Ремонт и обслуживание / Запчасти и расходники
Как правильно снять аккумулятор с автомобиля
Зная, как правильно ставить и снимать аккумулятор, вы не устроите короткое замыкание, и обойдетесь без порчи одежды кислотой. Бросок напряжения, от которого может пострадать блок управления, мультимедийная, или противоугонная система автомобиля – происходит, если с батареей обращаются небрежно, не соблюдая технику безопасности. Снять АКБ с автомобиля – несложно, даже с «прикипевшими» клеммами. Важно правильно подготовиться, соблюсти последовательность и не спешить. Кроме гаечного ключа (или головки) нужного диаметра, для извлечения АКБ вам могут понадобиться: ветошь, промышленный очиститель клемм (спрей), или обычная пищевая сода и немного чистой воды.
Подготовительный этап
Перед тем, как снять аккумулятор с машины, выключите зажигание, вытащите ключ из замка, закройте все двери авто, в том числе – багажник. Ключ держите под рукой. Некоторые модели сигнализации срабатывают на снятие клеммы, и будут подавать сигнал даже после того, как вы извлечете АКБ. Чтобы не слушать их «трели» – размыкайте контакты в нужной последовательности, а при срабатывании «сигналки» – нажмите на брелоке кнопку разблокировки.
В зависимости от производителя, модели авто и его сигнализации, для корректного снятия батареи без активации охранной системы, могут быть предусмотрены другие алгоритмы. Например, заглушив мотор, повернуть ключ во второе положение, затем перевести в первое и быстро, в течение 4–5 секунд откинуть «минусовую» клемму. Точную последовательность и специальные рекомендации по процедуре – вы найдете в руководстве к своей машине или в мануале к установленному устройству сигнализации. Лишний раз изучить руководство – не повредит, возможно, вы не знаете расположения «водительской» кнопки снятия с охраны, или не помните интервал замены батарейки в брелоке.
Техника безопасности
- Чтобы не «закоротить» случайно плюсовой вывод на корпус авто – уберите из-под капота инструменты, запчасти, ветошь, другие посторонние предметы.
- Наденьте рабочие (лучше прорезиненные) перчатки, протрите поверхность АКБ сухой чистой ветошью.
- В ходе работы никогда не прикасайтесь инструментом одновременно к двум выводам – «плюсу» и «минусу» батареи, а также – к «плюсу» и корпусу автомобиля, или другим деталям подкапотного пространства.
- Работайте в перчатках. Если их нет – предварительно обработайте крышку АКБ и выводы очистителем (или водой с содой), протрите насухо.
- Не касайтесь лица или одежды руками, которыми только что дотрагивались до пятен окисла на крышке – вымойте их водой.
- Не продувайте клапан сброса (вентиляцию АКБ) – только обрабатывайте очистителем или водой, затем – протирайте насухо.
- Не используйте повторно ветошь, которой протирали батарею – выбросьте.
Крепление аккумулятора
Ответ на вопрос, каким ключом открутить аккумулятор – зависит от формы его крепления. Иногда ключ вообще не нужен, особенно – если над штатным крепежом уже поработал прошлый владелец авто, или мастер автосервиса. В Москве в продаже есть универсальные устройства крепежа, подходящие ко всем видам АКБ, снимать которые значительно проще. Единственный их «минус» – недолговечная резьба на «барашках».
Существует три основных типа устройств для фиксации АКБ в батарейном отсеке:
- «Шпилечное», или верхнее – с одной верхней пластиной, притянутой гайками к двум шпилькам по бокам.
- Нижнее – фиксирующее аккумулятор за выступы на нижней «юбке» (если она есть), с помощью рельефной пластины.
- Универсальное – регулируемый вариант шпилечного крепления, затягивающийся, вместо гаек, «барашками» – от руки.
Сами клеммы обычно стягиваются одним, фиксированным в их корпусе болтом, на который накручивается гайка. Возьмите торцевой ключ 10/13 – этот размер ключа подходит к болтам на клеммах и креплениях АКБ большинства автомобилей. Если клемма старая, либо – частично разрушенная и болт в ней прокручивается – придержите его с ответной стороны плоскогубцами, рожковым ключом или отверткой.
Порядок работ по извлечению АКБ
- Сдвиньте крышку, закрывающую «массу», накиньте ключ на гайку хомута минусового контакта аккумулятора, ослабьте ее до того, как клемма начнет свободно проворачиваться вокруг вывода.
- Снимите минусовый провод, заодно – осмотрите состояние контакта. Если он окислился – очистите спреем или содой, протрите металлической щеткой.
- Перед тем, как снять крышку аккумулятора, закрывающую «плюс», снимите крепление батареи (кладите его подальше от плюсового вывода).
- Ослабьте гайку на плюсовом хомуте, отсоедините клемму, осмотрите, очистите так же, как «массу».
- Вытаскивайте аккумулятор вертикально вверх, до полного извлечения, стараясь не касаться других деталей или крышки капота.
Как откручивать прикипевшие (окислившиеся) клеммы
Если поверхность выводов покрыта серым слоем (хлопьями) окислов, гайка не откручивается, или не снимается сам хомут – ни в коем случае не стучите по ним молотком, или ключами. Коррозия делает детали хрупкими и их легко повредить. Если промахнетесь по металлу и попадете по пластику, пробив корпус АКБ – его придется выбросить.
Окисел нужно размягчить с помощью очистителя – обработать и подождать 10–15 минут, затем – протереть чистой ветошью. Если под рукой нет специального спрея – используйте жидкость WD-40, или насыпьте на контакты и вокруг них пищевую соду, смочите водой, и также подождите некоторое время. Уберите размягчившийся окисел металлической щеткой, протрите вокруг насухо. Сильно поврежденный коррозией зажим может «пойти» не сразу – не дергайте его вверх, а прокручивайте в одну-другую сторону. Не тяните за провод, а используйте для зацепления отвертку (ее нужно вставлять в зазор хомута), покачайте, аккуратно подденьте снизу.
Снятие аккумулятора при работающем двигателе
Отсоединять минусовую клемму, а тем более – вытаскивать АКБ из аккумуляторного отсека не заглушив мотор – значит рисковать генератором, блоком управления двигателем, «мозгами» автомобильной сигнализации и магнитолы. Даже на машине, не оборудованной бортовым компьютером, этого делать не рекомендуется, потому, что аккумулятор (пусть даже разряженный) – это большой «конденсатор», сбрасывающий разницу напряжения в разрыв цепи. Пока батарея на месте, а генератор работающего двигателя продолжает исправно поставлять заряд, через АКБ протекает постоянный ток, напряжение которого не повышается больше 14.4 В. Как только вы начнете сдергивать клемму, ток будет стремиться преодолеть разрыв, образуется дуга короткого замыкания, мощностью сопоставимая с номиналом АКБ. Кроме этого, в отсутствие такого емкого стабилизатора, как батарея, автомобильный генератор может выдавать импульсы, в «пике» которых напряжение возрастает до 19 В и более, «убивающие» реле-регулятор.
Чем опасно КЗ при неправильном снятии АКБ
Резкое повышение напряжения в бортовой сети, короткое замыкание, способное поджечь пары топлива или других ГСМ, покореженные «сварочной дугой» клеммы – неполный список того, что произойдет, если пренебречь рекомендацией. Бросок напряжения опасен для материнских плат блоков управления электроникой, поэтому после замыкания на авто может: «пропасть» дальний или ближний свет, перестать работать бортовая система, двигатель может заглохнуть, и не заводиться. Возможно даже полностью пропадет связь с машиной из-за «сгоревшего» иммобилайзера. В некоторых случаях удается успешно вынуть аккумулятор из авто и на работающем двигателе, но это не гарантия того, что в следующий раз все пройдет так же удачно.
Возможные проблемы при снятии батареи
Окислиться могут не только сами клеммы, но и детали крепления АКБ, на которые попадает выкипающий электролит. Крепления тоже часто подвержены коррозии – их гайки «теряют» грани, идут не по резьбе, а шпильки – ржавеют. Заметив подобные проявления, постарайтесь как можно быстрее провести профилактику – вымыть аккумуляторный отсек, заменить дефектные детали, обработать выводы батареи силиконовой смазкой, или хотя бы простым «Литолом».
Многие автовладельцы избегают лишний раз доставать аккумулятор из машины, поскольку на отдельных авто мультимедийная система требует каждый раз после перезагрузки выставлять разблокирующий ее пин-код (причем некоторые водители не подозревают, что он нужен, пока не придет время извлекать элемент питания). Установки угла регулировки сидений, коррекция фар, другие адаптивные функции – без сохранения также будут сброшены после снятия АКБ. Чтобы сохранить настройки без «фокусов» с запасной батареей, и избежать возможных ошибок, лучше всего – обслуживать машину в профильном техцентре.
Комментарии0