Использование ареометра для проверки АКБ
Если АКБ в машине время от времени разряжается, внезапно «умирает» или не дает стартеру авто набрать нормальные обороты, ареометр сообщит, действительно ли батарея заряжена или нуждается в подключении источника питания. А может быть пришло время замены. Легко определить состояние аккумулятора, если посмотреть на индикатор — глазок. Зачастую, он устанавливается в необслуживаемых АКБ. В обслуживаемом типе батарей отсутствует визуальный индикатор. Сложно выявить проблему, если нет физических признаков, таких, как трещины на корпусе или окислы на клеммах.
При помощи простой проверки можно определить общее состояние батареи за считаные минуты. В статье речь пойдет о том, как пользоваться ареометром для аккумулятора, чтобы правильно провести фактический тест и «расшифровать» результаты.
Что такое ареометр
Недорогие и удобные приборы для измерения плотности электролита, антифриза — это ареометры. На основании показаний приборов можно сделать вывод о состоянии аккумулятора. По результатам тестов придется долить внутрь концентрированный раствор или дистиллированную воду. Бывают случаи, когда из-за сульфатации одна или несколько банок выходят из строя. Тогда есть только один выход — заменить АКБ на новую. Информация о батарее важна, но интереснее понять, как инструмент способен проанализировать состояние аккумулятора.
В электролите содержится 35 % серной кислоты и 65 % воды. Поэтому жидкость имеет бо́льшую плотность по сравнению с обычной водой. Для удобства измерения считается, что стандартный параметр для воды — 1,000 г/см³. В полностью заряженной батарее значение достигает 1,270 г/см³ при температуре 20 °C. Это важно знать, чтобы определить для себя точку отсчета.
В случае износа компонентов батареи, при высокой кислотности, молекулы серы могут двигаться к внутренним пластинам аккумулятора, разряжая его и уменьшая плотность электролита. Когда генератор или зарядное устройство (ЗУ) подпитывают АКБ, молекулы серы возвращаются в жидкость, увеличивают ее плотность. Деградация становится все более и более интенсивной. Реакция сульфатации необратима. При ней плотность раствора снижается до 1,14 г/см³ и не возвращается к нормальным значениям.
Иногда налет из серы может вывести из строя одну банку АКБ. Это не слишком фатально сказывается на емкости аккумулятора. Поможет процедура десульфатации. А если процесс затронул все шесть банок, придется менять батарею на новую.
Устройство прибора
Простой ареометр состоит из стеклянной трубки или аналогичного контейнера с небольшим градуированным поплавком. Чаще всего шкала отражает колебание плотности от 1,100 г/см³ до 1,300 г/см³. Устройство оснащено резиновой грушей на одном конце, а также небольшим резиновым шлангом на другом. Чаще всего шланг заменяют на пластиковый наконечник. Порой вместо одного поплавка со шкалой производители используют конструкцию с палочками внутри, которые всплывают в зависимости от плотности.
В процессе измерения на результат влияет температура электролита. Для работы с жидкостью, которая разогрета до 20 °C, используется стандартный ареометр. При снижении температуры плотность увеличивается. Также верно и обратное. По этой причине необходима таблица с показателями для определения точного результата. Она будет ниже.
Подготовка аккумулятора
Перед проведением тестов нужна правильная подготовка. Первым делом стоит удалить грязь, отложения с поверхности АКБ. Нужно использовать раствор, состоящий из 200 мл теплой воды и одной столовой ложки пищевой соды. Не помешает надеть кислотостойкие перчатки, защитную маску. Сначала стоит нанести раствор на верхнюю и боковую части аккумулятора с помощью мягкой кисти. Затем надо протереть батарею чистой тряпкой или салфеткой. Нельзя наливать раствор под крышку банки, иначе он испортит электролит. Нормальные значения плотности заряженной АКБ, зависящие от погодных условий региона таковы:
Район эксплуатации |
Зима, г/см³ |
Лето, г/см³ |
Юг |
1,250 |
1,250 |
Центр |
1,270 |
1,270 |
Север |
1,290 |
1,270 |
Крайний север |
1,310 |
1,270 |
На следующем этапе потребуется снять крышки с помощью обычной отвертки. Стоит убедиться в том, что электролит достигает нижней части заливных горловин или находится на уровне специальных отметок. Если жидкости мало, нужно добавить дистиллированную воду, а аккумулятору стоит пройти цикл зарядки, чтобы раствор тщательно перемешался.
Проверка электролита
Когда все подготовительные работы закончены, наступает время измерения плотности электролита. Лучше всего проверять состояние заряда в тот момент, когда аккумулятор показывает признаки неисправности. Ареометр помогает выявить симптомы, которые могут «выйти на поверхность» благодаря показаниям прибора.
Для начала стоит найти инструкцию из комплекта, внимательно прочитать ее. Производители дают стартовые рекомендации. Все же есть некоторые советы и общие указания по проверке плотности электролита, которым нужно следовать:
- Наденьте кислотостойкие перчатки и защитную маску.
- Открутите и снимите крышки с банок, сожмите резиновую грушу ареометра и погрузите наконечник в жидкость.
- Отпустите грушу и дайте раствору проникнуть в контейнер или колбу ареометра.
- Попробуйте проверить цвет электролита. Он должен быть почти прозрачным. Серый оттенок говорит о неисправности.
- Убедитесь, что набрали достаточное количество жидкости, чтобы поплавок ареометра достигал центра контейнера и двигался свободно.
- Обратите внимание на шкалу прибора. Нужно смотреть на риски, которые находятся на уровне границы электролита.
Необходимо повторить процедуру для каждой банки отдельно. Мало получить показания. Поскольку за точку отсчета для ареометра принята температура в 20 °C, любое отклонение от нормы будет отражаться на точности результата. Воспользуйтесь таблицей с поправочными коэффициентами:
Температура электролита, °C |
Корректировка |
+40 |
+0,014 |
+30 |
+0,007 |
+20 |
0 |
+10 |
–0,007 |
0 |
–0,014 |
–10 |
–0,025 |
–20 |
–0,035 |
При повышении или понижении температуры на каждые 10 °С необходимо добавить к полученному значению коэффициент. Это можно показать на примере. В данном случае плотность составила 1,270 г/см³, но температура электролитического раствора была всего 0 °C.
1,270 - 0,014 = 1,256 г/м³.
Норма при понижении температуры уже не норма. Аналогичное утверждение верно и для подогретого электролита.
Интерпретация результатов
Теперь нужно расшифровать показания, полученные для каждой ячейки. Принцип такой:
- В каждой банке электролит имеет примерно одинаковую или почти одинаковую плотность — около 1,270 г/см³. При этом аккумуляторная батарея полностью заряжена и исправна.
- Плотность падает ниже 1,270 г/см³, а показания расходятся более чем на 0,025 пунктов. Надо подключить АКБ к зарядке.
Порой плотность оказывается в пределах нормы, но батарея быстро разряжается и не позволяет запустить стартер. Причиной может стать плохой контакт в пусковой цепи, окисление клемм, паразитные токи или неисправность генератора. При разнице в показаниях между банками более 0,025-0,015 пунктов одна из банок пришла в негодность. Значит, АКБ подлежит замене.
Мало просто поддерживать плотность электролита. Нужно регулярно проводить обслуживание, смазывать клеммы, протирать поверхность раствором соды. Даже одна неисправная банка способна понизить КПД батареи. Из-за высокого сопротивления не хватит напряжения и силы тока, чтобы нормально прокрутить стартер.
Тестирование плотности антифриза
Хотя тосол рассчитан на работу в экстремальных условиях летом и зимой, жидкость все же может замерзнуть. Ареометр способен рассчитать температуру кристаллизации. Прибор анализирует плотность антифриза. Чем больше в составе пропиленгликоля или этиленгликоля, тем выше показатель удельного веса. Все манипуляции нужно проводить с жидкостью, близкой к температуре +20 °C. Вот как стоит делать измерения:
- Заглушить двигатель и дождаться, когда температура тосола опустится до нормального значения.
- Снять крышку с расширительного бачка и погрузить ареометр внутрь для забора «пробы».
- Нажать на грушу и впустить внутрь колбы антифриз до момента освобождения поплавка.
- Посмотреть на градуированную шкалу и запомнить полученное значение или записать.
Останется сравнить показатель с табличным и узнать, когда жидкость внутри системы охлаждения может кристаллизоваться:
Плотность, г/см³ |
Температура замерзания, °C |
1,05 |
–2 |
1,10 |
–5 |
1,15 |
–15 |
1,20 |
–28 |
1,25 |
–50 |
1,30 |
–68 |
Чем ниже плотность, тем меньше стойкость охлаждающей жидкости к влиянию заморозков. Некоторые комбинированные ареометры способны измерять показатели трех жидкостей автомобиля: электролита, антифриза и «стекломоя». Процесс тестирования наглядно показан на видео.
Комментарии0