Безопасность

Как управлять автомобилем с коробкой-роботом

Сергей Василенков от 31-10-2022, 16:28 Просмотров: 339 2

Многие современные водители ездят на автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП). Но при покупке машины с роботизированной трансмиссией (РКПП) приходится менять стиль вождения. Привычные приемы лучше забыть, это ускорит процесс обучения. В статье речь пойдет о том, как пользоваться коробкой- робот без риска что-то сломать или стать фигурантом дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В тексте будет информация о плюсах инновационной КПП.

Устройство коробки

Если говорить простыми словами, то РКПП — это гибрид. Внутри корпуса механической коробки (МКПП) находится автоматический узел сцепления. Переключениями передач управляет не водитель, а электронный модуль управления, который получает сигналы от бортовых датчиков. Вместо масла в коробку заливают трансмиссионную жидкость ATF.

Устройство коробки роботаУстройство коробки робота
Устройство РКПП

За выжим сцепления отвечают электрические или гидравлические актуаторы, они же сервоприводы. Двухдисковую КПП называют преселективной. В сложных дорожных условиях электронное управление срабатывает слишком часто. В результате сцепление перегревается. Особенно при движении в пробках. Ресурс РКПП ограничен. Через каждые 90 тыс. км пробега нужно делать ремонт. Водители, которые знают, как стоит правильно ездить на роботе, будут ездить на станцию технического обслуживания (СТО) реже.

Положение ног на педалях

По «внешности» транспортное средство с роботом ничем не отличается от машины с автоматической коробкой. В обоих нет педали сцепления. Справа находится газ, посередине тормоз. Если на механике выработалась привычка использовать левую ногу, то здесь ее лучше оставить на площадке. Потому что тянуться вправо неудобно. Вот как это выглядит:

Как держать ноги на педалях с коробкой-роботомКак держать ноги на педалях с коробкой-роботом
Правильное положение ног

Надо поставить правую ногу на пятку между газом и тормозом, а потом надавливать на нужную педаль. Такой подход позволяет избавиться от лишнего мышечного напряжения. Нет проблем, если нужно проехать 5 километров. Но после дистанции 50-100 км голень начнет ощутимо болеть.

Плюсы робота

АКПП иногда становится задумчивой. Особенно при движении по городу. В результате топливо расходуется быстрее. Робот переключает передачи стремительно. Его работу можно сравнить с той, что обеспечивает «механика». Не надо выжимать сцепление, смотреть на тахометр и ловить момент, когда стоит перейти на повышенную передачу без подергиваний кузова и возможности заглохнуть. Авто с РКПП на борту стоят дешевле машин с АКПП. Уровень комфорта одинаковый.

Робот помогает экономить горючее, обеспечивает высокий уровень комфорта.

Чтобы продлить «жизнь» коробки, надо соблюдать простые рекомендации. Это поможет увеличить ресурс трансмиссии до 190-200 тыс. км пробега. Не стоит использовать агрессивный стиль вождения. Пробуксовка, экстренный разгон и сброс скорости сократят ресурс КПП. Нет разницы, какой механизм сцепления используется. У «шестиступки» DSG-6 диски погружены в масляную ванну, «семиступка» DSG-6 работает на сухую. Далее будут обозначены советы по вождению и эксплуатации машины с РКПП.

Регулярно чистить радиатор

В большинстве роботизированных коробок установлен компактный радиатор. Он помогает остудить ATF. Со временем в соты попадает пыль, масло, тосол при утечке. Теплоотдача сильно падает, сцепление перегревается. Аналогичная ситуация происходит при попадании на радиатор насекомых, дорожных реагентов и тополиного пуха.

Очистка радиатора коробки роботаОчистка радиатора коробки робота
Чистка радиатора коробки

Каждые 3 месяца стоит чистить теплообменник. Для этого подойдет мойка высокого давления. На процедуру уйдет не более 10 минут, зато сцепление прослужит гораздо дольше. Не надо забывать об остальной системе охлаждения. Большой радиатор тоже забивается грязью, тепло от перегретого мотора передается на коробку передач.

Не использовать буксировку и пробуксовку

Если ведущие колеса застряли в грязи, водитель с опытом управления машиной на «механике» нажмет газ, начнется пробуксовка. Чтобы понять, как пользоваться коробкой робот, стоит вспомнить об устройстве трансмиссии. При быстром движении диски сцепления перегреваются и раньше срока выходят из строя. Лучше отказаться от пробуксовки. Метод раскачки не поможет выбраться из западни, только нанесет вред РКПП. Надо перевести рычаг в нейтральное положение, попросить знакомого «выдернуть» авто буксиром на тросе.

Автомобиль с РКПП буксуетАвтомобиль с РКПП буксует
Пробуксовка колес

Фаркоп и прицеп — лишние аксессуары для автомобилей с роботом на борту. Транспорт не предназначен для работы с высокими нагрузками. Нельзя накладывать в багажник стройматериалы до полного проседания амортизаторов. Лучше заглянуть в руководство по эксплуатации, чтобы узнать предел грузоподъемности. Не следует превышать показатель. Сцепление и сервоприводы коробки будут изнашиваться бешеными темпами.

Переключаться на ручной режим в пробках

Частое переключение передач вредит коробке. Нагревается сцепление и остальные детали робота. Вот как это работает: при нажатии на педаль газа КПП оперативно переключается с первой передачи на вторую. По задумке инженеров это помогает экономить горючее. Но при замедлении машина снова переходит на пониженную ступень. Циклы повторяются по 20-30 раз.

Переключение рычага на ручной режимПереключение рычага на ручной режим
Ручной режим управления

Если впереди образовалась пробка, есть смысл перевести трансмиссию в ручной режим управления (буква M). Тогда в момент старта вторая передача включаться не будет. Хотя силовой агрегат начнет развивать высокие обороты, коробка будет работать без рывков. Производители автомобилей уверяют, что роботы нового образца, выпущенные после 2014 года, не нужно переключать в ручной режим. Но лучше подстраховаться.

Сильнее жать на тормоз при остановке

Чтобы понять, как без проблем ездить на роботизированной коробке передач, нужно знать особенности переключения скоростей. Если выжать педаль тормоза не до конца, трансмиссия перейдет в режим «трогаемся с места». В результате диски сцепления до конца не разомкнутся. Начнется ускоренное изнашивание. Стоит нажимать на тормоз с усилием.

Включение стояночного тормозаВключение стояночного тормоза
Включение «ручника»

Электронная начинка предполагает небольшую задумчивость, когда водитель переключает режимы с помощью рычага. Не стоит моментально переводить авто из «драйва» в «реверс». Сигналом неправильной работы станет чувствительный толчок. Если передвинуть селектор с задержкой в 1 секунду, то датчики успеют подстроиться под требования дорожных условий. При включении режима «парковка» следует поставить авто на стояночный тормоз. Так будет проще тронуться с места в следующий раз.

Отказаться от агрессивного вождения

Преселективная коробка обладает эффектом памяти. Электроника и датчики следят за скоростью движения и включают повышенную или пониженную передачу заранее. Все зависит от действий водителя: нажатие на газ или тормоз. В результате действия гибкого режима работы сцепление не перегревается.

Водитель на высокой скоростиВодитель на высокой скорости
Агрессивная манера вождения

Агрессивное вождение не позволяет блоку управления «поймать» идеальный момент для переключения передач. Диски соединяются и разъединяются по 10 раз в минуту. Адгезивные накладки стираются. Лучше двигаться плавно. Если нужно полихачить, стоит переключиться в ручной режим управления. Он сгладит острые углы, но не решит проблему полностью.

Чаще менять ATF

Жидкость в роботизированной коробке рассчитана на весь ее срок эксплуатации. Но инженеры делают расчеты в идеальных условиях. Российские дороги далеки от идеала, трансмиссия подвергается повышенным нагрузкам. Работники автосервисов советуют регулярно менять ATF. В масле скапливаются абразивные частицы металла, оно со временем теряет смазывающие свойства, особенно при перегреве.

Слив старой жидкости ATFСлив старой жидкости ATF
Замена ATF

Лучше менять жидкость хотя бы каждые 70 тыс. км пробега. Стоит поставить новый фильтр и обновить смазку в блоке управления мехатроникой. Вряд ли получится справиться с этим самостоятельно. Стоит заехать в автосервис. У механиков есть профессиональное оборудование, инструменты. Перед началом движения стоит прогреть ATF, особенно в КПП с «мокрым» сцеплением. Для этого достаточно проехать в щадящем режиме пару километров.

Управлять коробкой- роботом не так сложно. Главное — не использовать агрессивную манеру вождения, следить за радиатором охлаждения, состоянием жидкости ATF. Чтобы не допустить отката назад при трогании в горку, нужно аккуратно отпускать ручник, добавляя газу. Все как на «механике».

Похожие публикации


Пробуксовка АКПП: причины Если АКПП буксует, то обороты двигателя сильно увеличиваются, а скорость не меняется, появляются толчки, шум и неприятные звуки. Диагностировать эту проблему необходимо безотлагательно! Как — мы расскажем в этой статье.
Особенности движения на автомобиле с механической коробкой передач Современное автомобилестроение постоянно развивается, и каждый месяц предлагает рынку какие-либо новшества. Некоторые изобретения становятся поистине «революционными» и активно внедряются всеми производителями. Существуют, однако, в транспортных средствах такие части, которые практически не
Роботизированная КПП: конструкционные и функциональные особенности коробка роботАвтомобили, оснащенные роботизированными трансмиссиями, появились на рынке относительно недавно. Хотя нельзя сказать, что это ноу-хау нашего высотехнологичного времени. Просто высокий уровень развития электроники сделал сегодня возможным органичное совмещение компактного

Комментарии0

Комментариев к статье "Как управлять автомобилем с коробкой-роботом" пока нет.

Добавить комментарий