Вздулся аккумулятор автомобиля: что делать и куда бежать
Изменение геометрических размеров автомобильного аккумулятора — повод для прекращения эксплуатации машины и принятия экстренных мер. Рассмотрим причины происходящего и что делать, если Вы столкнетесь с этим.
Почему вздувается аккумулятор
Чтобы понять, почему вздувается АКБ в машине, коротко рассмотрим его устройство и принцип работы. Батарея состоит из кислостойкого пластика, под которым располагаются отсеки или "банки". В них установлены свинцовые пластины, выполняющие роль электродов. На поверхность металла нанесена активная масса, вступающая в химическую реакцию. Для этого свинцовые решетки заливают электролитом. Последний состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты.

Когда к аккумулятору подключается нагрузка, запускается химическая реакция:
- Электрический ток начинает "течь" от положительного заряда к отрицательному.
- Движение электронов по свинцовым сеткам генерирует напряжение около 2 V в каждой "банке".
- В итоге на выходе из 6 отсеков получается 12 V, необходимых для бортовой сети.
Рассмотрим детально конкретные причины.
Влияние низкой/высокой температуры
Сами по себе морозы не страшны для исправного АКБ, но они содействуют более быстрой разрядке. Если летом заряд держался месяц, то зимой за такой период батарея может сесть. Опасность наступает в холодное время года при полной разрядке, когда автомобиль продолжает оставаться на холоде. Например, в авто установлена двухсторонняя сигнализация, а брелок находится в 300-400 м. Каждые 5 секунд система передает на брелок сведения о состоянии датчиков, обеспечивая безопасность и своевременное информирование.
В мороз -10…-20 градусов такой режим работы без подзарядки способен снизить количество энергии батареи до 4-5 В. Из-за этого падает плотность электролита и он становится похож по физическим свойствам больше на воду. Жидкость начинает замерзать и кристаллизоваться, расширяясь изнутри, и вот — уже немного вздулся аккумулятор автомобиля. Если его оставить и дальше на холоде, ситуация усугубится и корпус разбухнет не только по бокам, но сверху и снизу.

При высокой температуре причина вздутия кроется в обратном процессе. Например, авто оставлено в июле под открытым небом в полдень. Солнечные лучи сильно прогревают металлический кузов и под капотом становится жарко, как в духовке. Электролит начинает чрезмерно перегреваться и выделять пар, создающий внутреннее давление.
Образование конденсата
Следующая возможная причина, почему вздулся аккумулятор автомобиля — замерзание конденсата. Происходит это с физической точки зрения так: ТС хранится в гараже, владелец запускает двигатель и без прогрева сразу уезжает. Поскольку внутри "банок" электролит состоит на 65% из воды, то ее пары начинают конденсироваться на охлажденных внутренних пластиковых стенках, преимущественно в верхней части корпуса. Короткая поездка на работу заканчивается тем, что транспорт оставляется на морозе под открытым небом на целый день.
Конденсат замерз и вздулся автомобильный аккумулятор. Сперва этого совсем не видно, ведь конденсата немного и стенки могут только чуть-чуть округлиться. Но при каждодневной подобной эксплуатации процесс повторяется и АКБ вздувается все сильнее. Так за одну зиму можно испортить даже новую батарею.

Механическое воздействие
Удары и повреждения — еще одна причина раздувания. Это может происходить в процессе установки (аккумулятор роняют, ударяют о площадку, случайно стукают им о двигатель или кузов), а также при плохом закреплении.
Внутри такие механические воздействия приводят к осыпанию активного вещества со свинцовых решеток, и устройство частично теряет способность накапливать заряд. Поэтому батарея не может функционировать полноценно, и при малейшем похолодании с температурой ниже нуля вздувается.
Естественное «старение»
У каждого АКБ есть свой ресурс. Дорогие модели служат 7-8 лет, а дешевые — 3-4 года. При регулярной зарядке и разрядке активная масса постепенно истончается, что уменьшает емкость. Жидкость внутри теряет плотность. С ухудшающимися характеристиками АКБ труднее противостоять холоду и жаре. Естественное "старение" — это очередная причина разбухания батареи, но она актуальна для старых аккумуляторов, отслуживших минимум 3 года.

Производственный брак
Иногда, причиной того, что аккумулятор раздуло по бокам,становится ошибка, допущенная на производстве. Это может быть неверная пропорция воды и кислоты, или недостаточная активная масса на свинцовых пластинах. В результате брака АКБ не функционирует нормально, выдавая меньшее количество вольт и быстро разбухает.
Плохая работа зарядного устройства
Последняя причина вздутия — использование некачественного зарядного устройства или ошибки, допущенные при восполнении емкости. Когда применяется дешевое ПЗУ, то высока вероятность перепадов напряжения, что пагубно сказывается на батарее.

Зарядка на высоком токе для ускорения процесса приводит к осыпанию пластин и перегреву. Нередко аккумулятор закипает и жидкость начинает вытекать наружу (при этом пользователь забывает выкрутить пробки в верхней панели).
Чего делать нельзя
Рассмотрим что делать, а точнее, чего делать не следует тем, кто столкнулся с подобной проблемой. Категорически запрещается:
- Пытаться зарядить вздутую батарею. Если у нее осыпались пластины или низкая плотность, то это уже ничего не даст, а только разогреет внутреннее содержимое, создав избыточное давление, что может привести к взрыву.
- Разбирать пластиковый корпус. В попытках реанимировать аккумулятор некоторые пытаются выкрутить пробки и заменить электролит. Другие хотят извлечь свинец, чтобы сдать его на металлолом. Вздувшийся АКБ может находиться под давлением и вскрытие только приведет к выбросу кислоты.
- Хранить вздутую батарею дома или в автомобиле. Поскольку состояние АКБ не известно, то опасно оставлять вздувшийся блок в машине или жилом помещении. Не исключена вероятность взрыва, влекущая пожар.
На что обратить внимание
Поскольку вздуться может любая батарея, владельцам транспортных средств важно периодически обращать внимание на ее форму. Это можно делать каждые 1000 км пробега, совместив с проверкой уровня масла в картере двигателя, тормозной жидкости, антифриза. Зимой, заливая омыватель для стеклоочистителей, всегда смотрите на АКБ. Искать нужно не только вздутия с боков или сверху, но и выпирающие пробки (иногда их выдавливает) или потеки. В месте набухания нередко пластик меняет цвет, становясь светлее. Вовремя заметив вздутие, можно предотвратить печальные последствия.

Какие могут быть последствия
Основная опасность при эксплуатации вздувшейся АКБ — это вероятность разрыва. Хотя плотность электролита снижена, внутри батареи остается напряжение. Вздутие разрушает внутренние перегородки, разделяющие полюса. Любое колебание или толчок способны привести к короткому замыканию. Кроме взрыва возможен выход из строя электрики авто (магнитолы, фар, стеклоочистителей, подогрева заднего стекла, вентилятора) и даже ЭБУ.
Так владелец лишится не только АКБ, но всего движимого имущества. Даже если пожара не будет, разбрызгивание кислоты приведет к разъеданию резиновых патрубков системы охлаждения и порче лакокрасочного покрытия. Если вещество попадет на кожу, возможны ожоги. При попадании кислоты в глаза человек рискует потерять зрение.

Способность вздутого аккумулятора накапливать заряд резко ухудшается и эта характеристика теперь непредсказуема. Каждый день, подходя к авто, Вы не знаете, сумеете ли его завести. Из-за этого будут лишние переживания, опоздания на работу и сорванные встречи.
Что делать, чтобы не допустить вздутия аккумулятора
Причин вздутия батареи много, но все, что не касается заводского брака, можно предупредить. Вот основные рекомендации. Обращайте внимание на то, где паркуете машину в жару. Ищите тень от дерева, высокого здания. Если это открытая площадка, разверните кузов задом к солнцу, чтобы его лучи были не под прямым углом. На пляже накройте капот покрывалом или специальным автомобильным чехлом серого или белого цвета. Он лучше отражает лучи.
Зимой следите за уровнем заряда. Это можно делать по цветному индикатору, вмонтированному в верхнюю панель некоторых АКБ:
- зеленый — показывает полную зарядку;
- белый — частичную;
- красный — разряженный.

Если такого индикатора нет, используйте встраиваемый вольтметр (можно установить и вывести экран в салон) или ручной мультиметр. Не допускайте глубокого разряда при отрицательных температурах, иначе источник энергии вздуется обязательно, будучи оставленным на ночь.
При частых коротких пробегах и езде в пробках со включенными фарами и печкой разряда зимой не избежать, поэтому заносите батарею в тепло на ночь. Это сохранит заряд и не допустит вздутия. Утеплите место установки АКБ тонким пенопластом или изолоном с фольгой со всех сторон, кроме нижней.

Закрепить материал можно проволокой или большими пластиковыми стяжками. Это сохранит тепло и не даст веществу внутри замерзнуть. Если обещают сильные заморозки, а оставлять на улице транспорт без сигнализации опасно, арендуйте на месяц гараж. Так выйдет дешевле, чем покупать новый аккумулятор.
Чтобы избежать механических повреждений, проверьте надежность закрепления батареи. Некоторые владельцы забывают хорошо притянуть ее сверху перемычкой на шпильках, из-за чего АКБ подпрыгивает на кочках и ее внутренности разрушаются.

Заряжайте аккумулятор только надежными ПЗУ и не превышайте токовые характеристики. Для оптимального восстановления энергии выставляйте 1/10 от емкости АКБ. Например, у батареи 60 А/ч ток ПЗУ должен быть установлен на 6 А. Действие продлится 10 часов, зато батарея не закипит и не вздуется.
Применяя вышеперечисленные советы, можно избежать вздутия АКБ. Но если это все же произошло по какой-то причине, не стоит экономить и продолжать эксплуатировать раздутую батарею — поспешите ее сдать в специальный пункт приема и купите новую.
Комментарии0