Ремонт и обслуживание

Нужна ли смазка для стартера и чем его смазать

Сергей Василенков от 6-03-2024, 02:40 Просмотров: 526 1

Нужна ли смазка для стартера автомобиля и какой состав лучше использовать для обеспечения бесперебойной работы этого узла - вопросы, волнующие водителей. Если стартер работает с перебоями или с трудом проворачивает коленчатый вал, потому что нет смазочного состава, это приводит к поломкам, длительным ремонтам и лишним расходам. Поэтому правильный подбор смазочных материалов для агрегата, а также регулярное их пополнение во время техобслуживания может предотвратить многие неприятности.

В статье пойдет речь о том, какие именно детали необходимо "консервировать", чем их лучше обрабатывать, с какой периодичностью это следует делать. Будут даны рекомендации по выбору составов для ухода с учетом климатических условий эксплуатации автомобиля.

Какие узлы надо защищать

Смазка для планетарного редуктора стартераСмазка для планетарного редуктора стартера
Смазочный материал на планетарном механизме

Прежде чем рекомендовать средства для обработки, надо разобраться, какие детали требуют регулярной защиты стартера при сборке. Это необходимо для правильного распределения составов, обеспечения минимального трения узлов. Основные элементы, которые надо периодически смазывать:

  1. Вал стартера там, где расположена продольная муфта. Смазка нужна, чтобы муфта свободно перемещалась по валу, не создавая лишнего трения. Это позволит избежать заклинивания шестерни редуктора.
  2. Обгонная муфта. Деталь, передающая крутящий момент от вала якоря к приводному валу. Обработка обеспечит плавность вращения, снизит внутренние потери при работе обгонной муфты.
  3. Редуктор (планетарный механизм). Если он есть внутри. Предназначен для уменьшения оборотов и увеличения крутящего момента. Защита нужна его шестерням и подшипникам, чтобы редуктор вращался легко, без заеданий.

Рекомендуемый интервал "консервации" этих узлов - раз в 40-50 тысяч километров пробега либо раз в 2 года. Лучше ориентироваться на то условие, которое наступит раньше.

Базовые характеристики

Чтобы выбрать подходящий смазочный материал, нужно обращать внимание на такие его характеристики:

  1. Температурный диапазон эксплуатации. "Паста" должна сохранять рабочие свойства как при сильных морозах, так и в жаркую погоду - соответствовать условиям, в которых эксплуатируется автомобиль.
  2. Защита от коррозии. Состав образует на деталях тонкую пленку, предохраняя их от разрушительного воздействия влаги, агрессивных элементов.
  3. Высокая нагрузочная способность. Это мера прочности пленки - она должна выдерживать большие механические напряжения в узлах без разрыва.
  4. Низкий коэффициент трения. Позволяет движущимся деталям легко скользить друг относительно друга, снижая внутреннее трение, потери металла.
  5. Длительный интервал замены. Качественная смазка может сохранять свои эксплуатационные свойства в течение нескольких десятков тысяч километров пробега.

Базовые качества есть у многих фабричных средств. Но лучше ориентироваться на составы, у которых много хороших отзывов на тематических форумах.

Смазка для стартера

Есть еще один важный параметр. Кинематическая вязкость - это характеристика текучести материала. От нее зависит способность проникать в зазоры движущихся частей, образовывать на их поверхности прочную пленку.

Смазка бендикса генератораСмазка бендикса генератора
Нанесение смазочных материалов на бендикс

По действующим стандартам, для использования рекомендуются составы на основе масел с кинематической вязкостью не более 100 сСт (сантистокс). Они хороши для работы в условиях низких температур, высоких оборотов и весомых нагрузок. Смазки с вязкостью 100-200 сСт уже относятся к категории универсальных автомобильных. Они менее текучи при отрицательных температурах, потому плохо подходят для использования в стартерах. Достойный выбор - это состав на маловязкой основе (до 100 сСт), который обеспечит надежную работу агрегата круглый год.

Liqui Moly Thermoflex

Liqui Moly ThermoflexLiqui Moly Thermoflex
Liqui Moly

Один из лучших вариантов состава для обработки подвижных деталей - немецкий продукт Liqui Moly Thermoflex. Аналог - Orlen Oil Greasen Syntex ht 2. Это пластичная консистентная смазка на полужидкой масляной основе. Обладает следующими характеристиками:

  • широкий температурный диапазон использования от -50 до +140 градусов Цельсия;
  • позволяет работать в любых климатических условиях - как в сильный мороз, так и при высоких положительных температурах;
  • содержит присадки, защищающие поверхности деталей от коррозии и окисления;
  • выдерживает высокие удельные нагрузки - до 3000 Н на 1 квадратный сантиметр;
  • не растекается на валах, шестернях и в подшипниках;
  • имеет низкий коэффициент трения, что сводит к минимуму внутренние потери на трение в узлах;
  • стабильно сохраняет все рабочие показатели на протяжении десятков тысяч километров пробега автомобиля после нанесения.

Liqui Moly Thermoflex - это импортный состав, предназначенный для длительной защиты от износа. Он надежно защитит детали и прослужит в 2-3 раза дольше бюджетных аналогов. После введения западных санкций найти средство в российских магазинах трудно. Поэтому лучше использовать аналог.

Liqui Moly lm 47 langzeitfett

Liqui Moly lm 47 langzeitfettLiqui Moly lm 47 langzeitfett
Liqui Moly lm 47 langzeitfett

Немецкий продукт для долговременной консервации узлов трения в агрегатах автомобиля. Обладает рядом полезных свойств:

  • температурный диапазон от -30 до +125 градусов Цельсия;
  • высокая механическая стабильность, не растекается из зазоров под действием центробежных сил;
  • эффективно гасит вибрации, ударные нагрузки в подшипниках качения;
  • надежно предохраняет поверхности трения от коррозии;
  • отличные адгезионные свойства - прочно прилипает к металлу.

Смазка подходит для российских условий в регионах ближе к югу, потому что в средней полосе морозы зимой легко преодолевают отметку в -30 градусов Цельсия. Но кратковременное снижение температуры не критично. Если аккумулятор заряжен, а в картере зимняя синтетика, стартер легко провернет коленчатый вал.

Ravenol Arctic Green Grease AGG2

Ravenol Arctic Green Grease AGG2Ravenol Arctic Green Grease AGG2
Ravenol Arctic Green Grease AGG2

Достойной альтернативой импортному продукту Liqui Moly Thermoflex становится состав Ravenol Arctic Green Grease AGG2. Это немецкое средство для обработки узлов, работающих в тяжелых температурных режимах. Основные достоинства:

  • рабочий диапазон от -60 до +120 градусов Цельсия;
  • подходит для холодного климата, где часты сильные морозы;
  • высокая механическая стабильность, не разжижается даже при долгой эксплуатации в высоконагруженных узлах трения;
  • проникает по капиллярам в микротрещины, возникающие между сопрягаемыми поверхностями деталей стартера;
  • обеспечивает надежную защиту от ржавчины и окисления металлических поверхностей;
  • не вытекает, не выбрасывается из зазоров даже на высоких скоростных режимах работы.

Состав можно рекомендовать для надежной всесезонной защиты подвижных узлов от преждевременного износа. Средство пока есть в российских магазинах автохимии, но перспективы туманны.

Castrol LMX Li-Komplexfett

Castrol LMX Li-KomplexfettCastrol LMX Li-Komplexfett
Castrol LMX Li-Komplexfett

Смазочный материал становится достойным решением для обработки подвижных соединений. Это пластичная консистентная смазка сложного литиевого мыла. К достоинствам Castrol LMX можно отнести:

  • хорошая адгезия к металлическим поверхностям, средство прочно удерживается в зазорах;
  • выдерживает высокие механические и температурные нагрузки без потери свойств;
  • эффективно гасит вибрации, ударные импульсы в подшипниках качения;
  • обеспечивает надежную защиту деталей от коррозионного воздействия атмосферной влаги;
  • имеет рабочую температуру от -35 до +170 градусов Цельсия;
  • пригодна для эксплуатации в средней климатической зоне.

Castrol LMX - проверенное временем качественное средство для консервации внутренних механизмов от такого авторитетного бренда, как Кастрол. Покроет потребности большинства автовладельцев.

Molykote 7514

Molykote 7514Molykote 7514
Molykote 7514

Интересная, перспективная защита от американской компании DuPont, предназначенная для обработки ответственных высоконагруженных узлов. Отличается следующим:

  • рабочий диапазон температур от -40 до +180 градусов Цельсия;
  • антифрикционные свойства, обусловленные применением запатентованных полимерных присадок;
  • высокая несущая способность - смазка не выдавливается даже из минимальных зазоров на больших оборотах и под высоким давлением;
  • хорошие адгезионные характеристики, покрытие как бы "прилипает" к поверхностям надолго.

Состав экологически безопасен, не содержит токсичных компонентов. Molykote 7514 - это современный высокотехнологичный американский смазочный материал, в том числе для надежной всесезонной защиты стартера машины. Проблема состоит в том, что минимальная упаковка - 25 кг.

Molykote 3400A Leadfree

Molykote 3400A LeadfreeMolykote 3400A Leadfree
Molykote 3400A Leadfree

Смазка от американской компании DuPont, предназначенная для нанесения на ответственные, высоконагруженные узлы, такие как стартер. Аналог - Modengy 1014. Отличается следующим:

  • максимальный рабочий диапазон температур от -200 до +430 градусов Цельсия;
  • антифрикционные свойства из-за использования полимерных присадок;
  • хорошая устойчивость к вымыванию - состав держится на поверхности.

Molykote 3400A Leadfree - это универсальный американский смазочный материал, в том числе для надежной всесезонной защиты стартера автомобиля.

Molykote BR 2 Plus

Molykote BR 2 PlusMolykote BR 2 Plus
Molykote BR 2 Plus

Еще одна перспективная разработка компании DuPont для смазывания соприкасающихся узлов. Аналог - Efele MG-212 Lithium Grease with EP additives and molybdenum disulfide. Это технологичная пластичная смазка. Особенности таковы:

  • диапазон эксплуатации от -30 до +130 градусов Цельсия;
  • улучшенная текучесть при низких температурах по сравнению с другими составами Molykote;
  • высокая механическая стабильность, не растекается из подшипников и зазоров на больших оборотах;
  • устойчивость к воздействию воды и агрессивных сред.

Состав трудно найти на российском рынке. Но на складах в крупных городах есть остатки. Если успеть вовремя, можно приобрести средство "впрок". Оно все равно понадобится для обработки. Альтернатива - использовать аналог.

Литол 24

Литол 24Литол 24
Литол 24

Сравнительно недорогая универсальная смазка российского производства, которую можно использовать для обработки подвижных соединений в стартере. Основные особенности:

  • температурный режим от -40 до +120 градусов Цельсия, хороший показатель для средней климатической полосы;
  • содержит противозадирные, антиокислительные и антикоррозионные присадки, защищает поверхности от износа, ржавчины;
  • достаточно пластичен при низких температурах, не затвердевает на морозе;
  • хорошо прирабатывается к трущимся поверхностям, уменьшает трение, износ деталей.

Бюджетный вариант, но в нынешних условиях найти американские и европейские средства трудно. Цены на "дефицит" зашкаливают. Расходы уже сопоставимы с покупкой канистры синтетического масла. Поэтому поддержка отечественного производителя - хорошая идея.

Циатим 201

Циатим 201Циатим 201
Циатим 201

Еще один отечественный продукт для смазывания узлов стартера - это пластичная консистентная смазка. Ее особенности:

  • температурный диапазон от -60 до +90 градусов Цельсия, подходит для эксплуатации в суровых зимних условиях с сильными морозами;
  • высокая механическая стабильность, не растекается из зазоров даже при высокой скорости, больших нагрузках;
  • эффективно гасит вибрации, ударные нагрузки в подшипниках;
  • надежно защищает поверхности трения от задиров, коррозии;
  • длительный срок службы, не требует частой замены.

Средство на основе лития. Оно появилось еще в СССР и до сих пор остается в магазинах. Консистенция - однородная мазь светло-желтого или коричневого цветов. Подходит для малонагруженных узлов, а стартер крутится не дольше 20 секунд - попадает в категорию.

Графитная смазка

Графитная смазкаГрафитная смазка
Графитный смазочный материал

Графитовые средства тоже иногда используют для обработки подвижных соединений в стартерах. К их положительным качествам можно отнести:

  • высокие антифрикционные свойства графита, что уменьшает трение движущихся частей;
  • стойкость графита к высокому давлению, он выдерживает большие нагрузки в узлах трения;
  • защита металлических поверхностей от задиров при запуске двигателя.

Но у графитовых составов есть и минусы:

  • узкий температурный диапазон (обычно от -20 до +130 градусов), не подходит для сильных морозов;
  • недостаточная долговечность по сравнению со специализированными смазками.

Применение состава ограничено. Сильный мороз и "рыхлая" структура переводят средство в разряд временных. Лучше отдать предпочтение более современным составам на комплексных основах.

Таблица применимости

Совместимость смазывающих материалов с узлами пускового устройства:

Смазка

Обгонная муфта

Вал стартера

Планетарка

Liqui Moly Thermoflex

-

-

+

Liqui Moly lm 47 langzeitfett

-

-

-

Ravenol Arctic Green Grease AGG2

-

-

+

Castrol LMX Li-Komplexfett

+

+

-

Molykote 7514

-

-

+

Molykote 3400A Leadfree

-

+

-

Molykote BR 2 Plus

-

+

-

Литол 24

+

-

+

Циатим 201

+

+

-

Графитная смазка

-

+

-

 

Вал - самый неприхотливый элемент стартера. Ему нужно обеспечить гладкое скольжение. Планетарный редуктор куда капризнее. Для него важна хорошая адгезия. Обгонную муфту можно обработать российской "химией".

Как правильно смазать стартер

Для всесторонней обработки пускового устройства надо сначала сбросить с аккумуляторной батареи минусовую клемму. Иначе в момент демонтажа может произойти короткое замыкание. Дальнейшие действия:

  1. Снять стартер с автомобиля при помощи ключа.
  2. Частично разобрать, обеспечив доступ к валу и редуктору. Для этого снять втягивающее реле, выпрессовать задний подшипник, открутить болты соединения ротора со статором.
  3. Очистить сопрягаемые поверхности от остатков старой смазки, загрязнений.
  4. Смазать вал, а также шестерни и подшипники редуктора.
  5. Собрать стартер в обратной последовательности, установить его на автомобиль.

Для полной профилактики рекомендуется при снятии стартера провести также осмотр его электродвигателя, контактной системы и привода. После завершения работ останется подключить минусовую клемму к АКБ, перевести ключ зажигания в положение Start, запустить движок. Если не слышно посторонних шумов, значит все в порядке.

Нужна ли вообще смазка

А нужно ли вообще смазывать стартер? Рассмотрим основные доводы "за" и "против". Аргументы в пользу смазки стартера:

  • уменьшает трение в подвижных соединениях - вале, редукторе, что снижает их износ, увеличивает ресурс;
  • защищает поверхности деталей от коррозии, вызываемой влагой;
  • препятствует заклиниванию подвижных частей даже на морозе.

Доводы против обработки некоторых зон:

  • смазка втягивающего реле и втулок якоря притягивает пыль, что вредит работе стартера;
  • загустевшая на морозе "химия" в месте хода бендикса может полностью заклинить стартер.

Вывод: смазка нужна для вала и редуктора. Втягивающее реле и медные втулки лучше оставить в покое. Многие водители не "заморачиваются", пока не услышат писк или биение во время работы пускового устройства. К тому времени нанесение смазки не поможет. Придется проводить диагностику, ремонтировать стартер.

Похожие публикации


Смазка для направляющих суппортов: какая лучше? Смазывают направляющие суппортов для предотвращения скрипа тормозной системы. Обычно это делают при смене колодок. Так какую смазку для этого выбрать? Об этом мы вам расскажем в нашей статье.

Комментарии0

Комментариев к статье "Нужна ли смазка для стартера и чем его смазать" пока нет.

Добавить комментарий