Правильная зарядка автомобильного аккумулятора зарядным устройством
В то время, когда не работает силовая установка машины, для питания всех бортовых элементов сети используется аккумуляторная батарея автомобиля. Благодаря ей же осуществляется запуск двигателя машины. А потому каждому автомобилисту следует знать о правилах, соблюдение которых является обязательным как в процессе ухода за аккумулятором, так и при выборе режимов, используемых для его зарядки.
Почему соблюдение правил зарядки аккумулятора автомобиля автомобиля зарядным устройством настолько важно?
Объясняется это тем, что самим аккумулятором не происходит выработка электрической энергии, она только сохраняется в нём для того, чтобы ею можно было воспользоваться с целью обеспечения работоспособности систем автомобиля. Чтобы происходило пополнение израсходованной энергии, используется автомобильный генератор.
Цикличность процессов зарядки и разрядки не проходит бесследно для батареи, и постепенно показатель величины её заряда становится меньше, что приводит к разрядке аккумулятора. Объясняется данный нюанс тем, что добиться полного восстановления уровня заряда за счёт работы генератора, как правило, не удаётся, и энергии может не хватить для запуска двигателя автомобиля. А значит, сам собой возникает вопрос о том, как должна выполняться зарядка машинного аккумулятора.
Устройства, с помощью которых заряжают автомобильные аккумуляторы
Для качественной зарядки аккумулятора рекомендуется использование специальных зарядных устройств, которые по сути своей являются источниками постоянного тока. Они позволяют преобразовывать переменный ток, поступающий на его вход, в постоянный. Основная масса зарядников оборудована регулировочным переключателем, позволяющим управлять процессом зарядки. Для этой же цели на них устанавливаются специальные приспособления, позволяющие регулировать либо силу тока, либо величину напряжения.
Устройство в неукоснительном порядке обязано обеспечивать такой режим работы, чтобы в процессе зарядки двенадцативольтного аккумулятора уровень напряжения находился на отметках от 16,0 V до 16,5V. Только при неукоснительном соблюдении этого условия удастся добиться зарядки батареи до 100 %. На проводах, посредством которых осуществляется подключение к разъёмам аккумулятора, обязательно должна присутствовать маркировка в виде «+» и «-».
Как правильно подготовить аккумулятор к зарядке
Для того чтобы определить, насколько разряжена аккумуляторная батарея, можно прибегнуть к помощи цветового индикатора, который, как правило, имеется на корпусе большинства ныне производимых батарей. Чтобы понять, наличие какого цвета о чём информирует, следует ознакомиться с пояснительной запиской, которая располагается возле индикатора.
Самым распространённым методом, позволяющим определить уровень заряда аккумуляторной батареи, принято считать проведение замера напряжения на её клеммах. Для этой цели можно использовать и обычный тестер, но лучше всего применить нагрузочную вилку, позволяющую с полной уверенностью определить в каком состоянии находится аккумулятор. Если показатели произведённых замеров ниже тех, которые являются номинальными для испытуемой батареи, то это говорит о том, что её следует подзарядить.
Перед тем как приступать к процессу зарядки аккумуляторной батареи, следует произвести проверку наличия электролита и его качества в каждой банке. Он должен быть совершенно прозрачным, без каких-либо примесей и полностью закрывать верхние края пластин. Если же этого не происходит в какой-либо банке, то в неё заливается до нужного уровня дистиллят.
Возможные режимы зарядки аккумуляторов
Для осуществления качественной и полноценной зарядки аккумулятора его следует снять с машины. Провода от зарядного устройства присоединяются таким образом: минусовой провод подключается к отрицательной клемме батареи, а плюсовой – к положительной. Процесс зарядки продолжается в течение восьми – десяти часов. О полной зарядке аккумулятора свидетельствует нулевое положение на амперметре зарядного устройства.
В основном практикуется применение двух методов зарядки аккумулятора автомобиля зарядным устройством:
- при одном в качестве главного критерия выбирается сила постоянного тока;
- другой основан на контроле постоянного напряжения.
И первый, и второй способы одинаково влияют на показатели долговечности и работоспособности аккумулятора.
Особенность метода, при котором главным критерием является сила постоянного тока, требует постоянно контроля за этим показателем и корректировки этого показателя.
Например, для аккумулятора, ёмкость которого равна 60 Ач, величина силы тока не должна превышать 0,1% от этого показателя, а значит, должна поддерживаться на уровне шести ампер. После достижения уровня напряжения 14,4 V, силу тока необходимо снижать до трёх ампер. В связи с тем, что у современных аккумуляторов отсутствует система, позволяющая доливать дистиллированную воду, при достижении 15 V величина зарядного тока должна быть снижена до полутора ампер. Величина заряда аккумуляторной батареи также легко определяется с помощью таблицы.
Таблица, отображающая показатели заряженности автомобильного аккумулятора.
Уровень заряженности |
Аккумулятор 12 V |
Аккумулятор 24 V |
Показатель плотности электролита |
100 % |
12,70 В |
25,4 В |
1,265 г/см3 |
95 % |
12,64 В |
25,25 В |
1,257 г/см3 |
90 % |
12,58 В |
25,16 В |
1,249 г/см3 |
85 % |
12,52 В |
25,04 В |
1,241 г/см3 |
80 % |
12,46 В |
24,92 В |
1,233 г/см3 |
75 % |
12,40 В |
24,80 В |
1,225 г/см3 |
70 % |
12,36 В |
24,72 В |
1,218 г/см3 |
65 % |
12,32 В |
24,64 В |
1,211 г/см3 |
60 % |
12,28 В |
24,56 В |
1,204 г/см3 |
55 % |
12,24 В |
24,48 В |
1,197 г/см3 |
50 % |
12,20 В |
24,40 В |
1,190 г/см3 |
40 % |
12,12 В |
24,24 В |
1,176 г/см3 |
30 % |
12,04 В |
24,08 В |
1,162 г/см3 |
20 % |
11,98 В |
23,96 В |
1,148 г/см3 |
10 % |
11,94 В |
23,88 В |
1,134 г/см3 |
Существенным недостатком этого метода зарядки является необходимость постоянно осуществлять контроль за прохождением процесса зарядки.
При зарядке батареи по методу контроля напряжения исходят из того, что уровень заряда аккумулятора находится в прямо пропорциональной зависимости от прикладываемого напряжения. А значит, можно просчитать, что при непрерывном заряде на протяжении двадцати четырёх часов напряжением не превышающем 14,4 вольта будет достигнут уровень заряженности от 75значит от максимального.
О полной зарядке аккумулятора автомобиля зарядным устройством свидетельствует загорание зелёной лампочки, имеющейся на зарядном устройстве. Преимуществом этого метода является отсутствие необходимости осуществлять постоянный контроль за процессом зарядки.
Меры безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей
Учитывая тот факт, что жидкость, залитая в банки аккумулятора, является кислотой, нужно соблюдать определённые меры безопасности, чтобы не допустить возможности нанесения вреда своему здоровью.
Основные меры безопасности:
- все виды работ производить в резиновых перчатках;
- наличие фартука из плотного материала — это поможет предотвратить попадание кислоты на тело;
- работа в обуви, полностью закрывающей ноги, чтобы не допустить их поражения кислотой.
Следует помнить, что в результате химической реакции, происходящей в банках аккумулятора, выделяется сернистый газ, хлористый водород и ещё большое количество химических элементов, способных причинить вред человеку. А потому все работы по обслуживанию батарей следует производить в хорошо проветриваемом помещении.
Комментарии0