Роботизированная КПП: конструкционные и функциональные особенности
Сейчас, конечно же, модификационное разнообразие гораздо изобильнее. Робот коробка передач представляет собой своеобразную альтернативу традиционному «автомату». РКПП можно назвать обычной «механикой», в которой вместо водителя трудится интеллектуальное и исполнительное устройство. По команде электронного управляющего блока хитроумным гидроцилиндрическим механизмом в нужный момент осуществляется размыкание или замыкание сцепления, а также включение подходящей передачи.
Таков основной принцип функционирования роботизированной трансмиссии. Водителю в этой ситуации остается лишь посредством селекторного устройства задать наиболее предпочитаемый режим работы РКПП, например, задний ход. Все остальное умная автоматика делает сама. Это можно было бы назвать весьма удобным и рациональным, если бы не один нюанс.
Такая современная система, подобно прилежному ученику автошколы, действует строго в соответствии с заложенными в нее алгоритмами. Например, при разгоне по достижении определенного значения оборотов силовой установки хитроумное устройство само сбрасывает газ. Затем следует почти театральная пауза, вероятно, необходимая роботу для принятия оптимального решения. И только после этого где-то под напольным покрытием происходит некоторое осмысленное движение, без участия водителя выжимается сцепление и производится переключение следующей передачи.
Водитель все это время пребывает в роли стороннего наблюдателя или зрителя в том самом театре высоких технологий. Возможно, именно из-за таких весьма специфических особенностей многие автовладельцы не спешат отказываться от традиционных трансмиссий и переходить на хитроумный роботизированный вариант. Хотя РКПП имеет немало достоинств и прекрасно подходит для любителей спокойного вдумчивого вождения.
Коробка передач робот: принцип работы и классификация
Блоком управления робота анализируются данные о числе оборотов силового агрегата, действительной скорости движения машины, уровне потребления кислорода и топливной смеси. На основании этих показателей высокоинтеллектуальным электронным устройством вырабатывается оптимальный алгоритм управления роботизированной трансмиссией. Таким образом, механизм сам решает, когда нужно выжать сцепление, в какой момент целесообразно увеличить скорость или, наоборот, снизить ее, посылая соответствующие сигналы на гидро- или сервопривод. В трансмиссии такого типа предусмотрена возможность перехода на ручной режим управления посредством технологии Tiptronic.
На сегодняшний день используются два основных типа РКПП: с электронным управлением и с гидравлическим. К первым можно отнести изделия Easytronic от компании Опель и MultiMode, выпускаемые Тойотой. Гидравлических роботов производят автоконцерны БМВ (Drivelogic), Фольксваген (DSG), Ауди (S-Tronic), Ситроен (Senso Drive), Пежо (2-Tronic) и Фиат (Dualogic). Следует отметить, что роботизированные коробки передач от Фольксвагена и Ауди являются по большому счету отдельной ветвью эволюционно-технологического развития.
Они оснащаются двойным сцеплением, что нехарактерно для этого типа трансмиссий. Переключение передач в них осуществляется практически мгновенно (0,2 – 0,5 сек), без всякой томительной паузы. Кроме того, такие коробки снабжены инновационной технологией синхронизации функционирования электронной составляющей с механической. Например, трансмиссия DSG от компании Фольксваген оснащена пятью валами, двумя дисками сцепления и связующими шестернями сложной конфигурации. Все эти конструкционные элементы в совокупности образовывают двухконтурный механизм, который и дает такое высокую скорость переключения передач.
Преимущества РКПП
И все же роботы, хотя и непривычны пока отечественным автомобилистам, обладают немалым числом разнообразных достоинств. По мнению большинства экспертов, за ними будущее автоиндустрии. Среди основных плюсов можно выделить:
- Более надежную конструкцию, чем у обычных вариаторов или классических «автоматов»
- Меньшее потребление смазочных веществ (всего два – три литра)
- Хорошую ремонтопригодность за счет наличия обычной «механики», прекрасно знакомой работникам любого автосервиса
- Низкий показатель уровня расхода топлива, особенно в сравнении с «автоматикой»
- Увеличенный на 30 – 40% эксплуатационный ресурс сцепления
В заключение, следует отметить, что современные роботизированные трансмиссии концептуально восходят к восьмидесятым годам, когда велись первые теоретические разработки таких систем. Но с внедрением новых материалов и технических достижений времени нынешнего РКПП стали гораздо надежнее, функциональнее и экономичнее. Поэтому и появилась технологическая возможность и экономическая целесообразность поставить такие трансмиссии на рельсы серийного производства.
Комментарии0