Иначе останутся зазоры. Герметичность останется неполной.
Chery
ГБЦ большинства моделей Черри имеет десять болтов. Но встречаются иные варианты. Нюансы представлены в руководстве по эксплуатации авто. Но в большинстве случаев работа делается, как описано ниже. Затяжка производится в три-четыре подхода:
Модель |
Момент, Н·м |
TIGGO 1.8 |
45 |
KIMO 1.3 |
30-50-70-85 для 4 ступеней |
M11/M12/A3 |
45 |
VERY/BONUS |
25-45 для 2 ступеней |
AMULET |
30 |
Для большинства моделей используют такую схему: затягивают крепление на величину нужного момента, потом докручивают болт на 90 ° и еще раз на 90 °. На этом работа заканчивается.
Toyota
Для многих машин этой марки требуется всего два подхода при затяжке креплений ГБЦ. Но возможны варианты. Они присущи некоторым моделям. Особенности описаны в инструкции к конкретному авто. Но обычно параметры выглядят так:
Модель |
Момент, Н·м |
AURIS (_ZE15_, _RE15_) 1.8 Hybrid |
49 |
AURIS (_ZE15_, _RE15_) 1.33 VVTi |
32 |
AURIS (_ZE15_, _RE15_) 1.6 |
49 |
AVENSIS (T25) 2.2 D-4D |
50 |
AVENSIS (T25) 1.8 |
49 |
CAMRY (_XV3_) 2.4 VVT-i |
54 |
CELICA (ZZT23_) 1.8 16V TS |
35 |
COROLLA (_E10_) 1.3 XLI (EE101_) |
44 |
LAND CRUISER (J12_) 2.7 (RZJ12) |
39 |
LAND CRUISER (J12_) 3.0 D-4D |
85 |
RAV 4 II (XA2) 2.0 VVTi 4WD |
79 |
Для японских автомобилей характерна двухступенчатая или трехступенчатая схема протяжки. Сначала нужно закрутить болты динамометрическим ключом, а потом довернуть на 90 °. Если есть указания в руководстве, понадобится еще один, финальный доворот на 90 °.
Skoda
Момент затяжки креплений ГБЦ авто этой марки меняется. Все зависит от модели или типа мотора. Уточнить данные можно в сервисный книжке или в сети. При затягивании производитель требует устанавливать новые болты. Работа выполняется легко и занимает немного времени. Параметры таковы:
Модель |
Момент, Н·м |
FABIA 1.4 TDI |
40-60-90°-90° |
FABIA 1.6 |
30-90°-90° |
FAVORIT (781) 1.3 136 (781) |
20-90°-90°-20 |
FELICIA I (6U1) 1.9 D |
40-60-90°-90° |
FELICIA II (6U1) 1.3 |
20-90°-90°-20 |
OCTAVIA (1U2) 2.0 |
40-90°-90° |
OCTAVIA (1U2) 1.8 |
40-180° |
SUPERB (3T4) 1.6 TDI |
35-60-90°-90° |
YETI (5L) 1.4 TSI |
30-90°-90° |
Для автомобиля характерны 3-4 ступени затяжки. На первой используют динамометрический ключ, а во время остальных болт докручивают два раза на 90 ° или сразу на 180 °.
Nissan
На порядок и момент протяжки влияет модель автомобиля марки. Для некоторых машин процедура не требует замены креплений. Следует удостовериться в их хорошем состоянии. Основные показатели:
Модель |
Момент, Н·м |
ALMERA I (N15) 1.4 |
29-59-29-55°-64-8 |
ALMERA II (N16) 1.5 |
29-59-31-50°-8 |
CUBE (Z12) 1.5 dCi |
25-26-265° |
UKE 1.6 DIG-T 4×4 |
40-100°-40-95°-95° |
MICRA III (K12) 1.2 16V |
72-33-12-90° |
MURANO (Z51) 2.5 4x4 |
39-180°-39-90°-90° |
NAVARA (D40) 2.5 dCi |
39-180°-39-90°-90° |
NOTE (E11) 1.4 |
72-33-12-90° |
PATROL GR I (Y60, GR) 2.8 TD |
29-113-29-105°-127-21 |
QASHQAI (J10, JJ10) 1.5 dCi |
25-255° |
QASHQAI (J10, JJ10) 1.6 |
67-40-75°-75° |
Часто процесс затяжки достигает шести этапов. Сначала водителю нужно выставить нужный момент, потом довернуть болты на 75-90 ° и снова протянуть головку.
Порядок затяжки ГБЦ
Для правильного ремонта и обслуживания машины владельцу нужно знать, сколько момент затяжки болтов автомобильной ГБЦ и какой порядок. Точный подбор силы позволит избежать проблем в работе двигателя. Протяжка требует соблюдения следующих нюансов:
- порядок выполнения работы;
- сила протяжки;
- состояние креплений.
Порядок затягивания зависит от типа мотора и модели транспортного средства. Найти его можно в руководстве по эксплуатации автомобиля или в Интернете. Выполнение этого условия способствует равномерности соединения головки с блоком цилиндров. Исключается образование напряжения на поверхности деталей. Соблюдение порядка протяжки препятствует их повреждению.
Важно выбрать правильный момент затяжки крепежей ГБЦ. Это обеспечивает надежную установку деталей. Затягивание производится в несколько этапов. Их количество зависит от типа двигателя, модели или марки автомобиля. На каждом этапе затягивать болты следует с разной силой.

Для затяжки креплений ГБЦ необходимо значительное усилие. Поэтому болты могут вытянуться. Обычно возможно их однократное использование. При следующей установке головки потребуются новые крепежи. Но на некоторых двигателях допускается применять старые болты несколько раз.
Условия и особенности затягивания креплений головки описаны в инструкции по использованию конкретной машины. Их можно найти и в Интернете. Существуют общие правила:
- Строго выполнять рекомендованные автопроизводителем моменты затяжки автомобильной ГБЦ.
- Затягивать болты только динамометрическим ключом. Применение обычного инструмента нежелательно.
- Осуществлять затягивание крепежей в несколько подходов необходимым для автомобиля способом.
- Заменить болты при повторной установке ГБЦ, если для этой модели машины рекомендована их замена.
- Затягивать крепления плавно, без рывков. Поскольку процедура требует значительной силы, облегчить работу позволит наращивание металлической трубой плеча инструмента.
- Тщательно осматривать болты перед затяжкой, уделяя особое внимание состоянию резьбы и наличию загрязнений на ней.
- Смазать резьбу крепежных элементов смазкой перед установкой.
Затяжка болтов ГБЦ осуществляется двумя способами в зависимости от вида креплений и модели автомобиля. Она может производиться в несколько подходов до достижения нужного момента. Этот метод подходит лишь для нерастягивающихся крепежей. Они устанавливаются преимущественно на авто старых моделей. Такие крепежи можно использовать несколько раз.
При втором способе затягивание болтов головки блока цилиндров до нужного усилия выполняется в один или несколько этапов. Далее элементы фиксируются на установленный угол двойным доворачиванием. Этот метод применяется на большинстве современных машин, оснащенных растягивающимися болтами. Они несколько деформируются при доворачивании. Необходимый угол равен 45 или 90 градусов.
Установка прокладки
Затяжка болтов ГБЦ автомобиля — простая процедура. Она примерно одинакова для всех транспортных средств. Но есть отличия. Затянуть крепления до нужной степени под силу владельцу с минимальными навыками обслуживания и ремонта машин. Работа делается по следующему алгоритму:
- Внимательно изучить и запомнить момент затяжки болтов ГБЦ и прочие требования к затягиванию. Они прописаны в руководстве к машине. Их можно найти в сети.
- Подобрать нужный динамометрический ключ и прочие необходимые инструменты, материалы.
- Осмотреть поверхности головки и блока цилиндров на наличие загрязнения и повреждений.
- Протереть тряпкой отверстия для крепежа. Можно использовать для этого сжатый воздух.
- Поставить прокладку.
- Установить ГБЦ.
- Обработать смазкой резьбу болтов.
- Направить крепления в отверстия и затянуть их рукой.
- Проверить в инструкции степень усилия на каждом этапе, количество подходов и прочие обязательные требования.
- Сделать первый этап с необходимым порядком протяжки. Чтобы не допустить ошибок, крепежи можно пометить ярким маркером.
- Произвести все остальные подходы с перерывами и прочими условиями, указанными в документации к автомобилю.
Впоследствии на некоторых машинах может понадобиться дополнительная протяжка крепежей. Она производится через некоторое время в процессе эксплуатации авто. Эта информация есть в руководстве к транспортному средству. Важнейшим условием правильного монтажа ГБЦ остается момент затяжки. Несмотря на то, что усилие указано в инструкции к автомобилю, на него могут повлиять такие особенности:
- новые применяются болты или использовавшиеся ранее, их состояние;
- присутствие смазки на резьбе и ее качество;
- наличие или отсутствие дефектов резьбовых соединений.
Лучше сразу использовать новые крепежные элементы. Менять прокладку ГБЦ приходится не так часто. Это поможет избежать проблем с нарушением геометрии блока и самой головки.
Если нет динамометрического ключа
Моменты затяжки креплений ГБЦ сложно соблюсти без динамометрического ключа. Поэтому желательно использовать специальный инструмент. Но при необходимости опытные водители могут обойтись без него. Для этого потребуются обычные ключи, насадка для удлинения. Этот метод можно применять только на некоторых автомобилях старых моделей.

Для затягивания болтов обычным инструментом нужно чувствовать, сколько требуется силы. Поэтому способ не стоит применять при отсутствии опыта. Его использование запрещается на современных авто. Протяжка без динамометрического ключа осуществляется также, как и с этим приспособлением. Алгоритм процедуры следующий:
- закрутить болты руками;
- произвести первый подход со средней силой;
- увеличить усилие на втором этапе;
- сделать третий подход с максимальным моментом.
Можно воспользоваться безменом. Для этого надо измерить длину ключа. Пусть показатель равен 20 см или 0,2 м. Так можно получить примерный момент протяжки вкгс·м. Поскольку длина ключа не 1 м, а в 5 раз меньше, нужно будет умножать килограммы безмена на 5. Ход решения задачи прост. Момент для KIA CEE'D (ED) 1.6 CRDi 128 равен 49 Н·м. Один Н·м равен 0,1 кгс·м. Значит 49 Н·м будет 4,9 кгс·м. Если бы длина ключа составляла ровно 1 метр, то хватило бы приложить усилие, равное 4,9 килограмма по шкале безмена. Но ключ короче в 5 раз. Поэтому 4,9 надо умножить на 5. Получится 24,5 кг. Осталось зацепить крючок безмена за край ключа и тянуть до тех пор, пока стрелка на шкале покажет 24,5 килограмма.
Типичные ошибки при протяжке
При самостоятельной установке головки блока цилиндров и затяжке болтов многие водители совершают оплошности. Они присущи тем, у кого мало опыта. Нарушение правил проведения операции может привести к опасным последствиям. Не исключено повреждение головки, крепежей, двигателя и других деталей машины. Обычно при затягивании происходят следующие ошибки:
- Смазка резьбы моторным маслом.
- Превышение момента затяжки.
- Использование неподходящих или неисправных инструментов.
- Установка неподходящих крепежей.
Лучше избегать ошибок. Иначе можно повредить уплотнитель, особенно если он состоит из мягких, эластичных материалов.
Выбор прокладки
При установке ГБЦ надо знать не только, сколько силы нужно применить при протяжке, но и как правильно выбрать прокладку. Для замены рекомендуется применять оригиналы. Их артикулы указаны в инструкции по использованию машины или в Интернете. Разрешен монтаж качественных неоригинальных изделий. Перед покупкой такой запчасти желательно проконсультироваться с механиками СТО или опытными автовладельцами.
Теперь читатели знают, каковы моменты затяжки болтов ГБЦ и как выполнить эту операцию. Нарушение порядка и усилия затягивания чревато опасными последствиями. Поэтому начинающим автовладельцам рекомендуется доверить эту работу квалифицированным механикам. Обращение в автосервис — хороший вариант при подозрении на неисправность головки, других компонентов двигателя.
Комментарии0