Как правильно и зачем доливать дистиллированную воду в аккумулятор
Как правильно и зачем доливать дистиллированную воду в аккумулятор
Автомобильные аккумуляторы постепенно теряют воду из электролита в процессе использования. Необслуживаемые батареи удерживают жидкость до 5-7 лет, а в обслуживаемых уровень электролита падает в зависимости от интенсивности эксплуатации авто и возраста АКБ. Водители обязаны контролировать концентрацию серной кислоты в растворе и при необходимости доливать дистиллированную воду. Давайте разберемся, как правильно это делать, до какой отметки лить и можно ли заменять дистиллят водой из-под крана или кипяченой.
Роль воды в электролите
Дистиллированная вода разбавляет серную кислоту до нужной концентрации. Экспериментальным путем ученые определили идеальные пропорции для протекания электрохимических реакций и накопления заряда:
В холодном климате, где средняя зимняя температура опускается до -25 °C, допускается увеличивать плотность до 1,29 г/см³. Такая же концентрация подходит для использования машины зимой в средней полосе России. Если кислоты будет больше нормы, это ускорит разрушение свинцовых пластин внутри АКБ. Процесс называют сульфатацией — образование сульфата на пластинах, который не проводит электричество. А недостаток кислоты приведет к замерзанию электролита уже при -3…-5 °C, если аккумулятор в автомобиле разряжен.
Можно ли лить воду из-под крана
В аккумулятор можно доливать только дистиллированную воду. После перегонки в ней не остается никаких примесей — солей, тяжелых металлов, извести, хлора. Состав дистиллята максимально близок к формуле H2O. Водопроводную воду использовать категорически нельзя. При первой же зарядке все загрязнения осядут на пластинах, что может привести к последствиям:
- снижению емкости АКБ;
- искрению и короткому замыканию.
Также не стоит лить в батарею кипяченую воду. Кипячение не избавит ее от солей и извести полностью. Прокипяченной водой можно воспользоваться лишь раз в качестве временной меры. Но уже на следующий день аккумулятор придется снять, слить весь электролит, промыть и залить новый.
Если вам приходится доливать дистиллят чаще, чем раз в 15-20 тыс. км пробега, проверьте, нет ли протечки. После каждой доливки емкость батареи будет неизбежно падать.
Почему нельзя лить готовый электролит
Производители аккумуляторов допускают доливку только дистиллированной воды, но не готового электролита с нужной плотностью. Все дело в том, что батарея при работе нагревается, электролит в ней «закипает». В этот момент вода испаряется, а кислота — нет (для ее кипения нужно 320 °C).
В процессе эксплуатации количество серной кислоты в АКБ остается неизменным, а вот воды становится меньше. Плотность электролита повышается с нормальных 1,27 г/см³ до 1,4-1,8 г/см³. Именно поэтому в аккумулятор можно лить только дистиллят.
В необслуживаемых батареях испарение минимально — всего несколько миллиграммов в год, поэтому их не нужно доливать. Да и не получится этого сделать — в крышке нет сервисных отверстий. Есть только клапан для выхода газов. Решения нет. Есть только идеи вроде просверливания дырок в крышке с последующим вкручиванием кустарных пробок. Это способ быстро «убить» АКБ.
Когда нужна доливка
Большинство современных АКБ, особенно необслуживаемых, не требует долива воды за весь срок службы. В них просто нет отверстий для этого. Производители утверждают, что заводского объема электролита хватает на всю жизнь батареи. К тому же отсутствие доступа внутрь предохраняет аккумулятор автомобиля от заливки некачественной воды. Импровизированная защита от действий народных умельцев.
Если в вашей батарее есть технологические пробки, то перед доливкой нужно проверить уровень электролита. Он должен быть на 1-1,5 см выше свинцовых пластин. Важно не перелить выше максимальной отметки, иначе жидкость будет выплескиваться наружу. Но и пластины не должны оголяться, это ведет к искрению и их быстрому разрушению.
Имейте в виду, что даже долив качественного дистиллята ускоряет коррозию положительных пластин и сокращает срок службы АКБ на 10-15 %. На объем доливаемой воды влияет емкость батареи, в среднем это около 2 литров. Ориентируйтесь по меткам максимального уровня на корпусе или по контрольному пластиковому язычку. Он должен быть залит на 5 мм.
Как долить воду в аккумулятор: пошаговая инструкция
Аккумулятор можно доливать во время зарядки или сразу после нее. Не делайте этого на горячую, дайте батарее остыть 7-8 часов после выключения двигателя. Алгоритм таков:
- Наденьте плотные х/б перчатки. Отключите АКБ от бортовой сети и выньте из машины. Поставьте ее на ровную поверхность в помещении с комнатной температурой 18-20 °C.
- Протрите крышку батареи содовым раствором (1 ч. л. на 1 л воды), особенно вокруг заливных отверстий. Открутите пробки и проверьте уровень во всех банках.
- Наберите в шприц дистиллированной воды и аккуратно долейте в каждую банку по 5 мл, не превышая максимальный уровень.
- Оставьте аккумулятор постоять около 8 часов, чтобы электролит стал однородным. Затем проверьте его плотность ареометром.
Если аккумулятору автомобиля больше 3 лет или вы заметили проблемы с запуском двигателя, измеряйте плотность каждые 20 тыс. км пробега. Нельзя сразу заводить мотор после доливки воды — электролит начнет бурно кипеть. Нужно минимум 5 часов, чтобы кислота и вода полностью перемешались.
Измерение плотности электролита
Плотность измеряют специальным прибором — ареометром (денсиметром). Он представляет собой стеклянную трубку с поплавком внутри. Один конец опускается в электролит, на другом есть резиновая груша для втягивания жидкости.
Набрав в ареометр достаточно электролита, по положению поплавка определяют его плотность. Чем выше плотность, тем сильнее разряжен аккумулятор. Поэтому измерение нужно проводить на полностью заряженной АКБ. Вот таблица соотношений плотности, уровня зарядки:
Уровень заряда |
Плотность при t меньше +25 °С |
Плотность при t больше +25 °С |
10 % |
До 1,07 г/см³ |
До 1,15 г/см³ |
70 % |
1,17-1,19 г/см³ |
1,23-1,25 г/см³ |
100 % |
1,21-1,25 г/см³ |
1,26-1,29 г/см³ |
Показатели приблизительные. Поэтому лучше использовать мультиметр. Стопроцентный заряд соответствует цифре 12,8 В на экране прибора. Если чуть меньше, ничего страшного. Чтобы убедиться в работоспособности аккумулятора, стоит проверить его нагрузочной вилкой.
Проверка уровня без ареометра
В современных батареях с прозрачным корпусом уровень электролита виден сразу, он должен быть между метками «Min» и «Max». Проверять его стоит при каждой зарядке.
Если корпус непрозрачный, уровень смотрят стеклянной трубкой. Это можно сделать прямо на машине, предварительно отключив питание. Опустите трубку в банку до упора в предохранительный щиток, зажмите палец сверху и выньте. Измерьте высоту столбика жидкости, она должна быть 12-15 мм.
Многие батареи оснащены встроенным индикатором уровня электролита. Постучите по круглому «глазку» на крышке, он загорится цветом:
● зеленый — уровень в норме.
● белый — АКБ разряжен, нужно зарядить.
● красный — нужно долить воду, уровень критически низкий.
Опытные водители не слишком доверяют этому индикатору и перепроверяют уровень вручную, если загорается красная лампочка. При доливке воды учитывайте ее температуру, оптимально 20 °C. Также важно соблюдать требование по объему — перелив так же вреден, как и недолив..
Заряжать ли батарею после доливки
Желательно доливать дистиллированную воду во время зарядки АКБ или сразу после нее. Если просто долить воду и не зарядить, емкость батареи упадет, и она будет хуже крутить стартер.
Снимать аккумулятор с машины для зарядки можно через 7-8 часов после выключения двигателя, чтобы он остыл. Заряжать нужно с открытыми пробками, в хорошо проветриваемом помещении. И это не формальное требование. Кислотные пары вредны для организма при вдыхании. Негативное влияние испарений могут подтвердить опытные аккумуляторщики — у них масса профессиональных болезней, от астмы до сахарного диабета.
Окончание зарядки определяют по началу кипения электролита. После этого еще минут 10 продолжают заряжать. Затем зарядное устройство отключают, и ждут 20-30 минут, пока выйдут газы. Автоматические и полуавтоматические ЗУ сами регулируют цикл «подпитки». За их работой следить не надо. Электроника сама отключит питание, когда придет время.
В конце зарядки меняется характер электрохимических процессов внутри батареи. Молекулы воды разлагаются с выделением кислорода и водорода — электролит как бы «кипит». Через 15 минут после этого доливают воду до нужного уровня, закручивают пробки. А еще через 8 часов ставят АКБ на машину. Если нет времени ждать, лучше отложить доливку на другой день. Кислота не успеет смешаться с водой. Свинцовые пластины начнут медленно деградировать.
Выбор дистиллированной воды
Сегодня дистиллят продается в хозяйственных магазинах. Он используется для различной бытовой техники. Типичный пример — «заправка» утюгов, чтобы не было накипи. Большой выбор и в автомагазинах. Там и надо брать чистую жидкость.
В аптеке нужно выбирать герметично закрытые бутылки с датой производства. Если аптека сама производит дистиллят для медицинских целей, то его можно хранить не более 3 дней.
Подведем итоги. Качественная дистиллированная вода — залог долгой службы вашего аккумулятора. Доливайте ее вовремя, соблюдая все меры предосторожности. А покупать дистиллят лучше всего в специализированных автосервисах.
Комментарии0