Способы откручивания болтов с сорванными гранями
Во время монтажных и ремонтных работ в гараже часто возникают проблемы с крепежными элементами. Иногда сложно даже поменять колесо. Коррозия разрушает металл, ключ «сносит» ржавчину и просто проворачивается. Аналогичная ситуация характерна для шурупов и всех метизов. Там срезаются «звездные», прямые, крестообразные насечки под отвертку. Так происходит не только из-за развития коррозии. Иногда все дело в прикипании резьбы в местах контакта. За годы неподвижности молекулы проникают друг в друга. В физике это называют диффузией. При высоких температурах процесс идет быстрее. Но безвыходных ситуаций не бывает. В статье пойдет речь о том, как открутить болт с сорванными гранями без ущерба для посадочного места.
Набор инструментов
К делу надо подготовиться основательно. Нет гарантии, что тот или иной способ сработает с первого раза и не придется прибегать к другому. Поскольку в автомобиле для крепления в большинстве случаев используют болты, первым делом стоит собрать накидные, торцевые и рожковые ключи нужного размера. Лучше использовать инструменты из прочного сплава. Типичный пример — хром-ванадий. Дешевые ключи из «Фикс Прайса» вряд ли справятся с задачей. Они сами разболтаются во время работы и сделают только хуже.
Это еще не все. Для удаления лишней ржавчины понадобится «жидкий ключ». Он же WD-40. Состав проникает в резьбу, растворяет окислы и позволяет стронуть крепежные элементы с места, если они сильно прикипели. Средство обладает смазывающими свойствами, а значит снижает коэффициент трения.
До двухтысячных годов водители применяли дедовские методы и знали, как открутить сорванный болт с помощью подручных материалов. Сейчас в продаже появились приспособления, которые облегчают процесс. Это экстракторы — конические резьбовые метчики. Их вкручивают в высверленное отверстие обломанного метиза, потом с помощью дрели «достают» шпильки, болты и шурупы из посадочных мест. Поэтому нужна мощная дрель (слабый шуруповерт не подойдет) и набор сверл, в том числе левосторонних. С их помощью можно сделать отверстие под экстрактор. Еще понадобятся:
- Пробойник. Он должен быть из прочного металла, чтобы легко накернить отверстие в центре проблемного болта. На эту роль подойдет строительный дюбель.
- Ножовка по металлу. Помогает спилить головку метиза или заклинившую гайку. Можно использовать только полотно. Им проще добраться до труднодоступных мест.
- Газовая горелка. Металл при нагревании расширяется. Если «прокалить» поверхность около болта, есть вероятность, что он пойдет легче.
- Зубило. Инструмент из прочного металла с узкой прямой кромкой. Альтернатива — ударная отвертка с металлической ручкой.
Если ни один из инструментов не справится с задачами, лучше переходить к радикальным методам. Это сварка. С помощью аппарата для точечной сварки можно приварить к болту новую гайку, прогреть резьбу для разрушения окислов и ржавчины.
Простые способы
Не всегда нужно сразу переходить к тяжелой артиллерии. Порой достаточно взять хорошие ключи, сделать все без лишних нервов, аккуратно. Тогда не придется искать сварочный аппарат, покупать в магазине набор экстракторов. Дальше речь пойдет о том, как выкрутить болт с сорванными гранями с минимальными усилиями.
Жидкий ключ WD-40
Водители повсеместно используют состав. Он помогает разморозить замок багажника зимой, растворяет ржавчину и улучшает скольжение метизов вдоль резьбы. Средство на 80 % состоит из углеводородов — нефтепродуктов. Примерно 5 % содержимого баллончика занимает диоксид углерода — газ для распыления. Остальной объем приходится на парафины, спирты и ароматические соединения.
«Жидкий ключ» хорошо проникает в соединения, поэтому с него лучше начинать все мероприятия по удалению застрявшего крепежа. Спешить нет смысла. Жидкость должна впитаться, на это уйдет как минимум 12-14 минут времени. Лучше обработать проблемное место 2-4 раза. Первое распыление «смоет» ржавчину, что откроет путь к резьбовому соединению.
Прогрев
Метод основан на физических свойствах металлов. Если взять газовую горелку, направить пламя на застрявший болт, то сталь расширится, давление превратит в мелкую пыль следы окисления и коррозии. Дело сдвинется с мертвой точки. Надо действовать осторожно, чтобы не загорелось масло, бензин и солярка, которых полно на поверхности двигателя. Даже если горелка работает вдали от мотора, есть риск повредить пластиковые поверхности, резину.
Нельзя после нагрева сразу приступать к выкручиванию крепежного элемента. Лучше подождать, пока он остынет в течение 5-8 минут, а потом начинать прогревать место вокруг болта. Такой подход позволит добиться расширения металла, расстояние между резьбой увеличится. Появится шанс стронуть закисшее соединение.
Ключи
После смачивания жидкостью WD-40 и прогрева наступает время активных действий. Пока окружающий металл не остыл, надо взять ключ и попытаться раскрутить проблемный метиз. Рожковый инструмент подходит лишь для случаев, когда целыми остались противоположные грани. В остальных случаях лучше пользоваться накидными ключами, головками. Можно использовать дополнительный рычаг для усиления нажима. На эту роль подойдет длинная прочная металлическая труба.
Не следует допускать ситуации, когда ключ болтается на гранях. Он должен «сидеть» максимально плотно, без малейшего люфта. В противном случае есть риск окончательно срезать болт. Если инструмент держится хорошо, то можно попытаться аккуратно раскрутить соединение против часовой стрелки. Для усиления эффекта надо постукивать по головке молотком, но не слишком сильно, чтобы не деформировать металл.
Не всегда получается сдвинуться с мертвой точки. Значит нужно переходить к более эффективным методам. Обычно это становится очевидным, когда головка болта становится абсолютно круглой.
Сложные методы
Обычных ключей уже недостаточно. На этом этапе водителю понадобятся продвинутые инструменты. Минимум это набор сверл, экстракторов и мощная дрель. Когда все под рукой, можно начинать откручивать болты с сорванными гранями. Главное — работать без спешки. Потому что есть вероятность полностью загубить, обломать шпильку. Тогда придется обращаться в автосервис.
Зубило
Дедовский метод, который бывает порой эффективным. Обязательное условие — на шляпке остались хотя бы намеки на грани. Круглую головку провернуть не получится. Нужно, чтобы вокруг хватало пространства для использования молотка. Необходимо приготовить зубило или ударную отвертку. Кромка не должна быть слишком острой, иначе металл может отколоться в процессе работы.
Зубилом необходимо сделать насечку на одной из граней. Потом надо упереть инструмент в эту борозду под углом примерно 45 °. Останется аккуратными ударами попытаться сдвинуть болт с посадочного места. Если это произошло, лучше убрать зубило, использовать обычный ключ. В противном случае остается продолжать удары и надеяться на удачу.
Головки Super Lock
Обычные головки предназначены для передачи усилия на места стыковки граней. Но при раскручивании прикипевшего болта острые углы оказываются слизанными. Поэтому нужно использовать специальные головки, созданные по технологии Super Lock. В них упор сделан на центральные части граней, которые в большинстве случаев остаются невредимыми. Плюс инструментов состоит в том, что они никогда не повреждают грани. Есть смысл использовать их вместо традиционных головок.
Отвернуть закоксованный крепеж просто. Надо надеть головку на шляпку, убедиться что нет люфта. Останется провернуть метиз против часовой стрелки. Для усиления можно использовать рычаг. Super Lock срабатывают там, где обычные ключи бесполезны. Инструменты сделаны из легированного сплава, поэтому их можно использовать годами.
Экстрактор
Есть два вида приспособлений, помогающих вывернуть закисшие крепежные элементы. Первые похожи на обычные головки, но с косыми гранями. Для их применения не надо сверлить отверстие. Они подойдут, когда грани слизаны, но что-то от них еще осталось. Конусная геометрия помогает зацепить металл и провернуть его. Нужно максимально плотно надеть экстрактор на шляпку. Это можно сделать с помощью молотка. Останется провернуть инструмент против часовой стрелки. Для усиления лучше использовать длинную штангу с большим рычагом.
Альтернативный вариант — винтовые или забивные экстракторы. По форме они напоминают конусное сверло. Инструменты бывают стержневыми, спиральными и клиновидными. Эффективность одинаковая, так что особой разницы нет. Чтобы применить экстрактор, нужно пробойником сделать отметку максимально близко к центру крепежного элемента. По метке надо высверлить отверстие, куда пролезет конец экстрактора. Останется приложить усилие и выкрутить болт.
Левостороннее сверло
Понадобится дрель с мощностью 500-800 Вт. Более слабый инструмент не справится с задачей, потому что требуется большое усилие при работе на малых оборотах. Слабые дрели «выезжают» за счет большого крутящего момента. В ситуации с закисшим крепежом это невозможно.
Минус метода состоит в том, что не к каждому метизу можно подобраться с дрелью. Может не хватить места для установки, работы инструмента. Но если пространства достаточно, способ нормально работает с не слишком закисшими болтами. Первым делом нужно сделать метку пробойником в центре шпильки, а потом приложить сверло и на малых оборотах попробовать вытащить из резьбы обломанный металл. За счет большой силы трения сверло откручивает крепеж.
Ключ «аллигатор»
Раздвижной инструмент типа «крокодил» может плотно захватывать головку крепежного элемента. Он подходит для выкручивания любых болтов и гаек за счет переставного механизма. Даже слизанные грани практически не прокручиваются при сильном нажиме. Главное — сделать все с 2-3 попыток. Потом шляпка станет полностью «лысой».
Процесс вывинчивания прост. Надо захватить краями ключа головку, сильно сжать и повернуть против часовой стрелки. Поперечные насечки как в пассатижах не дают металлу соскальзывать. Минус способа состоит в том, что у «крокодилов» обычно длинные ручки, с ними сложно управляться в замкнутом пространстве. Еще один недостаток — нельзя работать с болтами без головок.
Стачивание под меньший размер
Если гайка на 14 осталась без граней, ее можно сточить под ключ на 12. Все 6 сторон вряд ли получится обработать точно. Достаточно двух противоположных участков. Для снятия металла можно использовать болгарку (угловая шлифовальная машина) или простой напильник, брусок для заточки ножей. Это трудный процесс, потребует много времени. Зато не нужны дополнительные инструменты, вероятность успеха высокая.
Когда головка готова, останется подобрать хороший рожковый ключ без люфта. Он должен идеально держаться на гайке. В противном случае грани снова «слижет». Все придется начинать с начала. При стачивании металла лучше использовать штангенциркуль. Он поможет точно соблюсти размер.
Эпоксидный клей
Если под рукой нет сварочного аппарата, а остальные методы не сработали, можно использовать клей на основе эпоксидной смолы. С его помощью легко приклеить к остаткам крепежа новую гайку без сорванных граней. Для этого нужно найти в автомобильном или строительном магазине прочный состав. Среди водителей популярны марки «Сила SEBL1-6», «Rivo-15», «Gorilla» или «Секунда 3 минуты 403-115».
«Холодная сварка» обычно состоит из двух компонентов. Лучше обезжирить места контактов, потом смешать компоненты на пластиковом шпателе и аккуратно нанести на склеиваемые поверхности. Останется подождать 2-3 часа до застывания клея, хотя производители утверждают, что он набирает максимальную прочность спустя 24 часа. Не факт, что получится отвернуть крепеж. «Эпоксидка» может треснуть в момент прокрутки.
Распил шляпки
Чтобы раскрутить заклинившее болтовое соединение можно использовать прочную отвертку с прямым широким шлицем. Лучше выбрать инструмент с ручкой под ключ. Тогда получится использовать даже накидной инструмент. Для применения метода нужно, чтобы шляпка выступала над поверхностью хотя бы на 1 см. Надо взять ножовку по металлу или болгарку с тонким диском.
С помощью инструментов строго по центру шляпки надо сделать неглубокий пропил. Если увлечься, при выворачивании головка распадется на две части. Этого допускать нельзя. «Насечка» должна точно соответствовать толщине шлица отвертки. Иначе место контакта разболтается и ничего не выйдет. Для снятия болта останется вставить отвертку в пропил, хорошо прижать и начать откручивать против часовой стрелки с помощью накидного гаечного ключа.
Сварка
Лучше использовать точечную установку во избежание сильного перегрева мест контакта. Открытое пламя может повредить плавкие материалы, вызвать пожар. Для реализации способа верхнюю часть болта зачищают до ровного состояния, чтобы не было перекосов. Затем к выровненной поверхности приваривают гайку или стальной прочный пруток. Метод опасен для начинающих сварщиков. Нужно надевать маску, фартук и перчатки. Иначе окалина может попасть на кожу, вызвать сильный ожог.
После сварки нужно дождаться, пока соединение остынет и наберет максимальную прочность. Потом стоит опрыскать резьбовое соединение жидкостью WD-40. Это поможет уменьшить силу трения. Через 10 минут можно отвернуть крепежный элемент с помощью рожкового ключа, но лучше использовать головку Super Lock или хотя бы накидной гаечный ключ.
Если мало места для инструмента
Бывают ситуации, когда к месту крепления проблемного болта сложно получить доступ. Тогда нужно максимально освободить пространство: снять элементы двигателя. Все узлы, которые можно убрать, стоит демонтировать.
Главная проблема труднодоступных мест — не хватает расстояния из-за длинных ручек инструментов. Сейчас большой выбор ключей, дрелей и штанг для установки головок. Можно подобрать любую длину. Жидкость WD-40 плюс компактные инструменты — залог успеха.
Винты под шестигранник и крестовую отвертку выкручивают аналогичными методами: делают пропил на шляпке, применяют экстракторы, используют эпоксидный клей или сварку. Главное — действовать аккуратно и не паниковать. В крайнем случае лучше обратиться в автосервис. Опытные механики точно знают, как быстро открутить прикипевший болт с напрочь сорванными гранями.
Комментарии0