Запчасти и расходники

Вариаторная коробка передач: преимущества и недостатки


Вариаторная коробка (или просто вариатор) – это коробка передач, которая максимально эффективно использует мощность мотора, наиболее удачно сопоставляя нагрузку на машину с оборотами коленвала. Особенность системы в том, что она является бесступенчатой - то есть вместо обычного переключения режимов она равномерно изменяет передаточное число в определенном диапазоне. Устанавливается на легковые автомобили, так как для крупных недостаточно мощна.

Коробка вариатор

Устройство и разновидности

Конструкция зависит от типа системы, однако устройство вариатора любого типа имеет одну структуру. Вариатор включает в себя:

  • раздвижные шкивы;
  • систему управления;
  • устройство включения заднего хода;
  • систему, отвечающую за вращение колес и фиксацию рычага в положении «нейтраль».

Далее расскажем о типах вариаторных коробок

Вариаторная КП клиноременного типа

Один из самых распространенный и перспективных вариантов. Отличается простотой и надежностью – конусовидные шкивы, расположенные под углом для минимального сопротивления, приводятся в действие ременной передачей. В некоторых системах предусмотрено две ременные передачи. За движение шкивов вдоль вала (они работают на схождение-расхождение) отвечает гидроцилиндр.
Сам ремень состоит из пластинок из прочного износостойкого металла. Реже можно встретить резиновый вариант, однако такой вариант уже устарел и почти не используется из-за малого ресурса. На устройствах Audi вместо ремня устанавливается металлическая цепь – благодаря чему систему назвали клиноцепной.

В КП с ременным приводом за вращательные движения отвечает толкательное усилие. Клиноцепной привод работает за счет тянущего усилия.

Вариаторная КП тороидного типа

Представляет собой пару клиновидных валов — ведущего и ведомого. Между ними располагаются ролики, которые обеспечивают изменение передаточного числа. Ролики двигаются по вертикали и вращаются вокруг своей оси. Если происходит состыковка ролика с валами в одном радиусе, КП переключается на прямую передачу. Если же происходит состыковка ролика, малого радиуса ведущего диска и большого радиуса ведомого, то передача понижается.

Эти виды вариаторов получили широкое распространение в автомобилестроении и других отраслях. Хотя тороидные трансмиссии не пользуются особой популярностью из-за сложной конструкции и высокой стоимости.

Плюсы и минусы вариаторной коробки

Как и любая система, вариатор имеет свои сильные и слабые стороны. Прежде чем совершать покупку, следует провести тест-драйв, чтобы можно было сравнить обычные КП и бесступенчатую и решить для себя, что все-таки лучше.

К основным достоинствам вариатора относят следующие:

  • более динамичный разгон, так как не требуется времени на переключение режимов;
  • плавность движения – отсутствие ступеней исключает и свойственные трансмиссии рывки в процессе разгона;
  • автомобиль не глохнет при кратковременных остановках - что является огромным преимуществом в городских условиях (пробки, светофоры, пешеходные переходы);
  • экономичный расход горючего;
  • удобство управления;
  • малый уровень шума;
  • стабильные показатели динамики на длинных отрезках пути;
  • отсутствие пробуксовки на обледенелой поверхности;
  • экологичность — коробка передач вариатор меньше любой другой загрязняет атмосферу.

Впрочем, коробок-вариаторов есть и недостатки:

  • автомобиль не может долго идти при высоких оборотах;
  • приходится использовать специальные дорогие составы для улучшения работы ременного привода;
  • повышенная чувствительность к качеству масла – необходимо его постоянно менять (примерно раз в 30 тысяч км);
  • чувствительность к повышенным нагрузкам и неправильной эксплуатации – то, что может выдержать «механика», приведет к поломке вариатора;
  • снижения «спортивных» качеств.

Вариатор или автомат — что лучше?

Для ответа на этот вопрос необходимо определиться с требованиями к автомобилю. Основное «правило» вариатора – это умеренность и ограничение по мощности. Такая КП не подходит для автомобилей с мощными двигателями и автомобилистам, предпочитающим агрессивную манеру езды.

Когда не следует покупать автомобиль с вариатором:

Вы — поклонник спортивной езды

На автомобиле с бесступенчатой КП нельзя резко рвануть с места и гонять на пределе, выжимая из авто максимум. Также не стоит увеличивать мощность автомобиля посредством тюнинга – вариатор идеально подходит для среднемощных автомобилей и равномерного движения. Основные «спортивные» приемы езды вариаторная коробка не выносит.

Еще один недостаток – отсутствие «спортивного рыка» мотора и присутствие равномерного жужжащего звука в процессе работы, что не характерно для других трансмиссий. Чем отличается вариатор? Тем, что не позволяет достигать двигателю критической рабочей точки, обеспечивая стабильную работу в максимально эффективном и экономичном режиме.

Вы не хотите менять свои привычки

Вождение с бесступенчатой КП требует от водителей новых навыков. «Автоматика» в сравнении с «механикой» также имеет свои тонкости, но управляться с нею все же проще и привычнее.

К примеру, при нажатии на педаль газа вариаторная КП в первую очередь набирает обороты, а не обеспечивает тягу на колеса, что приводит к некоторой задержке. Поэтому при проведении маневра (например, при обгоне) нажимать на газ следует на полсекунды раньше.

Автомат или вариатор

Если предпочитаете экономный автомобиль

Вариаторная КП требует определенных затрат. Сложная конструкция подразумевает дорогостоящий ремонт и обязательно в хорошей мастерской. Самостоятельный ремонт системы невозможен — даже среди специалистов сложно найти мастера, который действительно сможет все сделать правильно. Поэтому сэкономить на ремонте не получится.

На обслуживании тоже не сэкономишь — системе требуются качественное масло и его частая замена. В противном случае коробка выйдет из строя намного раньше положенного срока.

Автоматическая КП не то чтобы дешевле в этом плане, но ее ресурс обычно больше и она не так чувствительна к жесткой эксплуатации. Кроме этого, «автомат» широко используется в легковых автомобилях и хорошо изучен мастерами. А вот за ремонт вариаторной коробки возьмется не каждый даже опытный мастер, так как система только набирает популярность и изучена плохо.

Хоть бесступенчатая трансмиссия и не подходит для экстремального вождения, оснащенный ею автомобиль обгонит аналогичную модель с АКПП. Автоматика быстрее берет старт, однако тратит время и прерывает тягу в процессе переключения передач, что сказывается на динамике. Вариаторная трансмиссия обеспечивает постоянную тягу и равномерное ускорение. Этот фактор позволяет избежать пробуксовки на скользком покрытии, снижает количество вредных выбросов в атмосферу. Горючее также экономится.

Когда и зачем нужна калибровка

Калибровка вариатора проводится при появлении вибраций в начале движения автомобиля либо во время его остановки. Калибровка включает в себя обнуление данных ЭБУ и последующее обучение блока управления для фиксации новых данных.

Необходимость проводить калибровку могут вызвать:

  • ремонт КП;
  • замена КП;
  • ремонт/замена двигателя;
  • смена стартового пакета.

Калибровка может производиться в статике (на автомобиле без движения) и в динамике. Последний вариант более простой и понятный - часто к нему прибегают водители, проводя процедуру самостоятельно.

Калибровка в движении выполняется в несколько шагов:

  1. Мотор прогревается, пока не заработает вентилятор охлаждающей системы.
  2. Выключаются все дополнительные электрические приборы.
  3. Включается ближний свет.
  4. Набирается скорость до 60 км/ч, отпускается «газ», автомобиль продолжает движение до стабилизации скоростного режима.
  5. Нажимается педаль тормоза, машина плавно останавливается, вариатор устанавливается в режим «Р».
  6. После этого необходимо заглушить двигатель.

Подождав пару секунд, следует проверить результаты.

Вариатор требует бережного отношения и значительных материальных затрат. Для среднемощных автомобилей и городских условий коробка передач этого вида подходит идеально.

admin от 8-12-2017, 17:04 0

Похожие публикации


Трансмиссия CVT – особенности конструкции и оценка эксплуатационных показателей
Читать далее...
Как самостоятельно отремонтировать вариатор автомобиля Nissan
Читать далее...
Специалисты единодушны: преимущества вариатора перевешивают его недостатки
Читать далее...

Комментарии0

Комментариев к статье "Вариаторная коробка передач: преимущества и недостатки" пока нет.

Добавить комментарий