Ремонт и обслуживание

Что такое бендикс в стартере машины

Сергей Василенков от 13-02-2024, 05:37 Просмотров: 836 5

Бендикс - важный узел в конструкции стартера автомобиля. От его исправной работы зависит возможность завести двигатель машины. Этот механизм передает крутящий момент от привода пускового устройства к маховику мотора. Так происходит плавное соединение вращающихся деталей и передача усилия для раскрутки коленчатого вала. Конструкция обгонной муфты проста, но выполняемые ею задачи критически важны. От состояния, исправности детали зависит возможность запуска двигателя автомобиля.

Статья подробно рассматривает устройство, принцип действия бендикса в стартере автомобиля. Представлена информация о его основных деталях, этапах соединения с венцом маховика и разъединения после запуска мотора. Описаны возможные поломки, способы их диагностики, устранения.

Что такое бендикс

Бендикс - обгонная муфта, которую устанавливают в стартере для соединения его привода с маховиком двигателя. Название узла произошло от фамилии изобретателя - американского инженера Винсента Гуго Бендикса, запатентовавшего механизм в начале XX века. Принцип работы основан на использовании подпружиненных роликов, заклинивающихся между внутренней и внешней обоймами.

Бендикс в стартере автомобиля Бендикс в стартере автомобиля
Бендикс автомобильного стартера

По конструкции привод состоит из двух основных частей:

  • ведущей обоймы с роликами, установленными в клиновых каналах;
  • ведомой обоймы с шестерней, которая непосредственно взаимодействует с венцом маховика.

За счет действия пружин ролики заклинивают эти две детали, обеспечивают передачу крутящего момента от якоря стартера к двигателю. Бендикс, устанавливаемый в пусковом устройстве - это обгонная муфта, позволяющая раскрутить коленвал автомобиля с необходимой скоростью для запуска мотора.

Устройство привода стартера

Конструкция обгонной муфты довольно сложная. Рассмотрим подробней устройство привода, назначение его основных деталей.

Как устроен бендикс стартераКак устроен бендикс стартера
Устройство привода

Ведущая обойма - наружная неподвижная часть механизма. В ней на осях расположены стальные ролики, которые свободно вращаются в широкой части клиновых каналов. Количество роликов может быть от 3 до 12 в разных конструкциях. В узкой части канала ролики заклинивают при вращении, фиксируют ведомую обойму относительной ведущей. Для надежного зацепления в каналах предусмотрены выемки. Подпружиненные ролики выполняют две функции в муфте свободного хода:

  • передают крутящий момент при сцеплении обойм;
  • компенсируют нагрузку, предохраняют зубья от поломки.

Ведомая часть привода - это внутренняя шестерня с обоймой, конструктивно объединенные. Она непосредственно взаимодействует с венцом маховика двигателя.

Принцип работы

Работа обгонной муфты основана на использовании инерционных сил и свободного хода внутренних элементов относительно наружной обоймы. Рассмотрим поэтапно процесс передачи вращения при запуске двигателя.

Принцип работы бендикса стартераПринцип работы бендикса стартера
Принцип действия обгонной муфты

На первом этапе водитель включает стартер поворотом ключа зажигания в центральном замке. Якорь электродвигателя начинает быстро вращаться, через редуктор передает крутящий момент шестерне.

На втором этапе ведомая обойма с шестерней под действием инерции скользит по шлицам вала якоря в направлении маховика. Как только зубья совмещаются, происходит их сцепление.

На третьем этапе при вращении ведомой части ролики в клиновых каналах заклиниваются, фиксируя обоймы относительно друг друга. Происходит жесткая передача крутящего момента к маховику.

В конце, когда обороты коленчатого вала двигателя превышают частоту вращения вала якоря стартера, обгонная муфта автоматически расцепляется. Это предотвращает поломку пускового устройства при работающем моторе.

Типичные неисправности

При работе у бендикса могут возникнуть неисправности. Рассмотрим самые характерные из них:

  1. Износ зубчатой пары шестерни и венца маховика. Приводит к проскальзыванию при передаче крутящего момента, невозможности запустить ДВС.
  2. Окисление или загрязнение контактных поверхностей в муфте. Из-за этого нарушается сцепление роликов, ослабевает их фиксация.
  3. Поломка или ослабление буферной пружины. Резко возрастают ударные нагрузки на зубчатое зацепление, что приводит к их быстрому износу, выкрашиванию.
  4. Потеря упругости прижимными пружинами роликов. Это приводит к биениям, люфтам и вибрациям при вращении муфты.

Для обнаружения неисправностей обгонной муфты необходимо регулярно проверять работу пускового устройства на слух. При появлении посторонних шумов и люфтов при вращении надо провести проверку. Особенно если стартер крутит, а двигатель не заводится.

Диагностика обгонной муфты

Чтобы вовремя определить возникшую неисправность бендикса, нужно регулярно проводить его диагностику. Рассмотрим основные ее этапы:

  1. Осмотр. Необходимо извлечь стартер из моторного отсека, внимательно осмотреть внешние поверхности, отмечая видимые повреждения или следы износа.
  2. Проверка люфта при вращении вала муфты. Определяется наличие значительного осевого люфта, свидетельствующего об износе подшипников или втулок.
  3. Оценка состояния шестерни муфты, взаимодействующей с маховиком. Замеряется глубина выкрашивания зубьев, отсутствие деформаций или трещин.
  4. Проверка вращения шестерни в одном направлении, остановки в обратном. Это позволяет определить исправность роликового механизма привода.
  5. Осмотр состояния подпружиненных роликов, их фиксаторов, выявление износа поверхностей или ослабления пружин.

Регулярно проводя такую диагностику, можно вовремя обнаружить дефекты и устранить их, не дожидаясь полного отказа механизма на дороге.

Можно ли отремонтировать бендикс

Конструкция кажется простой, но ремонт бендикса на практике затруднителен. Это связано с особенностями детали:

  • высокая нагрузка, интенсивный износ всех поверхностей, даже при шлифовке и притирке быстро восстанавливается зазор;
  • сложная регулировка зацепления роликов, обеспечение свободного хода в нужных пределах;
  • невозможность восстановления исходных свойств металла поверхностей трения, пружин со временем.

Цена ремонта с расточкой и подгонкой деталей мало отличается от цены нового привода. А с учетом его недолговечности после восстановления, такой ремонт экономически нецелесообразен.

Неисправный бендиксНеисправный бендикс
Привод с разбитой обоймой

Поэтому при выявлении дефектов обгонной муфты ее меняют целиком. Это позволяет получить полностью работоспособную конструкцию с восстановлением ресурса на длительный срок. Такая замена проста. Ее можно выполнить самостоятельно, если есть навыки.

Смазка для механизма

Вопрос о необходимости, правилах смазки бендикса - дискуссионный среди автовладельцев и механиков. С одной стороны, контактирующие поверхности муфты испытывают высокие нагрузки, интенсивно изнашиваются. Поэтому применение смазки вроде бы оправдано. Но толстый слой консистентной смазки нарушает сцепление роликов и шестерни привода с маховиком. Это может помешать нормальному запуску силового агрегата. Поэтому основное требование к смазочному материалу — обеспечение минимальной толщины смазочной пленки. Примеры смазки:

  • специальные составы для обгонных муфт;
  • жидкий графит или керамическая смазка.

Главное правило - наносить смазку тонким слоем на очищенные поверхности прижимной пружины бендикса перед сборкой механизма. Этого хватает для обеспечения работы муфты на длительный срок.

Правила замены детали

При выявлении дефектов привода надо заменить его на новый. Процедура не сильно сложнее замены лампочки в фаре. Основные этапы таков:

  1. Отсоединить аккумулятор, снять стартер с автомобиля. Чаще всего для этого достаточно вывернуть два болта крепления.
  2. Разобрать корпус пускового устройства, снять реле, получить доступ к бендиксу. Для этого придется вывернуть всего две-три гайки или винта.
  3. Заменить старый механизм на новый, предварительно очистив от возможных загрязнений.
  4. Собрать стартер в обратном порядке, установить на место, подключить аккумулятор.

Замена занимает около получаса. После установки нового узла машина начинает заводиться с первого раза, шестерня перестает проскальзывать.

Периодичность замены

У привода есть свой ресурс. Учитывая загруженность муфты, интенсивность изнашивания ее роликами и шестерней, определена периодичность замены.

Для иномарок нужна замена через 100-120 тысяч км пробега или после 5 лет работы
.

Ресурс зависит от климатических условий эксплуатации машины. В северных районах из-за низких температур и вибраций при морозном пуске он заметно ниже.

Новый и выработанный бендиксНовый и выработанный бендикс
Старый и новый бендикс

Кроме периодичности по пробегу, надо менять привод при каждом капитальном ремонте двигателя. Это связано с неизбежным нарушением регулировки механизмов при разборке, последующей сборке. При появлении во время эксплуатации признаков износа обгонной муфты, описанных ранее, лучше поменять ее, не дожидаясь очередного ТО. Это позволит избежать возможных заеданий, поломок при пуске двигателя.

Профилактика неисправностей

Чтобы снизить количество дефектов бендикса и продлить срок его службы, нужно регулярно проводить следующие профилактические мероприятия:

  1. Периодически проверять затяжку крепежных деталей стартера, не допуская появления люфтов в местах соединений при работе.
  2. Следить за чистотой, смазывать тонким слоем места трения подвижных деталей муфты. Это предотвращает задиры и образование наростов.
  3. Контролировать силу тока, напряжение в цепи пускового устройства, не допуская отклонений от нормы и перегрев обмоток якоря.

Регулярно выполняя эти простые операции, можно заметно увеличить межсервисный интервал безопасной работы обгонной муфты стартера. Он никогда не будет работать вхолостую.

Похожие публикации


Для чего нужна обгонная муфта генератора и как она работает? Кажется, будто обгонная муфта генератора - незначительная деталь, следить за состоянием которой отнюдь не обязательно. Однако именно от её исправности зависит корректная работа ремня ГРМ.
Как проверить и заменить обгонную муфту генератора при неисправности Обгонная муфта снижает износ ремня генератора. Если небольшой компонент неисправен, это может привести к поломкам более дорогих и важных узлов.
Переборка стартера на автомобилях ВАЗ десятой модели С проблемами поломки стартера можно столкнуться в самый неожиданный момент. Так как при этом двигатель невозможно запустить - проблема оказывается довольно серьезной. Но можно попробовать решить эту задачу самостоятельно. Для начала надо установить причину неисправности. Основными факторами, по
Причины поломок мотора и методы их устранения Каждый водитель сталкивается с такой проблемой, когда его автомобиль выходит из строя и не заводится. Причиной этому часто становится неисправность в работе стартера. Он представляет собой определенный электромотор, использующий для получения питания аккумулятор. Основные неисправности и их
Устройство, характерные поломки фрикционной муфты Ford Focus II и способы их устранения Седан второго поколения Ford Focus снискал звание самой популярной иномарки на просторах бывшего Советского Союза в период с 2005 по 2010 года.

Комментарии0

Комментариев к статье "Что такое бендикс в стартере машины" пока нет.

Добавить комментарий