Как правильно и надёжно запаять бампер
Ремонт пластикового буфера при незначительных повреждения обходится куда дешевле, чем покупка нового. В жизни автомобилиста полно ситуаций, в которых энергопоглощающее устройство получает трещины и сколы. Достаточно ошибиться с расстоянием во время парковки или попасть в мелкое ДТП — дорожно-транспортное происшествие. В статье пойдет речь про алгоритм запайки бампера. Нужно выполнить работу так, чтобы деталь продержалась максимально долго и не разошлась по шву.
Виды повреждений
В процессе эксплуатации буфер страдает от механических воздействий. Пластик — податливый материал. Если его зацепить чем-то плотным, появятся следы. Порой они едва заметны, а в некоторых случаях требуют быстрого исправления. Во время движения на все части автомобиля действует вибрация. У нее высокие разрушающие свойства. Основные виды повреждений таковы:
- Царапины. При незначительных дефектах остаются лишь следы на краске. Если все серьезно, на поверхности образуются глубокие отметины.
- Сколы. Возникают при касании с гравием, который вылетает из-под колес. Их легко убрать с помощью фена или паяльника.
- Трещины. Появляются после сильных ударов. Например, водитель переехал колесами бордюр и зацепился буфером за препятствие.
Любые повреждения можно отреставрировать. Главное — делать все правильно, использовать подходящие инструменты и материалы. Где-то для нагрева лучше использовать паяльник, а в некоторых случаях идеальным решением станет применение газовой горелки или фена. Для начала следует узнать температуру плавления пластика, чтобы выставить нужный режим.
Определение материала
Первым делом нужно узнать, из чего сделан бампер. Иначе есть риск перегреть пластик. Да и паять полиэтилен полиуретановыми прутками не получится. У материалов разная температура плавления. Обычно производители наносят маркировку с внутренней стороны. Поэтому бампер придется снять. Приведем пример демонтажа для машины Мазда 6. Затем понадобится очистить с детали грязь и найти буквенный код. Вот расшифровка:
Буквы |
Наименование |
t плавления, °C |
Особенности |
PVC |
Поливинилхлорид |
100-260 |
Лучше армировать шов сеткой, низкая прочность. Подойдет строительный фен и паяльник |
PE |
Полиэтилен |
103-137 |
Горит ярким пламенем. Основание синее, а вершина желтая. «Выбрасывает» одиночные капли |
PC |
Поликарбонат |
230-310 |
Характерная черта — желтый цвет горения. Периодически вспыхивает, отбрасывает пепел |
PUR |
Полиуретан |
160-180 |
При нагреве выше 220°C разрушается. При работе важна аккуратность и точность |
PA |
Полиамид |
180-260 |
Белеет на изгибе. Пенится во время горения. Цвет основания пламени — синий с желтой короной |
ABS |
Акрилонитрил |
350-360 |
При 380°C разрушается. Очень хрупкий материал. При горении коптит и вспыхивает |
PP |
Полипропилен |
130-160 |
Прочный и гибкий пластик. Его сложно сломать. Пахнет воском или нефтью при горении |
Сварочные прутки из пластика для пайки можно приобрести в магазинах с электрическими инструментами. Если нет такой возможности, оптимальным решением будет отделить небольшую полоску от внутренней части бампера. Лучше не использовать для этих целей ребра жесткости, иначе буфер потеряет прочность.
Способы ремонта
Почему нельзя обойтись одним паяльником при реставрации пластика своими руками? Если верить статистике автосервисов, 90 % бамперов сделано из полипропилена. Его температура плавления составляет 130-160°C. Жало паяльника нагревается до 245-300°C. Есть риск, что материал разрушится при такой «жаре». Поэтому для ремонта буферов с маркировкой PP в домашних условиях можно использовать строительный фен или газовый паяльник. Эти инструменты позволяют косвенно регулировать температуру. Достаточно приблизить или удалить сопло от сварного шва.
Подготовка
Первым делом нужно очистить места пайки от грязи и пыли. Для этого следует использовать губку, смоченную в растворе чистящего средства и воды. Останется просто смыть следы Fairy и подождать, пока все высохнет. Затем необходимо удалить с пластмассы краску. Подойдет мелкая наждачка или лезвие от канцелярского ножа. Не нужно оставлять слишком глубокие следы, иначе их придется заделывать шпаклевкой.
Следующий вопрос — метод армирования. Для царапин и сколов дополнительное укрепление делать не надо. Зато трещины нельзя оставлять без ребер жесткости, иначе швы со временем разойдутся от вибрации, ударного воздействия. Роль арматуры сыграет мелкоячеистая сетка из латуни:
Сначала укладываем арматуру в нужное место и максимально прижимаем к пластмассе. Потом проходимся по металлу феном или газовым паяльником. Затем с помощью оправы вдавливаем нагретую сетку, чтобы она встала вровень с поверхностью. Таким образом сантиметр за сантиметром металл примет заданную форму. Лишние участки можно убрать с помощью кусачек. Альтернатива — скобы для строительного степлера.
Бывает так, что от буфера отвалились большие куски или он вообще переломан пополам. В этом случае части нужно скрепить в единое целое. Иногда подойдет обычная струбцина. Но порой площадь повреждения слишком велика. Идеальным вариантом станут пластиковые стяжки. Сверлим отверстия вдоль будущего шва. Вставляем в них пластмассовые элементы крест-накрест и зажимаем так, чтобы края были максимально ровными:
Таким нехитрым способом можно скрепить даже обширные трещины. На этом подготовка закончена. Остается запастись инструментами и приступить к основному этапу работ. Лучше паять бампер при температуре окружающего воздуха от +20°C до +30°C. При этих значениях пластик буфера не «дубеет» и остается достаточно прочным.
Паяльник
Для восстановления энергопоглощающего устройства машины понадобится обычный электрический паяльник с широким жалом. Поскольку у инструмента нет возможности регулировать температуру нагрева, он подходит разве что для ремонта поликарбонатных и полиамидных буферов. Пластик ABS лучше паять с помощью фена. Он очень хрупкий и нестабильный. У метода есть недостаток. Пластмасса плавится только в местах касания наконечника. О глубоком прогреве нет и речи. Поэтому качество шва зависит от навыков и опыта мастера.
Сперва нужно пройти по трещине жалом и оставить засечки, которые не дадут материалу расползтись во время нагрева. Вот как это выглядит:
Метод позволяет надежно зафиксировать края. Это предотвратит сдвиг пластика во время работ. Нужно использовать инструмент аккуратно. Если материал слишком тонкий, есть риск прожечь его насквозь. Лишние отверстия не нужны. Их тоже придется запаивать. Когда шов остынет, следует приложить жало к месту пайки, а пластмассовую полоску прижать сверху. Так будут одновременно прогреваться обе контактные поверхности:
С большим и широким швом поступают аналогично. Только сначала армируют место повреждения металлической сеткой для большей надежности. После того как бампер остынет, останется зашлифовать или срезать лишние остатки материала, выступающие над поверхностью.
Фен или горелка
С помощью этих инструментов можно запаивать буферы из любого материала. Температуру фена или газового паяльника легко снизить или увеличить. Правда, придется делать это на глаз, ведь датчиков измерения нет. Воздушный поток способен нагреваться до +500°C. Этого вполне хватит для плавления пластика. Только нельзя подносить сопло вплотную ко шву, иначе пластмасса перегреется и разрушится. Лучше держать инструмент на расстоянии 5-8 сантиметров. Работу выполняют по тому же принципу, что с паяльником. Соединяют края шва, затем наплавляют сверху полосу материала:
Нужно пройтись по всем швам, а потом зачистить поверхность. Если этого не сделать, на бампере будут видны бугры. Трещина сквозная? Ее нужно обработать с обеих сторон. Шлифовке следует уделить особое внимание. Это важный этап, без которого внешний вид бампера вряд ли понравится владельцу авто. В качестве абразива можно использовать специальную насадку для УШМ — угловой шлифовальной машины. В народе инструмент называют болгаркой.
На видео автор демонстрирует процесс пайки во всех подробностях. В конце ролика мастер сравнивает две методики восстановления:
Возможно вывод о том, что шов получился прочнее при применении паяльника, не совсем верный. На качество работы могли повлиять разные факторы: материал бампера, температура и время нагрева.
Покраска
Как бы хорошо не прошла шлифовка, на поверхности буфера могут остаться дефекты. Это следы от сверления, перекосы геометрии. Без шпаклевки вряд ли получится обойтись. Это простая процедура. Ее можно выполнить своими руками. Для начала следует смешать в металлической или пластиковой емкости основу и отвердитель, затем тщательно перемешать до получения однородной массы без прожилок. Останется только нанести состав на шпатель и равномерно распределить по шву:
Одного слоя вряд ли будет достаточно. После высыхания следует повторить процедуру. Для затвердевания «ретуши» понадобится минимум 4 часа. Столько времени уходит на полную полимеризацию. Когда все будет готово, останется повторить процесс шлифовки.
Следующий этап работ — нанесение грунтовки. Перед этим нужно помыть бампер чистой водой и дать ей испариться. Лучше использовать акриловый состав вторичного типа. Он как раз создан для заполнения микроскопических пустот и подготовки поверхности под окрашивание. Желательно покрыть деталь двумя слоями. Это гарантирует хорошее сглаживание дефектов и надежную адгезию. Фото:
После завершения нужно пройтись по поверхности наждачкой с показателем зернистости 800. Это улучшит сцепление с ЛКП — лакокрасочным покрытием. Чтобы не пропустить дефект, необходимо осмотреть буфер с помощью яркой лампы. На свету хорошо видны неровности.
Остается последний штрих. Запаянный бампер следует покрасить. Можно купить в ближайшем автомагазине баллончик, но это не слишком надежный способ. Лучше воспользоваться профессиональным оборудованием и распылить краску с помощью пневматического пистолета. Метод гарантирует надежность и долгий срок службы покрытия:
Для получения хорошего результата следует нанести на поверхность буфера от 2 до 3 слоев. Время сушки между ними должно составить как минимум полчаса. Когда все будет готово, останется покрыть поверхность глянцевым лаком. Это защитит от появления царапин и сколов. Хотя, можно обойтись без этого и сэкономить.
Запаять бампер можно в домашних условиях. Для этого понадобится строительный фен, газовая горелка или электрический паяльник. При большой площади повреждений шов нужно армировать сеткой или соединять пластиковыми стяжками. Заделку дефектов выполняют с помощью пластмассовых полос, изготовленных из того же материала, что и сам буфер.
Комментарии0