Как надо правильно ездить на вариаторе
Машина с вариатором - это особая каста в мире автомобилей. Такая коробка передач работает плавно и бесшумно, обеспечивая комфортную езду. Но у трансмиссии есть свои секреты, капризы, которые нужно учитывать при вождении.
Порой водители, пересев с обычного "автомата" на вариатор, теряются и не знают, как правильно обращаться с этим агрегатом. В результате они допускают ошибки, которые приводят к преждевременному износу, поломкам трансмиссии.
Чтобы этого не произошло, нужно разобраться во всех нюансах эксплуатации трансмиссии. И эта статья поможет в этом. Будут рассмотрены основные режимы работы вариатора, правила начала движения и остановки, особенности вождения в разных условиях. В конце - рассказ о самых распространенных ошибках, которые допускают водители.
Освоить все премудрости вождения машины и пользоваться вариатором не так уж сложно. Главное - быть внимательным, аккуратным и соблюдать несколько простых правил. И тогда трансмиссия прослужит долго без проблем.
Режимы работы на вариаторе
Вариатор (CVT) - это бесступенчатая трансмиссия, которая обеспечивает плавное изменение передаточного отношения в широком диапазоне. Благодаря этому двигатель всегда работает в оптимальном режиме, а машина разгоняется и тормозит без рывков, толчков.
Большинство коробок имеют несколько режимов работы, которые нужно использовать в зависимости от ситуации на дороге. Пришло время разобраться с ними подробнее.
Нейтраль (N)
Это нейтральное положение селектора, при котором крутящий момент от двигателя не передается на колеса. Режим "нейтраль" используется при запуске двигателя, а также при длительных остановках. Типичные примеры - в пробке или на светофоре.
Но не стоит слишком часто пользоваться режимом N, особенно на короткие промежутки времени. Дело в том, что снижается давление масла в гидросистеме вариатора, и некоторые детали остаются без смазки. Это может привести к их быстрому износу.
Поэтому, если водитель остановился ненадолго, лучше просто удерживать ногу на педали тормоза, не трогать селектор. А если машина стоит дольше минуты, то можно включить нейтраль или перевести рычаг в положение P (парковка).
Парковка (P)
Это режим, при котором выходной вал коробки передач блокируется специальным механизмом. Машина надежно удерживается на месте и не может укатиться, даже если стоит на уклоне.
Включать парковку нужно каждый раз, когда водитель покидает автомобиль. Но перед этим необходимо полностью остановиться, включить стояночный тормоз и только потом переводить селектор в положение P. Иначе можно повредить блокирующий механизм.
Многие машины с вариатором оснащены системой автоматического включения парковки. То есть, если водитель забыл перевести селектор в положение P, то электроника сделает это сама при выключении зажигания. Очень удобная функция, которая избавляет от лишних хлопот.
Движение вперед (D)
Это основной режим для движения по дорогам общего пользования. При переводе селектора в положение D коробка начинает плавно изменять передаточное отношение в зависимости от скорости, нагрузки на двигатель.
Водителю остается только нажимать на педаль газа, наслаждаться плавным разгоном без рывков и провалов. Электроника сама подберет оптимальные обороты двигателя, передаточное число для каждой ситуации.
Но не стоит слишком часто пользоваться резким нажимом на газ, особенно при старте с места. CVT не любит рывков и предпочитает плавное ускорение. Если водитель будет резко стартовать со светофоров или постоянно "подгазовывать", то ресурс трансмиссии сильно сократится.
Поэтому надо стараться трогаться с места и разгоняться плавно, без резких движений педалью газа. Можно представить, что в салоне сидит хрупкая девушка с полным бокалом шампанского. Задача водителя - не расплескать ни капли при разгоне. Вот такой должна быть плавность.
Задний ход (R)
Все просто - это режим для движения задним ходом. Включать его можно только после полной остановки автомобиля. На некоторых машинах для перевода селектора в положение R нужно еще нажать кнопку на рукоятке, чтобы случайно не включить задний ход во время движения вперед.
При парковке задним ходом надо стараться не крутить руль до упора, не давить резко на газ. Вариатор в режиме R работает с большими нагрузками, может перегреться, если им злоупотреблять. Поэтому лучше быть аккуратными, не спешить.
Ручной режим (+/-)
Это режим, в котором водитель сам может переключать виртуальные передачи вариатора, нажимая на кнопки или двигая селектор в положения "+" и "-". Ручной режим имеет 6-8 фиксированных ступеней, имитирующих обычную АКПП.
Зачем нужен ручной режим, если CVT и так все делает автоматически? Иногда возникают ситуации, когда нужно самому контролировать обороты двигателя, тягу на колесах. Типичный пример - при обгоне на трассе, при движении в гору или при буксировке прицепа. В этих случаях перевод селектора в ручной режим позволяет держать стрелку тахометра в нужном диапазоне и не допускать излишних перегазовок.
Дополнительные режимы (Эко, Спорт)
Многие вариаторы оснащены дополнительными режимами для разных стилей вождения. Пример - режим Эко (Ecology) настраивает работу двигателя и трансмиссии на максимальную экономию топлива. Обороты мотора снижаются, педаль газа становится "мягче", климат-контроль переходит в щадящий режим.
Режим Эко хорошо подходит для спокойной езды по городу или трассе. Но динамика страдает. Зато можно сильно сократить расход бензина, особенно в пробках. Правда, злоупотреблять экорежимом не стоит, ведь при низких оборотах мотор и вариатор быстрее изнашиваются.
Противоположность Эко - это режим Спорт (Sport). В нем коробка настраивается на максимальную динамику и держит обороты повыше, чтобы мотор быстрее реагировал на нажатие педали газа. Руль становится "острее", подвеска жестче. Получается больше удовольствия от вождения. Управлять движением становится проще.
Но расплата за это - повышенный расход топлива и более интенсивный износ всех узлов, агрегатов. Поэтому постоянно ездить в спортрежиме не рекомендуется. Только иногда, для души.
Кроме Эко и Спорт могут быть и другие режимы - Зима, Грязь, Песок. Они адаптируют работу двигателя, вариатора и других систем под тип дорожного покрытия. Но это, скорее, маркетинговые фишки. По сути, обычного режима D вполне достаточно для большинства ситуаций.
Начало движения и остановка: как правильно ездить
Правильно трогаться с места и останавливаться на вариаторе - целая наука. Но освоить ее несложно, если знать пару секретов.
Прогрев вариатора перед поездкой
Опытный водитель знает, что "холодный" мотор нужно прогревать перед активной ездой. Но мало кто задумывается, что CVT тоже любит тепло.
Трансмиссионная жидкость в вариаторе при низких температурах становится вязкой, плохо прокачивается по каналам. Особенно страдают от этого насос, конусы и другие подвижные элементы. Они начинают работать "на сухую", без смазки. А это приводит к ускоренному износу.
Поэтому правило номер один - не начинать движение сразу после запуска мотора, особенно зимой. Надо дать коробке 1-2 минуты на прогрев, чтобы жидкость разогрелась, разошлась по системе. Некоторые машины сами блокируют селектор, не дают включить передачу, пока коробка не прогреется до нужной температуры.
Еще один лайфхак - если водитель завел мотор, но сразу не поехал, не надо переводить селектор в N и глушить двигатель. Лучше оставить коробку в режиме D и просто держать ногу на тормозе. Тогда в вариаторе сохранится рабочее давление, циркуляция масла. Иначе при следующем запуске коробке снова потребуется время на "раскачку".
Плавный старт и разгон
Резкость - главный враг вариатора. Поэтому, начиная движение, надо быть предельно аккуратными с педалью газа. Лучше нажимать на нее плавно и постепенно, без рывков.
Можно представить, что водитель везет на пассажирском сиденье полный аквариум с золотыми рыбками. Его цель - не расплескать ни капли воды и не побеспокоить рыбок резкими маневрами. Вот с такой же бережностью надо обращаться с вариатором.
Старт в горку - это отдельная песня. Здесь трансмиссия испытывает повышенные нагрузки, ведь ей приходится удерживать машину от откатывания назад и одновременно разгонять ее вперед. В этой ситуации многие водители рефлекторно "подгазовывают", чтобы быстрее тронуться. Но для вариатора это настоящий стресс.
Поэтому, если водитель остановился на подъеме, лучше воспользоваться ручным тормозом. Достаточно зафиксировать машину "ручником", а потом плавно отпустить его и одновременно нажать на газ. Тогда старт получится мягким, щадящим для трансмиссии.
Остановки (до 1 мин и более)
Ну и последний момент - это остановки в пути. Если водитель притормозил на светофоре или в пробке меньше, чем на минуту, то ему надо просто удерживать педаль тормоза и не трогать селектор. Современные вариаторы адаптированы под такой режим работы. Они не перегреваются.
А вот если предстоит стоять дольше, то лучше перевести селектор в N (нейтраль) или Р (парковка). Это снимет нагрузку с гидротрансформатора, других элементов коробки. Главное - не забыть потом вернуть селектор в D перед началом движения.
Типичные ошибки водителей
Даже опытные водители иногда допускают ошибки при эксплуатации вариатора. Что уж говорить о новичках. Настало время разобрать самые распространенные ошибки, чтобы избежать их. Вот список:
- Резкие старты и торможения. Вот чего вариатор точно не любит, так это резкости, рывков. Если постоянно "рвать" с места и тормозить "в пол", то ремень CVT быстро растянется, а конусы выкрошатся. Ремонт или замена коробки - очень дорогое удовольствие.
- Буксировка, езда с прицепом. Еще одна ошибка - использовать машину с вариатором для буксировки или езды с тяжелым прицепом. Хотя в инструкции обычно указан максимально допустимый вес, но лучше не рисковать. CVT может перегреться, особенно летом, и выйти из строя.
- Пробуксовка, езда по бездорожью. Нельзя допускать пробуксовку колес на вариаторе, особенно если одно колесо буксует, а другое зацепилось. Из-за разницы в скорости вращения ремень CVT испытывает запредельные нагрузки, может порваться. То же самое касается езды по грязи, снегу, песку - все это убивает коробку.
И последняя ошибка - экономить на обслуживании вариатора. Масло в нем нужно менять строго по регламенту, обычно каждые 40-60 тыс. км. Если этого не делать, продукты износа будут циркулировать по системе и убивать насос, конусы, подшипники. А масло начнет терять свои свойства, плохо защищать детали от перегрева.
Заключение
Итоги таковы:
- Вариатор любит плавность, аккуратность. Надо трогаться с места и тормозить мягко, без рывков.
- Нужно следить за режимами работы, использовать их по назначению. Нельзя забывать о прогреве.
- Лучше избегать буксировки, езды с прицепом, пробуксовки колес. CVT этого не любит.
- Надо вовремя менять масло в коробке и не экономить на обслуживании. Это того стоит.
В автомобильном сообществе ходят слухи о том, что вариатор не подлежит ремонту. Это не так. В нормальном автосервисе всегда найдутся механики, способные перебрать коробку и восстановить ее работоспособность.
Комментарии0