Каков допустимый износ тормозных дисков
Накладки автомобильных колодок делают из смеси полимеров и металлической стружки. При соприкосновении с абразивом рабочая поверхность стачивается. В результате происходит износ тормозных дисков. Скорость деградации зависит от манеры вождения, состояния тормозной системы. Если суппорты клинят, из-за большой силы трения сталь нагревается до критической температуры и постепенно разрушается. Зимой реагенты провоцируют развитие коррозии. Появляются трещины. Важно понять, когда толщина диска становится минимальной и его пора менять. Если пропустить момент, колесо может заклинить при движении по оживленной трассе.
Признаки деградации
В большинстве случаев проверить предельный износ автомобильных тормозных дисков можно с помощью измерительных приборов. Но есть косвенные признаки, говорящие о том, что пора заняться диагностикой. Вот их список:
- Свист при торможении. Накладки на колодках стерлись до металла, поэтому тормозная система перестала нормально работать.
- Биение руля. Толщина диска стала минимальной, а на поверхности появились трещины, борозды глубокой выработки.
- Провал педали тормоза. В системе мало тормозной жидкости, фрикционные накладки стерлись от долгой эксплуатации.
- Рывки и вибрация. Диск перекосило из-за малой толщины, на нем появились участки с бороздами от трения металла.
Все симптомы могут указывать на деградацию колодок и дисков. Есть еще один характерный признак — большой нагрев металла при движении. Достаточно после остановки налить немного воды на ступицу, чтобы увидеть, как жидкость закипает, испаряется.
Как узнать величину износа
Владельцы автомобилей недооценивают опасность выработки опорных поверхностей тормозного механизма. Тонкий диск нагревается докрасна и может разлететься на фрагменты прямо во время движения. Чтобы не попасть в ДТП, нужно знать допустимую или предельную величину износа.
Прочитать инструкцию
Первый путь определения размера очевиден. Нужно заглянуть в техническую документацию транспортного средства. В качестве примера будет использована информация, актуальная для автомобиля Skoda Octavia Combi 2.0 FSI BVX. Вот что указывает производитель в инструкции по эксплуатации для переднего колеса с суппортом FS III:
Параметр тормозного диска |
Значение, мм |
Диаметр |
280 |
Толщина |
22 |
Минимально допустимая толщина |
19 |
При выходе с конвейера толщина металла составляет 22 мм. По мере наматывания километража абразивная часть колодок стачивает диск. Как только значение достигнет 19 мм, диск нужно менять. Допустимую величину износа легко вычислить на основе данных, указанных в таблице:
22 - 19 = 3 мм.
Если при измерении оказалось, что металл истончился до предела, пришло время заняться заменой выработанной детали. Иначе со временем риск оказаться участником дорожно-транспортного происшествия начнет расти. Особенно коварны вентилируемые диски из-за слоистой структуры.
Посмотреть на маркировку
Бывает, что технической документации на руках нет, как и доступа к интернету. Производители автомобилей учли подобный сценарий. Они нанесли на поверхность диска маркировку, указывающую на минимально допустимую толщину. На картинке указаны места, где можно увидеть штамп. Это боковые грани и участки ближе к центру, до которых не достает тормозная колодка. Вот как выглядит буквенно-цифровое обозначение:
Min Th. 22 mm.
Расшифровка проста. Здесь Min — минимальное значение, Th. — сокращение от thickness, то есть «толщина», 22 mm — точная цифра. Если параметр ниже хотя бы на полмиллиметра, деталь надо менять. В сложных условиях эксплуатации это приходится делать каждые 60-80 тыс. км пробега. В пересчете на колодки: 2-3 комплекта. Чтобы добраться до маркировки, придется очистить поверхность от ржавчины и грязи. Это можно сделать с помощью металлической щетки, а лучше использовать дрель со специальной насадкой.
Правила измерения
В работе с измерительными инструментами есть подводные камни, способные повлиять на конечный результат. Тогда вся работа окажется бесполезной. Ведь допустимая величина износа тормозного диска отличается от заводского показателя на 3-4 мм. Ошибка на 1 миллиметр способна повлиять на решение о замене детали коренным образом. Для работы понадобятся следующие инструменты:
- штангенциркуль или микрометр;
- ключи для откручивания гаек;
- противооткатные упоры;
- домкрат.
Первым делом нужно поставить машину на стояночный тормоз, а «свободные» колеса зафиксировать с помощью противооткатных упоров. Лучше не пренебрегать защитой. При срыве ручника автомобиль покатится и может нанести травму владельцу. Потом стоит стронуть болты с помощью ключа и поднять колесо домкратом. Останется полностью выкрутить крепежные элементы, чтобы получить доступ к диску. Дальнейшие действия зависят от измерительного инструмента.
Штангенциркуль
У многих водителей в гараже есть штангенциркуль. Прибор хорошо подходит для слежения за состоянием тормозной системы. С его помощью можно легко измерить толщину диска. Но есть одна особенность. Губки инструмента в большинстве случаев плоские, а на краю диска образуется борозда, которую не затрагивают колодки во время работы. Если приложить штангенциркуль к «препятствию», показатели будут неточными.
Чтобы справиться с ситуацией, можно использовать лайфхак: приложить к поверхности диска монету. Ее толщина компенсирует перепад высот и позволит получить максимально релевантные результаты.
Только не надо забывать вычесть из конечного числа толщину монетки. Пусть показатель равен 1 мм. Шкала штангенциркуля показала 19 мм. Осталось провести простой расчет:
19 - 1 = 18 мм.
Для Skoda Octavia Combi 2.0 FSI BVX из примера выше степень износа окажется критической. Придется ставить новые диски. Подложка не понадобится, если в арсенале водителя есть инструмент с выступами на губках.
Микрометр
Прибор дает более точные значения. Его проще использовать. Не нужно подкладывать монетку, чтобы компенсировать размеры боковой бровки. Алгоритм использования микрометра довольно прост. Сначала нужно поместить диск между пяткой и винтом. Затем стоит вращать гайку трещотки до тех пор, пока не послышатся щелчки. Нужно остановить вращение и вычислить конечный результат. Для этого достаточно сложить значения, указанные на горизонтальной и вертикальной шкалах.
Пусть на горизонтальной шкале видна цифра 16 мм, а вертикальная в месте соединения с эталонной меткой показывает 4 мм. Складываем числа:
16 + 4 = 20 мм.
В большинстве случаев результат не говорит о критическом износе. Но лучше заглянуть в инструкцию или найти маркировку, выбитую на металле. На многих автомобилях срок службы передних тормозных дисков превышает 100 тыс. км. Главное — не допускать износа колодок. Если накладка полностью сточится,«лысая» пластина начнет стирать поверхность металла.
В негодность приходят не только дисковые, но и барабанные тормозные системы. Измерить выработку последних можно с помощью штангенциркуля, только не снаружи, а изнутри.
Причины неравномерного износа
Новые диски имеют гладкую, практически отполированную поверхность. С каждым километром ситуация меняется в худшую сторону и отклоняется от нормы. Если наблюдается конический износ, значит пора менять тормозные диски. Можно попробовать проточить поверхность металла на специальном станке, но это фатально повлияет на толщину. После подобной манипуляции детали проходят недолго. Вот основные причины неравномерного износа:
- Появление ржавчины. Коррозия разъедает верхнюю часть диска. Даже при незначительной силе трения металл разрушается.
- Дефект колодок. Порой сложно прогнозировать, из какого материала изготовлены фрикционные накладки недорогих колодок.
- Попадание пыли. Абразивные частицы прижимаются к диску и работают как наждак. На скорости слышен характерный писк.
- Нарушение работы суппорта. Поршни прижимают колодки неравномерно. В результате зона давления вырабатывается быстрее.
Проблема часто сочетается с неравномерным износом колодок. Со временем ситуация усугубляется. Происходит максимально возможный износ поврежденных тормозных дисков. Чтобы не пришлось делать дорогой ремонт и тратить деньги на запчасти, нужно регулярно проверять толщину дисков и следить за состоянием тормозной системы.
Комментарии0