Ремонт и обслуживание

Как правильно и зачем доливать дистиллированную воду в аккумулятор

Сергей Василенков от 7-10-2020, 14:50 Просмотров: 204036 27
[hide][/hide]

Как правильно и зачем доливать дистиллированную воду в аккумулятор

Автомобильные аккумуляторы постепенно теряют воду из электролита в процессе использования. Необслуживаемые батареи удерживают жидкость до 5-7 лет, а в обслуживаемых уровень электролита падает в зависимости от интенсивности эксплуатации авто и возраста АКБ. Водители обязаны контролировать концентрацию серной кислоты в растворе и при необходимости доливать дистиллированную воду. Давайте разберемся, как правильно это делать, до какой отметки лить и можно ли заменять дистиллят водой из-под крана или кипяченой.

Роль воды в электролите

Дистиллированная вода разбавляет серную кислоту до нужной концентрации. Экспериментальным путем ученые определили идеальные пропорции для протекания электрохимических реакций и накопления заряда:

  • 65 % дистиллята;
  • 35 % кислоты;
  • плотность получившегося раствора 1,27 г/см³.
  • В холодном климате, где средняя зимняя температура опускается до -25 °C, допускается увеличивать плотность до 1,29 г/см³. Такая же концентрация подходит для использования машины зимой в средней полосе России. Если кислоты будет больше нормы, это ускорит разрушение свинцовых пластин внутри АКБ. Процесс называют сульфатацией — образование сульфата на пластинах, который не проводит электричество. А недостаток кислоты приведет к замерзанию электролита уже при -3…-5 °C, если аккумулятор в автомобиле разряжен.

    Можно ли лить воду из-под крана

    В аккумулятор можно доливать только дистиллированную воду. После перегонки в ней не остается никаких примесей — солей, тяжелых металлов, извести, хлора. Состав дистиллята максимально близок к формуле H2O. Водопроводную воду использовать категорически нельзя. При первой же зарядке все загрязнения осядут на пластинах, что может привести к последствиям:

    • снижению емкости АКБ;
    • искрению и короткому замыканию.

    Также не стоит лить в батарею кипяченую воду. Кипячение не избавит ее от солей и извести полностью. Прокипяченной водой можно воспользоваться лишь раз в качестве временной меры. Но уже на следующий день аккумулятор придется снять, слить весь электролит, промыть и залить новый.

     

    Вот как можно долить чистую дистиллированную воду в аккумулятор, водопроводную добавлять нельзяВот как можно долить чистую дистиллированную воду в аккумулятор, водопроводную добавлять нельзя

    Если вам приходится доливать дистиллят чаще, чем раз в 15-20 тыс. км пробега, проверьте, нет ли протечки. После каждой доливки емкость батареи будет неизбежно падать.

    Почему нельзя лить готовый электролит

    Производители аккумуляторов допускают доливку только дистиллированной воды, но не готового электролита с нужной плотностью. Все дело в том, что батарея при работе нагревается, электролит в ней «закипает». В этот момент вода испаряется, а кислота — нет (для ее кипения нужно 320 °C).

    В процессе эксплуатации количество серной кислоты в АКБ остается неизменным, а вот воды становится меньше. Плотность электролита повышается с нормальных 1,27 г/см³ до 1,4-1,8 г/см³. Именно поэтому в аккумулятор можно лить только дистиллят.

    В необслуживаемых батареях испарение минимально — всего несколько миллиграммов в год, поэтому их не нужно доливать. Да и не получится этого сделать — в крышке нет сервисных отверстий. Есть только клапан для выхода газов. Решения нет. Есть только идеи вроде просверливания дырок в крышке с последующим вкручиванием кустарных пробок. Это способ быстро «убить» АКБ.

    Когда нужна доливка

    Большинство современных АКБ, особенно необслуживаемых, не требует долива воды за весь срок службы. В них просто нет отверстий для этого. Производители утверждают, что заводского объема электролита хватает на всю жизнь батареи. К тому же отсутствие доступа внутрь предохраняет аккумулятор автомобиля от заливки некачественной воды. Импровизированная защита от действий народных умельцев.

    В необслуживаемых моделях трудно понять, сколько чистой воды должно быть в аккумулятореВ необслуживаемых моделях трудно понять, сколько чистой воды должно быть в аккумуляторе

    Если в вашей батарее есть технологические пробки, то перед доливкой нужно проверить уровень электролита. Он должен быть на 1-1,5 см выше свинцовых пластин. Важно не перелить выше максимальной отметки, иначе жидкость будет выплескиваться наружу. Но и пластины не должны оголяться, это ведет к искрению и их быстрому разрушению.

    Имейте в виду, что даже долив качественного дистиллята ускоряет коррозию положительных пластин и сокращает срок службы АКБ на 10-15 %. На объем доливаемой воды влияет емкость батареи, в среднем это около 2 литров. Ориентируйтесь по меткам максимального уровня на корпусе или по контрольному пластиковому язычку. Он должен быть залит на 5 мм.

    Как долить воду в аккумулятор: пошаговая инструкция

    Аккумулятор можно доливать во время зарядки или сразу после нее. Не делайте этого на горячую, дайте батарее остыть 7-8 часов после выключения двигателя. Алгоритм таков:

    1. Наденьте плотные х/б перчатки. Отключите АКБ от бортовой сети и выньте из машины. Поставьте ее на ровную поверхность в помещении с комнатной температурой 18-20 °C.
    2. Протрите крышку батареи содовым раствором (1 ч. л. на 1 л воды), особенно вокруг заливных отверстий. Открутите пробки и проверьте уровень во всех банках.
    3. Наберите в шприц дистиллированной воды и аккуратно долейте в каждую банку по 5 мл, не превышая максимальный уровень.
    4. Оставьте аккумулятор постоять около 8 часов, чтобы электролит стал однородным. Затем проверьте его плотность ареометром.

    Если аккумулятору автомобиля больше 3 лет или вы заметили проблемы с запуском двигателя, измеряйте плотность каждые 20 тыс. км пробега. Нельзя сразу заводить мотор после доливки воды — электролит начнет бурно кипеть. Нужно минимум 5 часов, чтобы кислота и вода полностью перемешались.

    Измерение плотности электролита

    Плотность измеряют специальным прибором — ареометром (денсиметром). Он представляет собой стеклянную трубку с поплавком внутри. Один конец опускается в электролит, на другом есть резиновая груша для втягивания жидкости.

    Проверка плотности электролита на АКБПроверка плотности электролита на АКБ

    Набрав в ареометр достаточно электролита, по положению поплавка определяют его плотность. Чем выше плотность, тем сильнее разряжен аккумулятор. Поэтому измерение нужно проводить на полностью заряженной АКБ. Вот таблица соотношений плотности, уровня зарядки:


    Уровень заряда

    Плотность при t меньше +25 °С

    Плотность при t больше +25 °С

    10 %

    До 1,07 г/см³

    До 1,15 г/см³

    70 %

    1,17-1,19 г/см³

    1,23-1,25 г/см³

    100 %

    1,21-1,25 г/см³

    1,26-1,29 г/см³


    Показатели приблизительные. Поэтому лучше использовать мультиметр. Стопроцентный заряд соответствует цифре 12,8 В на экране прибора. Если чуть меньше, ничего страшного. Чтобы убедиться в работоспособности аккумулятора, стоит проверить его нагрузочной вилкой.

    Проверка уровня без ареометра

    В современных батареях с прозрачным корпусом уровень электролита виден сразу, он должен быть между метками «Min» и «Max». Проверять его стоит при каждой зарядке.

    Если корпус непрозрачный, уровень смотрят стеклянной трубкой. Это можно сделать прямо на машине, предварительно отключив питание. Опустите трубку в банку до упора в предохранительный щиток, зажмите палец сверху и выньте. Измерьте высоту столбика жидкости, она должна быть 12-15 мм.

    Проверка уровня электролита в аккумуляторе стеклянной трубкойПроверка уровня электролита в аккумуляторе стеклянной трубкой

    Многие батареи оснащены встроенным индикатором уровня электролита. Постучите по круглому «глазку» на крышке, он загорится цветом:

    ●     зеленый — уровень в норме.

    ●     белый — АКБ разряжен, нужно зарядить.

    ●     красный — нужно долить воду, уровень критически низкий.

    Опытные водители не слишком доверяют этому индикатору и перепроверяют уровень вручную, если загорается красная лампочка. При доливке воды учитывайте ее температуру, оптимально 20 °C. Также важно соблюдать требование по объему — перелив так же вреден, как и недолив..

    Заряжать ли батарею после доливки

    Желательно доливать дистиллированную воду во время зарядки АКБ или сразу после нее. Если просто долить воду и не зарядить, емкость батареи упадет, и она будет хуже крутить стартер.

    Снимать аккумулятор с машины для зарядки можно через 7-8 часов после выключения двигателя, чтобы он остыл. Заряжать нужно с открытыми пробками, в хорошо проветриваемом помещении. И это не формальное требование. Кислотные пары вредны для организма при вдыхании. Негативное влияние испарений могут подтвердить опытные аккумуляторщики — у них масса профессиональных болезней, от астмы до сахарного диабета.

    Окончание зарядки определяют по началу кипения электролита. После этого еще минут 10 продолжают заряжать. Затем зарядное устройство отключают, и ждут 20-30 минут, пока выйдут газы. Автоматические и полуавтоматические ЗУ сами регулируют цикл «подпитки». За их работой следить не надо. Электроника сама отключит питание, когда придет время.

    В конце зарядки меняется характер электрохимических процессов внутри батареи. Молекулы воды разлагаются с выделением кислорода и водорода — электролит как бы «кипит». Через 15 минут после этого доливают воду до нужного уровня, закручивают пробки. А еще через 8 часов ставят АКБ на машину. Если нет времени ждать, лучше отложить доливку на другой день. Кислота не успеет смешаться с водой. Свинцовые пластины начнут медленно деградировать.

    Выбор дистиллированной воды

    Сегодня дистиллят продается в хозяйственных магазинах. Он используется для различной бытовой техники. Типичный пример — «заправка» утюгов, чтобы не было накипи. Большой выбор и в автомагазинах. Там и надо брать чистую жидкость.

    Дистиллированная вода для заливки в аккумуляторДистиллированная вода для заливки в аккумулятор

    В аптеке нужно выбирать герметично закрытые бутылки с датой производства. Если аптека сама производит дистиллят для медицинских целей, то его можно хранить не более 3 дней.

    Подведем итоги. Качественная дистиллированная вода — залог долгой службы вашего аккумулятора. Доливайте ее вовремя, соблюдая все меры предосторожности. А покупать дистиллят лучше всего в специализированных автосервисах.

    Похожие публикации


    Технические жидкости в автомобиле: для чего они нужны и куда заливать Каждому водителю важно знать, какие технические жидкости используются в автомобиле, для чего они нужны и чем отличаются. Мы поможем вам разобраться в этом вопросе.
    Что такое десульфатация аккумулятора? Сульфатация — это покрытие пластин АКБ свинцовым налетом. Десульфатация — это процесс дезинтеграции атомов свинца и восстановления состава электролита, в результате чего увеличивается напряжение на клеммах АКБ.
    Починить аккумулятор своими руками – значит сэкономить на услугах автомастерских Первое, что нужно знать, столкнувшись с поломкой этого устройства, это то, что в самом аккумуляторе сломаться, по сути, ничего и не может. Большинство поломок прибора связаны с использованием дополнительных гаджетов – телефона, сигнализации и т.д.
    Как правильно снять аккумулятор с автомобиля В нашей статье мы подробно рассмотрим последовательность действий при снятии аккумулятора с автомобиля, меры предосторожности и безопасности при проведении этой работы.

    Комментарии0

    Комментариев к статье "Как правильно и зачем доливать дистиллированную воду в аккумулятор" пока нет.

    Добавить комментарий