Как и чем зарядить гелевый аккумулятор автомобиля
В банках обычных АКБ залит жидкий электролит. Он может вытечь наружу, потому что "плещется" внутри корпуса как вода. При движении кузов автомобиля раскачивается, "микродозы" содержимого батареи попадают на ее внешнюю поверхность. Так появляются паразитные токи, которые ускоряют разряд. Если в корпусе образуется трещина, электролит вытекает наружу. Кислота может повредить оплетку проводов, контакты электрических реле, коммутаторов. Чтобы исключить протечки, инженеры разработали новый тип батарей - гелевые. В них электролит с помощью оксида кремния доведен до пастообразного состояния. В этой статье пойдет речь о том, как зарядить гелевый аккумулятор, чтобы не вывести его из строя раньше времени.
Разница между батареями GEL и AGM
Чтобы обозначить различия, надо вспомнить устройство традиционного аккумулятора. В пластиковом корпусе установлены свинцовые пластины, разделенные сепараторами. На поверхности есть одна крышка с вентиляционным отверстием или пробки. Через них уходит лишний газ, когда батарея подключена к зарядному устройству или автомобильный генератор подает напряжение на клеммы. Сами сепараторы изготовлены из диэлектрических полимерных материалов.
АКБ с маркировкой GEL идентичны по устройству, разве что на корпусе нет пробок и вентиляционных отверстий. Единственное отличие - консистенция электролита. Он гелеобразный, как паста. Из-за «твердости» меняются физические и химические свойства электролита, он быстрее нагревается. Поэтому заряжать гелевые батареи нужно аккуратно, без скачков напряжения и высокого вольтажа. "Твердые" АКБ необслуживаемые - электролит или дистиллированную воду в них не зальешь. Зато срок службы - до 10 лет, чего не скажешь о свинцово-кислотных собратьях.
В аккумуляторах с маркировкой AGM вместо пластиковых сепараторов между свинцовыми пластинами стоят сепараторы из стекловолокна, похожие на губку. Электролит обычный, но его текучесть сильно снижается из-за практически полного впитывания в сепараторы. На корпусе батареи есть вентиляционное отверстие для отвода лишних газов. Хотя электролит внутри обычный, АКБ тоже требует аккуратного подхода при восполнении заряда.
Несмотря на разную консистенцию электролита, подходы к зарядке батарей GEL и AGM практически одинаковые.
Как зарядить гелевый аккумулятор
Если коротко, есть три правила: импульсный режим, напряжение не более 14,3 В и сила тока 7-9 % от емкости АКБ - вот как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Про силу тока надо пояснить подробнее. Если емкость батареи составляет 60 А·ч, то на "заряднике" необходимо выставить не более 4,2-5,4 ампера. Зарядка будет идти дольше, зато аккумулятор не перегреется.
Выбрать зарядное устройство
Чтобы заряжать автомобильные гелевые аккумуляторы на 12 Вольт, нельзя использовать трансформаторную "зарядку".
Нужно импульсное оборудование. Оно подает на клеммы переменный ток, а не постоянный. Последний губителен для АКБ с нестандартной плотностью электролита. Еще два нужных параметра:
- Полуавтоматический режим работы. При увеличении уровня зарядки снижается сила тока зарядки.
- Максимальное напряжение - 14,3 В. Если больше, электролит начнет перегреваться.
Зарядка гелевого аккумулятора - нестандартный процесс. Порой водителю трудно поверить, что обычное ЗУ не справится с задачей. На деле можно "убить" батарею с первого раза, если пренебречь обязательными условиями, которые инженеры поставили не просто так. Нет разницы, какая технология использована в аккумуляторе - GEL или AGM. Плачевный результат гарантирован в обоих случаях.
Подключить АКБ
Теперь понятно, каким зарядным устройством надо заряжать автомобильный гелевый аккумулятор. Осталось выработать точный алгоритм действий. Если водитель использует автоматический прибор, достаточно выставить режим GEL на дисплее или с помощью управляющих кнопок. Зарядка для полуавтоматических устройств чуть сложнее:
- Выставить все настройки на ноль. Чтобы отрегулировать параметры в соответствии с характеристиками батареи.
- Подключить "крокодилы" ЗУ к аккумуляторным клеммам. Главное - не ошибиться в полярности.
- Установить напряжение на 14,2 В. Если меньше — увеличится время восполнения заряда.
- Выбрать ампераж. Если на АКБ есть указание Max Initial current (начальный ток), берем его. Иначе 7-9 % от емкости.
- Дождаться окончания цикла. Это может занять до 8 часов, так что лучше подключать ЗУ с вечера.
Даже автоматические зарядные устройства порой дают сбой. Поэтому раз в час надо проверять нагрев батареи хотя бы на ощупь. Если горячая - лучше отключить ЗУ и дать остыть. Рекомендованная температура электролита - не более +52 °C. Лучше не переступать этот порог. Температуру можно контролировать с помощью контактного или бесконтактного термометра.
Можно ли заряжать обычным зарядным устройством
Смотря что считать обычным "зарядником". Если у водителя есть только трансформаторный аппарат без регулировки напряжения и силы тока, надо использовать дополнительные устройства. Один из вариантов - плата управления напряжением. Она стоит в 3-4 раза дешевле импульсного зарядного устройства, но вряд ли сможет правильно выставить режим работы. Придется сверять параметры выходного тока с помощью мультиметра, крутить регулировочный винт на плате.
Кроме блока регулировки вольтажа и ампеража, понадобится модуль преобразования постоянного напряжения в импульсное. Итого нужно две дополнительные платы, которые не так просто подключить. Достаточно ошибиться с полярностью, чтобы устройства сгорели. Лучше заряжать гелевую АКБ автоматическим или полуавтоматическим устройством, потому что время на заказ и подключение дополнительных плат - овчинка, которая не стоит выделки.
Использовать обычное зарядное устройство можно только на свой страх и риск. Если у АКБ на технологии AGM есть шанс на выживание, то батарея с маркировкой GEL точно откажет. ЗУ создаст высокое напряжение на пластине, от высокого нагрева гель расслоится, из него выделится вода, а потом перейдет в газообразное состояние. Обслужить аккумулятор не получится, потому что его корпус запаян наглухо.
Профилактика отказа батареи
Зарядка гелевого автомобильного аккумулятора проста, если знать характеристики (количество ампер и вольт) выходного напряжения. Но кроме подбора ЗУ, для профилактики надо соблюдать рекомендации:
- Не разряжать АКБ ниже 11,6 вольта. Иначе батарея начнет быстро терять емкость, ее хватит максимум на 2-3 сезона.
- Защищать аккумулятор от тепла. Достаточно поставить батарею под прямые солнечные лучи, чтобы она перегрелась.
- Отказаться от разбора корпуса. Раскурочить пластик - прямой путь к полному отказу аккумулятора.
- Проверять состояние зарядка. Надо регулярно подключать мультиметр чтобы узнать, сколько осталось заряда.
- Не использовать в машинах, генератор которых выдает более 14,3 вольта. Иначе АКБ выйдет из строя.
Надо зарядить автомобильный аккумулятор правильно. Тогда батарея прослужит заявленный срок - 10 лет. Если подключать к токоотводам трансформаторную зарядку, АКБ быстро потеряет емкость или даже вздуется.
Комментарии0