Что такое суммарный люфт в рулевом управлении
Водители хотят, чтобы их автомобили были надежными, безопасными. На управляемость машины сильно влияет состояние рулевого механизма. Поэтому люфт руля надо вовремя устранять. Это избыточный свободный ход "баранки", который возникает из-за износа или поломки деталей. Он ухудшает четкость управления, увеличивает риск ДТП, особенно на высокой скорости или на скользкой дороге. В этой статье будет сказано о том, что такое суммарный люфт руля, как его выявить и устранить, чтобы обеспечить безопасность за рулем.
Обычный и суммарный люфт
Люфт рулевого управления - это свободный ход руля от упора до упора, превышающий установленные нормы. Так называют расстояние, на которое нужно повернуть "баранку", прежде чем колеса начнут менять направление движения автомобиля. Зазоры между деталями рулевого механизма есть у каждой машины, но до малого предела они считаются допустимыми. Если свободный ход чрезмерный, это серьезный повод задуматься о ремонте. Ведь из-за "разболтанного" руля водитель теряет контроль над траекторией авто, ему сложнее маневрировать, удерживать прямолинейный курс. Люфт часто служит симптомом износа или поломки узлов, которые могут отказать в любой момент.
Что такое суммарный люфт
Суммарным люфтом называют общую величину свободного хода, которую измеряют по методике ГОСТа. Для этого руль поворачивают вправо и влево до упора, фиксируя угол, на который он провернулся. Суммарный люфт - это сумма углов в обе стороны.
Важно отличать параметр от "обычного" люфта рулевого колеса, который может быть в норме, в то время как реальный суммарный показатель превышает допустимый предел из-за "слабины" в рейке, наконечниках.
Допустимые значения по ПДД
Суммарный люфт в рулевом управлении сильно влияет на безопасность дорожного движения. Поэтому допустимые показатели отражены в правилах. Параметры проверяют, когда машина проходит регулярный технический осмотр, их записывают в диагностическую карту. Превышение на 1 градус - повод направить водителя в ближайший автосервис.
Нормы для легковых автомобилей
В соответствии с правилами дорожного движения и ГОСТом, предельно допустимый люфт рулевого колеса допускается:
- для автомобилей - 10 градусов;
- для грузовиков и автобусов на "легковой" базе - 10 градусов.
Для большинства легковых автомобилей люфт не должен быть выше 10 °. Превышение этого значения расценивается как серьезная неисправность, с которой запрещена эксплуатация транспорта. Автомобиль с дефектом не пройдет государственный техосмотр. Некоторые автопроизводители устанавливают еще более жесткие нормативы для своих дилерских центров обслуживания.
Нормы для грузовых автомобилей и автобусов
Для грузового транспорта и автобусов ПДД допускаются следующие величины суммарного люфта:
- автобусы - 20 градусов;
- грузовики - 25 градусов.
Нормативы для крупных машин несколько мягче, чем для легковых. Это связано с более тяжелыми условиями эксплуатации, высокими нагрузками на рулевое управление грузовиков, автобусов. Но "болтанка", превышающая указанные значения, недопустима. Она требует скорейшего устранения. Даже небольшое отклонение от нормы может стать причиной штрафа или запрета на использование автомобиля со стороны контролирующих органов.
Причины возникновения люфта
Суммарный люфт в рулевом управлении увеличивается по мере движения машины. Детали постепенно изнашиваются, соединения разбалтываются.
Износ деталей рулевого механизма
Основной причиной появления избыточных зазоров в рулевом управлении становится естественный износ его компонентов. В процессе эксплуатации детали постепенно истираются, расшатываются, меняют геометрию. Особенно сильно страдают от износа шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, которые постоянно испытывают ударные нагрузки.
Зазоры образуются в самом механизме - обычно из-за разбивания втулок вала сошки или ослабления посадки гаек. Ускоряют процесс старения агрессивный стиль вождения, движение по плохим дорогам, использование низкокачественных запчастей. Если вовремя не выполнять регулировки, оставлять изношенные детали, люфт достигнет критического уровня.
Ослабление крепежных соединений
Вторая распространенная причина возникновения люфта - нарушение затяжки резьбовых соединений. От тряски и вибраций крепеж постепенно откручивается, ослабляется. Появляется характерный стук при поворотах руля, а при сильном ослаблении гаек и болтов детали получают излишнюю свободу перемещений, что и приводит к росту суммарного люфта. Такая проблема наблюдается у рулевых наконечников, шаровых шарниров, карданного вала рулевой колонки. Избавиться от дефекта просто - нужно вовремя подтягивать ослабевшие соединения, фиксировать их контргайками или шплинтами.
Неисправности гидроусилителя руля
Если автомобиль оснащен гидроусилителем рулевого управления (ГУР), то причиной люфта он и становится. Зазоры и стуки провоцирует износ насоса ГУРа, из-за чего давление в гидросистеме падает. Усилитель теряет свои свойства при утечках рабочей жидкости или попадании в нее воздуха.
Иногда проблемы с ГУРом возникают после неквалифицированного ремонта рулевой рейки, когда ее элементы устанавливают с нарушением технологии. Поэтому обслуживание гидравлики руля лучше доверять профессионалам, которые применяют сервисное оборудование, оригинальные комплектующие.
Признаки повышенного люфта
Руль разбалтывается постепенно. Но первые симптомы появляются быстро. Опытный водитель может сразу заметить, что машина стала заходить в повороты не так резво, как раньше. При вращении "баранки" появляются посторонние звуки.
Стуки и скрипы при повороте руля
Обычно водитель замечает люфт по косвенным признакам, которые ухудшают комфорт управления машиной. Наиболее явный симптом - посторонние звуки, сопровождающие вращение руля. Стуки и скрипы свидетельствуют об износе, ослаблении шарниров, подшипников, втулок в рулевом механизме. Звуки могут появляться только при трогании с места на небольших скоростях, но со временем они становятся отчетливее, возникают почти постоянно. На неисправность рейки указывает глухой стук при покачивании "баранки" в крайних положениях. А скрип, который слышен непосредственно под рулем, выдает проблемы с карданным валом.
Увод автомобиля в сторону
Еще одним тревожным "звоночком", говорящим о повышенном люфте, становится самопроизвольный увод машины в сторону при движении по ровной дороге. Водителю приходится подруливать, выравнивать траекторию. Это не всегда получается.
Автомобиль реагирует на повороты руля с запаздыванием, возвращается в среднее положение рывками. Усилие на руле как будто прикладывается вхолостую, без эффекта. Может возникать ощущение проваливания или закусывания "штурвала". Такие симптомы вызваны серьезным износом рулевых наконечников, шаровых опор и сайлент-блоков рычагов подвески.
Подергивания руля на неровностях
Признаком люфта рулевой рейки или карданного вала становятся толчки, вибрация на руле при наезде колес на препятствия - ямы, стыки асфальта, трамвайные пути. В моменты ударов ослабленные детали получают избыточную свободу перемещений, которая передается на "баранку", заставляя ее дергаться из стороны в сторону. Усиливаются рывки с увеличением скорости движения, глубины неровностей. Опытным водителям обычно хватает одной поездки по разбитой дороге, чтобы почувствовать "болтанку" в рулевом управлении, трансмиссии. Если симптомы возникли внезапно, нужно поскорее загнать машину на диагностику.
Диагностика люфта
Можно проверять разболтанность "штурвала" на глаз, с помощью прибора. Первый вариант подходит лишь для общего представления о состоянии управления. Второй дает куда больше уверенности в том, что машина пройдет техосмотр.
Проверка с помощью люфтомера
Самый достоверный способ определить величину суммарного люфта - замерить его прибором, люфтомером. В автосервисах обычно применяют электронные люфтомеры с цифровой шкалой, которые за минуту выдают точный результат.
Принцип работы устройства основан на фиксации угла поворота руля относительно неподвижной базы. Для замера люфтомер зажимами крепится на руль и стойку кузова, машину устанавливают на ровной площадке с колесами в положении прямолинейного движения. Далее испытатель с силой поворачивает руль влево до начала вращения колес, затем вправо, считывая показания прибора. Люфт равен сумме углов в обе стороны.
Визуальная проверка
Понять, что свободный ход руля зашкаливает, можно и без приборов, полагаясь на ощущения. Для этого автомобиль ставят на ровную площадку, колеса выставляют прямо. В салоне водитель берется руками за обод руля и начинает покачивать "баранку" влево-вправо с небольшим усилием, не доводя до поворота колес. Помощник снаружи наблюдает за колесами. Если при покачивании руль проворачивается суммарно более чем на 5 см (для грузовиков - более 7,5 см), это явный признак того, что люфт превышает норму. Субъективно это ощущается как "закусывание", провалы руля в крайних точках. Дополнительно нужно проверить свободный ход рейки, для чего на неподвижном авто вывешивают передние колеса и аккуратно их шатают, следя за отклонением от нормы.
Последствия езды с повышенным люфтом
Большой зазор между деталями рулевого управления влияет на безопасность. Но не только. Водители обычно вспоминают про "болтанку" перед прохождением технического осмотра. Это трудно сделать. когда колеса остаются неподвижными при повороте "баранки".
Ухудшение управляемости автомобиля
Нельзя ездить на машине, люфт руля которой существенно выходит за рамки допуска. Избыточные зазоры грозят полной или частичной потерей контроля над траекторией движения, повышают риск заноса при маневрах. Водителю труднее удерживать автомобиль на дороге, корректировать направление, планировать повороты. Малейшая ошибка в управлении может привести к вылету на встречку или на обочину. Особенно опасна "болтанка" в сочетании с лопнувшими шаровыми опорами или наконечниками: при резком повороте колеса могут сложиться, спровоцировав неуправляемый занос, переворот машины. Езда с "разболтанным" рулем - это всегда игра в "русскую рулетку".
Риск внезапной поломки рулевого управления
Повышенный люфт руля ухудшает управляемость, многократно повышает вероятность критического отказа рулевого механизма. Ведь зазоры возникают из-за предельного износа деталей и узлов, которые в любой момент способны выйти из строя. Разбитый шарнир рулевого наконечника может разлететься от удара колеса о яму.
Тогда машина останется вовсе без управления. Большой зазор в изношенной рейке грозит заклиниванием руля, что на высокой скорости приведет к аварии. Вдобавок "болтанка" вызывает ускоренный износ покрышек, других элементов ходовой части авто. Поэтому не стоит дожидаться, пока мелкая неисправность перерастет в угрожающую безопасности поломку. При первых же признаках избыточных зазоров нужно обратиться в сервис для углубленной диагностики, ремонта. Мастера выявят причину люфта, оперативно ее устранят, вернув автомобилю надежность, послушность в управлении.
Проблемы с прохождением техосмотра
Состояние рулевого управления - один из параметров, который тщательно проверяют при техническом осмотре транспортных средств. Люфт измеряют либо люфтомером, либо методом покачивания руля. Если свободный ход превышает установленные ГОСТом нормативы, автомобиль однозначно признают неисправным. Его не допустят к эксплуатации, пока зазор не будет устранен. Формально ездить на таком авто запрещено. В случае ДТП, совершенного по вине неисправного рулевого, водителя могут привлечь к уголовной ответственности за несоблюдение правил эксплуатации источника повышенной опасности.
Методы устранения люфта
Когда диагностика показала неприглядную картину, надо устранять большой свободный ход. Если есть деньги, лучше поменять старую рейку. Альтернативный метод - отрегулировать рулевое. На машине с гидроусилителем надо восстановить работоспособность ГУР.
Замена изношенных деталей
Хороший способ избавиться от люфта - заменить детали рулевого управления, которые его вызывают. После диагностики руля мастер определяет, где именно появились зазоры - в рейке, наконечниках, шаровых. Затем эти узлы снимают, меняют на новые, качественные. Желательно ставить оригинальные запчасти или хорошие аналоги. Замена пары рулевых наконечников занимает около 2-3 часов, надолго решает проблему стуков и закусывания руля. Обычно детали меняют в сборе с пыльниками, чтобы продлить срок их службы. После замены зазор пропадает, руль обретает заводскую четкость.
Регулировка рулевого механизма
Порой люфт удается устранить или уменьшить путем регулировки механизма. У реечного рулевого такая опция обычно не предусмотрена, а вот у старых машин с червячным редуктором регулировка порой творит чудеса. Делают ее путем изменения зазора в зацеплении червяка и ролика.
Процесс сложный, требует разборки редуктора, точного подбора шайб. Нередко приходится перебирать редуктор полностью, с заменой подшипников, сальников. Зато в итоге ход руля становится плавным, информативным. Но есть у регулировки и минус — со временем она может сбиться.
Ремонт гидроусилителя руля
Если виновником люфта оказался гидроусилитель, без его ремонта или замены не обойтись. При небольших дефектах ГУРа достаточно заменить рабочую жидкость, прокачать систему. Если зазоры велики, деталям рулевого механизма грозит ускоренный износ. Потому лучше сразу заехать в автосервис для восстановления нормальной работы усилителя. Это может быть замена насоса, ремонт рейки, устранение утечек, промывка магистралей от стружки. Мастер соберет ГУР по технологии, отрегулирует давление, прокачает систему. После этого руль станет мягче и отзывчивей, а люфты пропадут или уменьшатся до безопасной величины.
Профилактика
Основные причины разбалтывания "баранки" - вибрация и усталость металла. Поэтому профилактика лишь замедлит деградацию. Но лишний сезон без обращения в автосервис - хорошая награда за усердие.
Своевременное обслуживание автомобиля
Залог здоровья подвески и рулевого - регулярное техобслуживание у мастеров. При ТО проверяют затяжку всех резьбовых соединений, шплинтовку гаек, зазоры в шарнирах. Вовремя меняют смазку в шаровых, пыльники и отбойники. Механики оценивают состояние рабочей жидкости ГУРа, фильтруя ее от продуктов износа. Не стоит пренебрегать балансировкой колес при сезонной смене резины - дисбаланс вызывает вибрации руля, ускоряет процесс разбалтывания деталей.
Аккуратный стиль вождения
Тем, кто хочет продлить молодость подвески и рулевого управления, стоит пересмотреть манеру езды. Ведь главные враги шаровых и наконечников - это ямы, ухабы, ливневки, бордюры, а также резкие маневры, удары колес о препятствия. Всего этого лучше избегать, особенно на высокой скорости. Привычка объезжать ямы, не "скакать" на лежачих полицейских и аккуратно заезжать на бордюры при парковке позволит отсрочить появление люфтов, сэкономить на ремонте ходовой части. А спокойный стиль вождения без резких перестроений, нервных обгонов и экстренных торможений положительно скажется не только на автомобиле, но и на самочувствии водителя.
Безопасность превыше всего
Повышенный люфт рулевого управления - это не пустяковая проблема, а серьезная угроза жизни, здоровью всех участников движения. Обилие зазоров и стуков при вращении руля - явный признак опасного износа его деталей. Его следствие - внезапный отказ рулевого механизма. Водить машину в таком состоянии - все равно что ездить на мине замедленного действия. В любой момент колесо может сложиться, руль заклинить. Автомобиль превратится в неуправляемый снаряд. Вот почему при малейших симптомах люфта следует сразу ехать на диагностику, ремонт. Устранение зазора спасет жизнь, улучшит управляемость авто, вернув удовольствие от вождения. Так что не надо жалеть времени и средств на "здоровье" машины.
Комментарии0