Ремонт и обслуживание

Правила проверки АКБ нагрузочной вилкой с таблицей показаний

Сергей Василенков от 18-07-2023, 10:36 Просмотров: 3195 7

При ухудшении работоспособности необходима проверка аккумулятора нагрузочной вилкой. Она показывает, в каком состоянии находится устройство и полностью ли заряжено. Проводить диагностику рекомендуют все производители АКБ, чтобы продлить срок их службы. Сделать тест можно в автосервисе или самостоятельно. В статье речь пойдет о том, как проверить состояние аккумуляторной батареи нагрузочным тестированием, и когда ее можно назвать неисправной.

Назначение и принцип работы прибора

АКБ нужна каждому автомобилю для работы электрической системы и оборудования. При ее поломке эксплуатация авто станет невозможной. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику. В этом поможет нагрузочная вилка. Водителям нужно знать, что это такое и как правильно проверить состояние АКБ этим устройством.

Устройство нагрузочной вилкиУстройство нагрузочной вилки
Устройство прибора

Нагрузочная вилка — прибор для тестирования заряда 12- либо 24-вольтовой автомобильной батареи электропитания. Он имитирует нагрузку на аккумулятор, создаваемую при запуске автомобильного двигателя стартером. Купить его можно в каждом автомагазине. Устройство имеет простую конструкцию. Оно состоит из таких частей:

  • кожух из металла;
  • вольтметр;
  • спираль или несколько спиралей;
  • штырь;
  • два щупа.

Провод с большим сечением присоединяют к минусовому выходу, а плюсовой соединяется со штырем прибора. Чтобы проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, нужно подключить зажимы прибора к клеммам батареи. Создается сопротивление. Прибор показывает напряжение. По нему можно узнать состояние АКБ, возможность и степень ее заряда, состояние электроцепи авто.

Инструкция по проверке

Проверка батареи электропитания машины нагрузочной вилкой осуществляется под нагрузкой и без нагрузки. Диагностику можно провести самостоятельно, следуя инструкции. Процедура занимает несколько минут и требует минимальных знаний по обслуживанию авто. Важно соблюдать рекомендации для максимальной точности замеров. Для разных видов аккумуляторов и вилок возможны нюансы, но принцип всегда одинаковый.

Мультиметр показывает текущий вольтаж и ампераж АКБ. Если на дисплее появились показания, которые соответствуют стопроцентному заряду, это не значит, что аккумулятор в порядке. Достаточно дать небольшую нагрузку, чтобы АКБ моментально разрядилась. Такое напряжение может создавать контрольный прибор. Ниже будет инструкция на примере модели Orion HB-03.

Диагностика без нагрузки

В этом режиме не включают в работу спирали-сопротивления. Работает только вольтметр. Вилка просто выполняет функции мультиметра. Проверить АКБ без нагрузки можно со снятием элемента питания с машины или без. Но перед диагностикой следует отсоединить батарею от зарядного устройства или аккумуляторных клемм. Работать рекомендуется при температуре не менее +20 градусов Цельсия. К моменту тестирования должно пройти минимум семь часов после последней эксплуатации автомобиля. Не следует диагностировать батарею сразу после поездки.

Проверка батареи без нагрузкиПроверка батареи без нагрузки
Проверка без нагрузки

Перед проверкой нужно удостовериться в достаточном уровне электролита в банках. Если его мало, долить до требуемого количества. Это правило справедливо для обслуживаемых аккумуляторов. Сейчас большинство АКБ необслуживаемые. Поэтому обычно доливать ничего не надо.

Операция выполняется по следующему алгоритму:

  • открутить гайки возле щупа для отключения сопротивления;
  • подключить провод «крокодил» к минусу батареи;
  • подсоединить вывод-штырь к плюсу источника электропитания;
  • посмотреть цифры на дисплее измерительного прибора.

Для интерпретации результатов будет составлена таблица. Она в полной мере отражает соответствие значений вольтметра и процента заряда АКБ:

Напряжение, В

Уровень заряда, %

12,7

100

12,5

75

12,3

50

12,1

25

11,9

0

Если вольтаж находится на критической отметке, нужно почистить клеммы и провести повторную проверку. Порой на токовыводах аккумулятора образуется оксидная пленка, которая не пропускает электричество. Из-за нее искажаются результаты проверки.

Под нагрузкой

Режим предусматривает включение спиралей. Для этого на корпусе есть специальные переключатели, гайки. Проверка аккумулятора под нагрузкой производится, если диагностика без нее показала 100%-ный заряд. Она может выполняться и отдельно.

Проверка аккумулятора под нагрузкойПроверка аккумулятора под нагрузкой
Проверка батареи под нагрузкой

Тестирование необходимо, чтобы удостовериться в правильности показаний. Но его лучше делать, если напряжение АКБ находится в пределах 12,6-12,9 В. Перед работой нужно:

  • закрутить одну гайку для АКБ (100 А) или обе (200 А);
  • подключить «крокодил» к минусу батареи;
  • наколоть штырь на плюсовую клемму;
  • не проводить замеры больше 5 секунд.

По истечении этого времени прибор должен отключиться. Попытки принудительного возобновления работы запрещены. Измерения производятся по такому же алгоритму, как без нагрузки. В процессе диагностики на дисплее прибора появятся данные. Они указывают на исправность батареи. Значения показаны в таблице:

Напряжение, В

Уровень заряда, %

10,2

100

9,6

75

9

50

8,4

20

<7,8

0

Если цифры на экране оказались менее 9 В, следует проверить АКБ повторно. Если значения останутся низкими — батарея неисправна или разряжена. После диагностики под нагрузкой при удовлетворительном результате необходимо протестировать аккумулятор без нее. Значения должны восстановиться до первоначального уровня (12,6-12,9 В). Если параметры остались низкими, это может указывать на дефект одной или нескольких банок.

Частые тесты под нагрузкой губительны для источника питания электрической цепи автомобиля. Это может снизить его ресурс. Если делается несколько замеров, между ними необходима пауза 3-5 минут. За это время штырь прибора остывает. Прикосновение к горячему выводу опасно для человека.

Когда лучше использовать нагрузочную вилку

Проверка АКБ нагрузочной вилкой позволяет провести оценку исправности аккумулятора машины и необходимости его зарядки или замены. Также она применяется для измерения напряжения при диагностике иного электрооборудования: генератора и стартера. С ее помощью можно оценить:

  • состояние заряда батареи;
  • уровень разряда;
  • возможность подзарядки;
  • исправность других составляющих электрической цепи автомобиля.

Прибор применяют, когда измерение напряжения мультиметром показывает хороший результат, но АКБ быстро садится при незначительном использовании, не держит заряд.

Виды приборов

Сейчас выпускают нагрузочные приборы разных типов и моделей. Чтобы правильно выбрать устройство, следует знать, какие они бывают. Вилки отличаются по нескольким показателям.

Виды нагрузочных вилокВиды нагрузочных вилок
Виды приборов

Первым делом выбирают разновидность вольтметра. Они могут быть стрелочными или цифровыми. Стрелочные — устаревшие. Сейчас встречаются редко. Отличаются неточностью показаний. Цифровые — современные и точные. Помогают правильно проверять напряжение. Остальные характеристики:

  1. Рабочий диапазон. У разных приборов он различен. От этого зависит правильность результата тестирования.
  2. Сопротивление, которое можно подключать. Оно бывает на 100 или 200 А.
  3. Возможность смены нагрузочного сопротивления. Для проверки аккумулятора при разных токах нагрузки вилка должна иметь несколько резисторов. На устаревших устройствах параметры для замеров выставляются вручную. На современных их можно изменить с помощью настроек на дисплее.
  4. Способ подсоединения к батарее электропитания авто. Прибор может иметь два провода или один и штырь из металла вместо второго из них.
  5. Тип аккумуляторов, которые можно тестировать. Выпускают устройства для проверки щелочных или кислотных АКБ.
  6. Наличие амперметра. Позволяет получить больше данных для оценки состояния батареи.
  7. Возможность проверки каждой банки аккумулятора по отдельности. Это даст точные характеристики.

Основным параметром для выбора вилки служит нагрузка. Обычно ее диапазон 100-200 А. Этого достаточно для проверки большинства батарей электрического питания авто. Простые приборы имеют ограниченный функционал. Но рядовому автомобилисту большего не требуется.

Как подготовить АКБ к диагностике

Чтобы получить точные показания, необходимо правильно подготовиться к тестированию. Нужно удостовериться, что прибор подходит для работы с аккумуляторной батареей. Для этого лучше изучить инструкцию к устройству и АКБ. Для оценки состояния аккумулятора существуют специальные таблицы. Они позволяют проверить его исправность по параметрам.

Аккумулятор на 75 А·чАккумулятор на 75 А·ч
Аккумуляторная батарея

Вилки подходят для диагностики аккумуляторов с емкостью 65-240 А·ч. При их использовании выдается ток нагрузки 100-200 А. Это соответствует значениям, получаемым при запуске мотора стартером. Проверять батарею машины с небольшой емкостью следует одной спиралью. Для проверки мощного источника питания необходимо использовать две спирали.

Диагностика АКБ нагрузочной вилкой — простая процедура. Для этого необязательно обращаться в автосервис. При наличии прибора проверить батарею можно своими руками. Но для точности и безопасности измерений нужно следовать правилам:

  1. Изучить инструкцию к прибору и аккумулятору, чтобы убедиться в правильности выбора измерительного устройства и выставить необходимые настройки.
  2. Подготовить таблицы с возможными значениями показателей.
  3. Использовать вилку с подходящими параметрами.
  4. Проверять только при плюсовой температуре от +1 до +35 градусов Цельсия. Но некоторые нагрузочные вилки работают при более низких или высоких температурах.
  5. Не прикасаться руками к спирали, можно получить сильный ожог.
  6. Проверить контакты, их крепления перед работой. Если они повреждены, измерения будут неточными.
  7. Использовать только обычный ток нагрузки, возникающий при пуске двигателя автомобиля.
  8. Тестировать АКБ десять секунд. Этого достаточно для проверки. Длительная диагностика может сильно разрядить аккумулятор или вывести из строя вилку.

Обычно для тестирования хватает 5 секунд. При быстром контакте спираль будет меньше выгорать, что продлит срок службы устройства.

Что делать, если аккумулятор слабый

Если после тестирования под нагрузкой параметры АКБ не восстанавливаются, это указывает на его неисправность. Чтобы узнать причину, нужно проверить контакты, состояние банок и уровень электролита в них. Если самостоятельная полная диагностика не увенчалась успехом, следует обратиться в автосервис для профессиональной оценки состояния. Обычно восстановить первоначальные характеристики батареи при данной проблеме невозможно. Виной тому сульфатация. Потребуется новый источник питания электроцепи авто.

Самостоятельно проверять аккумулятор нагрузочной вилкой просто. Это желательно делать при появлении признаков неисправности или перед зимним сезоном. Тестирование необходимо, если АКБ служит более трех лет даже при отсутствии симптомов неполадок. При выявлении проблем следует приобрести новую автомобильную батарею. Езда с неисправным источником питания опасна. Двигатель может заглохнуть на светофоре, на железнодорожном переезде.

Похожие публикации


Напряжение аккумулятора как способ оценки его работоспособности Широкий выбор электронных устройств и активное их внедрение в автомобильную индустрию создает дополнительную нагрузку на элементы питания, требуемые для их работы. Так, жизнь автомобильных аккумуляторных батарей нельзя назвать сладкой. Постоянные перепады температур, вечно меняющиеся режимы работы

Комментарии0

Комментариев к статье "Правила проверки АКБ нагрузочной вилкой с таблицей показаний" пока нет.

Добавить комментарий