Ремонт и обслуживание

Что означают разные цвета индикатора зарядки АКБ

Сергей Василенков от 7-02-2023, 17:19 Просмотров: 2768 12

Глазок на автомобильном аккумуляторе позволяет контролировать состояние батареи, чтобы определить необходимость ее зарядки или замены. Это помогает избежать неудобств и потенциальной опасности разрядки, обеспечивает надежный запуск машины по утрам. Индикатор на аккумуляторе (Charge Battery) заранее предупреждает о выходе из строя АКБ, чтобы водитель успел заменить ее до того, как она полностью потеряет емкость.

Что означают цвета

Обычно индикатор заряда, или глазок, светится одним из пяти цветов:

Оттенок

Значение

Зеленый

Аккумулятор полностью заряжен, плотность в норме

Красный

Батарея разряжена, низкий уровень электролита

Белый

Низкая зарядка АКБ, плотность ниже нормативной

Черный

Нужно зарядить аккумулятор, он разряжен

Желтый

Средняя степень заряда, нужно подзарядить

Производители батарей могут использовать разные цвета или комбинации для индикации состояния. Поэтому для точной интерпретации всегда следует обращаться к спецификациям или руководству по эксплуатации. Обычно краткая инструкция напечатана на наклейке рядом с глазком.

Индикатор для зарядки аккумулятораИндикатор для зарядки аккумулятора
Глазок батареи

Если информация скрыта под слоем пыли, достаточно пройтись по корпусу тряпкой, смоченной в растворе соды. Это очистит с поверхности следы электролита, предотвратит саморазряд.

Принцип работы индикатора

Глазок на аккумуляторе похож на обычный светодиод, которые повсюду используют в бытовых приборах. Но внешность обманчива. Для удешевления конструкции производители используют аналоговый метод оценки состояния АКБ вместо электронного. В одну из банок вставлена обзорная пластиковая трубка с увеличивающей линзой на конце. От линзы отходит 1-3 «тоннеля», в которых плавают шарики, погруженные в электролит.

Индикатор АКБ обычно использует небольшой встроенный ареометр для контроля. Он определяет плотность электролита. Состояние смеси серной кислоты и воды изменяется в зависимости от уровня заряда батареи.

Когда аккумулятор заряжен, плотность увеличивается, и глазок кажется зеленым. Это происходит потому, что к линзе в обзорной трубке всплывает шарик соответствующего цвета. Если батарея разряжена или недозаряжена, плотность электролита уменьшается, индикатор сияет красным. Просто в этот момент по каналу всплыл шарик «кровавого» оттенка и прижался к линзе.

Как работает глазок АКБКак работает глазок АКБ
Устройство индикатора

Глазок может светиться желтым или оранжевым цветом, если аккумулятор находится в состоянии промежуточного заряда, или становится черным, когда АКБ полностью разрядилась. Индикатор на аккумуляторе обеспечивает простой и удобный способ контроля состояния заряда. Он позволяет избежать неудобств, связанных с внезапной разрядкой, когда под рукой нет измерительных приборов, источника питания.

Точность глазка

Объективность индикатора зарядки на автомобильной батарее может отличаться в зависимости от нескольких факторов. Хотя обзорная трубка обеспечивает удобную и легко читаемую информацию о состоянии АКБ, она не всегда надежна. Факторы, которые снижают точность:

  1. Возраст аккумулятора. Со временем емкость и производительность батареи ухудшаются, даже если индикатор показывает, что она полностью заряжена.
  2. Качество АКБ. На точности глазка сказывается конструкция батареи. У некоторых индикатор плохо откалиброван или не рассчитан на объективные показания.
  3. Температура. Плотность электролита в аккумуляторе изменяется в зависимости от внешних условий. Сильные колебания способны нарушить работу глазка.
  4. Уровень электролита. Для обеспечения точности показаний уровень должен быть в норме. Если жидкости мало, индикатор ошибается.
  5. Состояние батареи. Скопление сульфата на пластинах АКБ, может повлиять на точность измерений в худшую сторону.

Порой шарики просто залипают в каналах и вместо зеленого цвета водитель авто видит черный. Глазок установлен в одной банке, поэтому не отражает состояние остальных секций. Хотя обзорная трубка дает общее представление о заряде аккумулятора, она не всегда может похвастаться точностью. Полезно проводить регулярные проверки технического состояния: измерять напряжение и плотность. При необходимости надо менять батарею, чтобы обеспечить надежную работу и предотвратить неожиданные отказы. Для объективности лучше использовать дополнительные способы измерений.

Проверка ареометром

Для гарантии можно проверить уровень заряда автомобильного аккумулятора с помощью ареометра. Для этого надо выкрутить пробки, погрузить «носик» прибора в каждую банку и «грушей» заполнить колбу. Поплавок покажет значение. Полностью заряженная батарея обычно имеет плотность около 1,265-1,280 г/см³, в зависимости от температуры. Ниже приведена таблица значений:

Плотность, г/см³

Уровень зарядки, %

1,265-1,280

100

1,225-1,250

75

1,190-1,220

50

1,155-1,185

25

Ниже 1,155

10

Эти значения могут немного отличаться в зависимости от типа и возраста батареи, а также от температуры электролита. Если уровень электролита в АКБ слишком низкий, или если аккумулятор был перезаряжен или недозаряжен, показания будут неточными.

Почему не горит зеленый после полной зарядки

Зеленый шарик в глазке автомобильной батареи предназначен для того, чтобы всплывать, указывая на то, что уровень зарядки полный. Если после работы генератора или зарядного устройства (ЗУ) индикатор на аккумуляторе не загорается зеленым цветом, это может быть вызвано несколькими причинами.

Одна из причин заключается в том, что аккумулятор был перезаряжен. Перезарядка приводит к закипанию электролита, в результате чего образуются пузырьки газа. Они не дают зеленому шарику подняться. Это вызывает сульфатацию на пластинах батареи, что снижает ее емкость и производительность.

Другая причина — АКБ не держит заряд. Это вызвано разными факторами, включая износ или повреждение пластин аккумулятора, нарушение контакта между клеммами и электродами. Если батарея не держит заряд, она не в состоянии сохранять нормативное напряжение, необходимое для активации зеленого шарика на индикаторе.

Сульфатация автомобильной батареиСульфатация автомобильной батареи
Сульфатация пластин АКБ

Когда уровень электролита в батарее слишком низок, шарик может не подняться, даже если аккумулятор полностью заряжен. Это происходит потому, что зеленый шарик всплывает под действием давления, создаваемого электролитом. А этого давления явно недостаточно, когда смесь дистиллированной воды и кислоты едва покрывает дно банки.

Чтобы вернуть индикатор в рабочее состояние, можно проверить уровень электролита и при необходимости долить его. Если аккумулятор не держит заряд, его лучше заменить. Когда водитель подозревает, что батарея была перезаряжена, стоит попробовать провести десульфатацию. При работе с АКБ необходимо соблюдать осторожность, поскольку они содержат серную кислоту и могут выделять токсичный газ. Он относится к легковоспламеняющимся и взрывоопасным веществам.

Проверка напряжения при неработающем индикаторе

Существует несколько способов определить, полностью ли заряжен автомобильный аккумулятор, если индикатор не горит зеленым светом. Один из наиболее распространенных методов — использование вольтметра. Вот как это нужно делать:

  1. Выключить двигатель и все электрооборудование в автомобиле, чтобы избежать электрических нагрузок.
  2. Присоединить вольтметр к клеммам АКБ. Убедиться, что положительный провод подключен к плюсовой клемме, а отрицательный — к минусовой.
  3. Посмотреть на экран. Напряжение полностью заряженной батареи должно составлять 12,6-12,8 В. Если значение меньше 12,4 В, аккумулятор почти разряжен.

На показания мультиметра влияет температура, поэтому лучше всего проводить измерения, когда батарея находится в тепле: около +20 °C.

Другой способ определить уровень заряда — использовать нагрузочную вилку. Этот тип тестера создает нагрузку на аккумулятор, чтобы измерить его способность отдавать ток. Заряженная АКБ должна обеспечить полную нагрузку без значительного падения напряжения.

Помимо использования вольтметра или нагрузочной вилки, можно определить состояние батареи по косвенным признакам. Если аккумулятор заряжен, двигатель запускается быстро и легко, а фары и другое световое электрооборудование работают с нормальной яркостью. Когда АКБ разряжена, можно заметить, что запуск мотора занимает больше времени, а фары горят тускло.

Нагрузочная вилка для аккумулятораНагрузочная вилка для аккумулятора

Нагрузочная вилка для проверки АКБ

Уровень заряда автомобильного аккумулятора можно определить, наблюдая за цветом глазка или измеряя напряжение тестером. Индикатор не всегда дает объективные показания, на него могут влиять такие факторы, как перезарядка, низкий уровень электролита. Для точного определения состояния батареи можно применить вольтметр. Напряжение должно составлять от 12,6 до 12,8 В при полном заряде. Есть и другие методы, такие как нагрузочное тестирование и наблюдение за работой батареи при запуске силового агрегата.

Похожие публикации


Что такое десульфатация аккумулятора? Сульфатация — это покрытие пластин АКБ свинцовым налетом. Десульфатация — это процесс дезинтеграции атомов свинца и восстановления состава электролита, в результате чего увеличивается напряжение на клеммах АКБ.
Напряжение аккумулятора как способ оценки его работоспособности Широкий выбор электронных устройств и активное их внедрение в автомобильную индустрию создает дополнительную нагрузку на элементы питания, требуемые для их работы. Так, жизнь автомобильных аккумуляторных батарей нельзя назвать сладкой. Постоянные перепады температур, вечно меняющиеся режимы работы
Способы зарядки автомобильного аккумулятора Зимняя пора раскрывает все слабые места автомобиля. Одним из таковых является аккумулятор. По пришествию холодов уделять внимание этому агрегату необходимо как можно чаще, особенно если он служит далеко не первый год. Основные технологии восстановления емкости АКБ Эксплуатация транспортного

Комментарии0

Комментариев к статье "Что означают разные цвета индикатора зарядки АКБ" пока нет.

Добавить комментарий