Идеальная смазка для шаровых опор
Если во время поездки слышен скрип шаровых опор, объясняется это дефицитом смазки. Со временем все может закончиться разрывом пыльника. Бывает, но редко, что на заводе-производителе экономят на смазочных материалах и не докладывают их. Шаровым опорам и рулевым наконечникам требуется обслуживание, тогда они прослужат весь запланированный инженерами период. Не все водители умеют обслуживать ходовую часть, поэтому многие интересуются, какую использовать смазку для шаровых опор.
Почему необходима смазка
Устройство ходовой части у каждой марки автомобиля свое. Но комплекс деталей всегда включает шаровой шарнир и палец. Упором шарнира выступает основание, а сверху него стоит «защита» в виде пыльника.
Шарнир, работая, постоянно смещается, вместе с тем постепенно изнашивается. В ходе эксплуатации авто смазку выдавливает. Если транспортом долго не пользуются, она просто может высохнуть. А когда нет смазки для шаровых опор, в полость быстро забиваются абразивные частицы. Мелкие пылинки, песчинки — это «наждак», который ускоряет деградацию металла, не давая сферическому шарниру нормально функционировать. Когда шаровые скрипят и стучат — пора действовать.
Чтобы предотвратить деградацию механизма шарнира, надо смазывать участок под пыльником. Этот узел будет работать долго и надежно, если знать, какой смазочный материал применять. В противном случае появятся признаки неисправности шаровой опоры.
Периодичность обработки
Шаровую опору смазывают еще на заводе, прежде чем устанавливать на автомобиль. Но надо учитывать, что по мере движения шарнир постоянно меняет свое положение, и смазка постепенно расходуется. Поэтому требуется ее регулярное добавление.
Понять, что шаровые опоры пора смазывать, несложно. Обычно проблемы с этим узлом легко диагностировать «на слух». Если проблема приобрела большие масштабы, может потребоваться диагностика. Стартовый сигнал о выработке смазки — скрипы, стуки при движении. Когда посторонние шумы идут со стороны шаровых опор, значит это место точно надо проверить. Когда шарнир сильно не люфтит, он еще долго прослужит, главное регулярно его обслуживать.
Критерии выбора
Звуки служат надежным признаком, что узлы пора обработать. Но начинающие водители не знают, какую использовать смазку. Они приобретают литиевые составы, способные выдерживать повышенные нагрузки. Общие критерии выбора таковы:
- широкий диапазон рабочих температур (чтобы держалась в мороз и жаркое лето);
- инертность к резине или пластику пыльника;
- хорошая адгезия;
- устойчивость масляной пленки при серьезных нагрузках;
- противозадирные свойства;
- устойчивость к воде;
- долгий срок службы.
Если речь идет о качественном продукте, он соответствует всем критериям. Но на рынке есть много продуктов, один хуже, другой лучше, поэтому есть резон подробнее разобраться в свойствах.
Состав
Основа — базовое масло, органическое или синтетическое. На его долю приходится до 80 % объема. Но из-за текучести приходится использовать загустители. Их в смазке до 15 %. На последнем месте — присадки с антикоррозионными, противозадирными свойствами. Их в составе до 5 %.
Водители пользуются чаще литиевыми пластичными смазками. Такие смазочные материалы отличаются высокой водо- и термостойкостью, доступны по стоимости. Агрессивного воздействия на металл, резину, пластик они не оказывают. После обработки детали она будет долгое время работать, не требуя техобслуживания.
Порой изготовители смазки для шаровых для загущения применяют бариевое мыло. Вещество хорошо снижает коэффициент трения, работает в жару и в холод. Другой вариант — смазки на основе натрия. Они не настолько водостойкие, как литиевые или бариевые, но обладают достойной жаростойкостью. Если климат жаркий, сухой, натриевый продукт предпочтителен.
Также используют смазки с загустителем на комплексе сульфоната кальция. Они имеют достойные высокотемпературные, антикоррозионные свойства, высокую устойчивость к воде, даже при ее динамическом воздействии. Этот загуститель хорош также противоизносными свойствами, которых не добиться присадками.
Существуют смазки с загустителем на основе кальция, у которых хорошие защитные, антикоррозийные свойства, устойчивость к вымыванию. Но на морозе их не используют.
Консистенция по классификации NLGI
NLGI — National Lubricating Grease Institute. Это национальный институт пластичных смазок. Организация расположена в США. Ее сотрудники разработали собственную классификацию, основанную на содержании загустителей. Обычно консистенцию выбирают, отталкиваясь от типа подшипника, базового масла, рабочих температур, скоростного фактора. Рекомендуется NLGI 2 (мягкая) или в крайнем случае NLGI 3 (переход от мягкой к средней твердости, то есть более густая).
Рабочие температуры
Чем шире диапазон, тем дольше работают шарниры. Лучшие смазки для шаровых опор не теряют свойств при температурах от -50 до +80 °C. Но такие значения требуются редко. Поэтому в средней полосе будет достаточно нижнего предела в -30° C. А так, правильно будет отталкиваться от конкретной местности, где эксплуатируется автомобиль. В таблице представлены температуры для каждого из видов загустителей:
Загуститель |
Рабочие температуры, °C |
Водостойкость |
Ca |
–30…+50 |
Отличная |
Na |
–30…+110 |
Плохая |
Li |
–30…+130 |
Очень хорошая |
Li-комплекс |
–30…+150 |
Хорошая |
Ca сульфонат |
–30…+220 |
Превосходная |
Бентонит |
–20…+200 |
Хорошая |
Информация о том, при какой температуре смазка сохраняет эксплуатационные свойства, указана обычно на упаковке.
Сочетаемость с резиной
Чтобы защитить шарнир от абразивных частиц, поверх металлического пальца ставят резиновый или пластиковый пыльник. Химия должна нейтрально взаимодействовать с материалами, чтобы не повредить кожух.
Объем упаковки
Когда в смазке нуждается только одна опора, лучше брать минимальный объем. Если обработать надо несколько соединений, то средство лучше брать с запасом. Если водитель ошибся и купил объемную упаковку, это не так страшно, если бы при обработке оказалось, что мазь закончилась. Средний срок хранения пластичных составов — 5 лет. Этого хватает, потому что их применяют довольно редко в качестве смазки для автомобильных шаровых опор и рулевых наконечников, присоединенных к рейке.
Топ лучших смазок для шаровых опор
Ежегодно можно наблюдать появление торговых марок, рекламирующих свою продукцию как самую качественную. Однако на практике все может оказаться иначе. При покупке «кота в мешке» есть риск обзавестись товаром, не отвечающем даже минимальным требованиям в плане качества. Лучше выбирать состав от известных брендов, которые долгое время работают на рынке, дорожат своей репутацией.
Литол 24
Многие водители знают об этой мази для обработки шаровых. Выпускается разными заводами, поэтому отличается внешний вид: однородная смесь от светло-желтого до коричневого цвета. Внешний вид особой роли не играет, главное, чтобы продукция отвечала требованиям ГОСТ 21150-87. Если вместо стандарта, в котором прописывается состав, указаны лишь технические условия, вероятно, характеристики у нее иные. Свои свойства Литол 24 сохраняет при температурах от –40 до +120 °C, а кратковременно выдерживает нагрев до +130 °C.
Смазочный материал, за счет своих антикоррозионных свойств, хорошо уберегает соединение от воздействия влаги, грязи. А еще он уменьшает амплитуду раскачивания детали. Литол 24 стабилен, не расслаивается, а его плотность при разогреве остается прежней.
Есть, правда, серьезный недостаток у продукции — негативное воздействие на пыльник, если он резиновый. Смазанный материал со временем разбухнет и преждевременно разорвется. Для нивелирования проблемы можно использовать пыльник из другого материала, или забивать смазку не полностью. В составе средства отсутствуют антизадирные присадки, по этой причине оно плохо подходит для иномарок.
ШРБ-4
Разработали смазочный материал еще в СССР, но от других его отличает то, что загустителем служит элемент бария. А значит эксплуатационные свойства даже лучше, чем у литиевых, графитовых аналогов. Для повышения густоты в состав включены кислоты.
С учетом вышесказанного у ШРБ-4 немало плюсов: высокие противозадирные свойства, водостойкость, пластичность. Также мазь полностью безвредна для резиновых пыльников. Диапазон рабочих температур немаленький: от –40 до +130 °C. Параметр коллоидной стабильности не превышает 10 %. По цвету средство светло-коричневое.
Сейчас ШРБ-4 выпускается заводом «Агринол» (предыдущее название – «Азмол»). Реализуется она в банках емкостью 500 мл.
Liqui Moly
Это марка, выпускающая разные составы для обработки шаровых. Из проверенных — Thermoflex Spezialfett. Это светло-бежевая мазь с консистенцией NLGI 2. Ею можно обрабатывать перед установкой высоконагруженные подшипники и другие узлы. Основная черта средства — возможность использования для уменьшения силы трения между металлом и пластиком. Состав мази никак не воздействует на резиновый пыльник. Liqui Moly устойчива к окислению, дает 100 % защиту от коррозии путем выталкивания влаги, долго держится.
С температурным диапазоном применения тоже полный порядок: от –50 до +150 °C. Адгезионная, смазывающая способности на высоте, а еще задиров не боится, так как включает в состав EP-присадки. Выпускается в таре емкостью 370 мл. Если почитать отзывы, они преимущественно положительные, а из минусов выделяют разве что цену.
Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease
В основе этой консистентной мази сульфат кальция. Также состав включает уникальные присадки, обеспечивающие защиту от ржавчины, вымывания. Качество на высоком уровне, так как изделие сделано по стандарту NLGI GC-LB. Еще эту мазь, помимо шаровых, используют для рулевых наконечников.
Преимущества: высокие адгезивные свойства, защита металла от ржавчины, устойчивость к вымыванию водой. Но есть существенный недостаток, который надо учитывать — низкий температурный порог в –18 °C. А вот что до максимальной температуры, изделие способно выдержать до +246 °C.
Средство хорошо себя показало в условиях серьезных нагрузок, высокой температуры и влажности. Но для зимнего применения, в лютый мороз (ниже –18 °C), оно не подходит. Продается в 425 мл тубах.
Motul Tech Grease 300
Универсальный продукт, актуальный в разных условиях для всех узлов. Серьезные нагрузки, жара, влажная среда, вибрации ему не страшны. Применяется также для грузовиков, спецтехники.
По NLGI относится к классу 2, долго служит, используется при температурах от –30 до +150 °C. Базовое масло — синтетика. Присадок достаточно: от окисления, задиров, износа, коррозии. Продается в тубе емкостью 400 мл.
Циатим 201
Такая же популярная, как и Литол 24, мазь недорогая, но и свойства у нее далеко не идеальные. Это многоцелевой смазывающий материал, применяемый в мало- и средненагруженных механизмах. Диапазон рабочих температур хорош: от –60 до +90 °C. Просто изначально средство применялось для авиатехники. Но как оказалось, и для машин годится уверенно, особенно если они эксплуатируются в северных широтах.
Основой служит нефтяное масло, загущенное литиевым мылом. Цвет бывает желтым, а иногда коричневым. Пыльник из резины средство не портит, служит барьером от попадания воды, грязи. Но по причине низкой коллоидной стабильности начнет быстро вымываться, если пыльник поврежден. Продукт довольно востребован, так как недорогой, да и найти его легко.
Molykote PG-65
Морозостойкое смазывающее средство. В основе — синтетические масла. Применяется для подшипников, направляющих, передач, тросов, валов. Официального допуска для обработки шаровых нет, но производитель утверждает, что для этих целей средство годится.
Температурный диапазон у него от –55 до +130 °C. Влажные, запыленные среды не страшны, как и вымывание водой. Пыльники из резины или пластика не портит. Рабочие параметры отличные, но стоит средство немало. Реализуется в банках емкостью 1, 5, 25 кг.
Molykote LT2/78G
Смазка черного цвета с загустителем на базе литиево-цинкового мыла. Применяется для высоконагруженных узлов: подшипников, направляющих, шлицевых/шпоночных соединений, шаровых. Рабочие температуры следующие: от –35 до +130 °C. Класс консистенции — NLGI 2. Преимущества:
- высокая несущая способность;
- не теряет свойств в запыленной, влажной среде;
- долго держится;
- без никеля, свинца в составе;
- антикоррозийные свойства.
Стоит, правда, много, да и продается в фасовках по 50, 180 кг. Для обычного автовладельца тару доступной не назовешь. Смазку можно раздобыть на крупных транспортных предприятиях или при посещении СТО.
Как смазывать шаровые опоры
Основной инструмент — рычажно-плунжерный шприц. Сам процесс довольно простой, и каких-либо особых навыков не требует. Есть автомобили, к внутренним частям шаровых опор которых одним шприцем не добраться. Придется использовать дрель. А для фиксации снятой детали не помешают тиски.
Есть немало машин, позволяющих смазать шаровые непосредственно на корпусе. Но делают так редко, так как работы грязные, да и велика вероятность корпус запачкать. Снятие опоры у каждой машины специфическое, но принцип общий. Каких-либо приспособлений не нужно. Достаточно упереть лом и попросить помощника выбить опору. Но для удобства продаются специальные съемники. А лучше проводить все манипуляции перед установкой детали.
Дальнейшие действия зависят от варианта исполнения опоры. Если шарнир с соском, куда можно добавить мазь, то обработку стоит выполнять с одним шприцем. Порядок действий:
- Зафиксировать в тисках деталь.
- Ключом или пассатижами открутить сосок.
- Откроется отверстие, куда шприцем заливается смазка.
- Закрыть и закрутить сосок.
Есть способ смазки без съема опоры. Сначала надо поддеть чем-то пыльник, потом расширить зазор и ввести средство с помощью шприца. Для обработки шаровых опор лучше использовать специализированные мази, в особенности если во владении дорогая иномарка со сложной конструкцией подвески. В иных ситуациях подойдут Литол 24 или Циатим 201. Эксплуатационные характеристики этих смазочных материалов похуже, чем у западных аналогов, но цена более доступная.
Комментарии0