Ремонт и обслуживание

Как измерить плотность антифриза

Сергей Василенков от 13-05-2021, 13:38 Просмотров: 879 1

Плотность (p) является основным показателем, характеризующим качество охлаждающей жидкости. Крайне рекомендуется замерять ее до наступления зимы, так как жидкость может замерзнуть и вызвать нежелательные последствия — повреждаются шланги, патрубки, радиатор. Двигатель начинает быстрее перегреваться и испытывать тяжелые нагрузки. Чем больше плотность антифриза, тем правильнее свойства раствора.

Как и чем проверить плотность антифриза

Известно несколько способов, как проверить плотность охлаждающей жидкости. Как правило, для этого используют ареометр, рефрактометр или подручные средства.

Ареометр

Ареометр это самый часто применяемый прибор для измерения плотности гликолевого состава тосола. Он состоит из двух частей: колбы с резиновым стержнем, поплавка со шкалой и груши, предназначенной для забора жидкости из бачка. Обычно данный измеритель сопровождается вкладышем, где подробно приведены технические данные. Более доработанные модели ареометра оснащены системой, которая сразу показывает информацию о температуре замерзания проверяемой жидкости. Это очень удобно, и не нужно каждый раз сверять показатели с таблицей.

АреометрАреометр
Устройство ареометра

Проверить плотность антифриза ареометром несложно:

  • откройте капот автомобиля;
  • открутите крышку радиатора и расширительного бачка;
  • надавите на резиновую часть ареометра, чтобы выпустить воздух;
  • вставьте наконечник в бачок или радиатор;
  • заберите достаточно жидкости, чтобы поплавок прибора всплыл;
  • посмотрите, насколько погрузится поплавок;
  • отметьте уровень — это и будет величина плотности исследуемого состава;
  • сравните показатель с данными (концентрацией этиленгликоля, температурой застывания), приведенными в таблице.

Некоторые приборы оборудованы цветовым индикатором. Здесь определить плотность охлаждающей жидкости в автомобиле легче всего.

Так, если тосол пригоден для использования, то шкала будет зеленой. Напротив, красный цвет укажет на потерю антифризом свойств к морозоустойчивости. Желтый и синий — использовать такой состав нельзя, срочно замените! Подробные данные по измерению приведены ниже, в таблице.

Рефрактометр

Это компактный прибор, с помощью которого удастся определить концентрацию антифриза. Он функционирует по принципу лучевого изгибания под теми или иными углами по отношению к линии между двумя веществами — водой и этиленгликолем (спиртом). Соответственно, если плотность раствора повышается, то меняется и форма изгиба. Техническая жидкость плотнее воды — в этом растворе выше удельный вес, поэтому тенденция преломления проходит интенсивнее.

РефрактометрРефрактометр
Рефрактометр используется для измерения плотности охлаждающих жидкостей и электролита АКБ

Рефрактометры бывают цифровые и аналоговые. Как правило, для измерения плотности антифриза используется аналоговая модель — она значительно дешевле и универсальнее. Здесь не требуется высокая точность замера, поэтому цифровые приборы практически не используются.

Состав комплекта рефрактометра:

  1. Пластиковый корпус, очень прочный, чтобы выдерживать воздействие агрессивной жидкости.
  2. Салфетки для чистки.
  3. Трубки всасывающего типа, обычно в количестве трех штук.
  4. Отвертки с калибрующим свойством.

С помощью рефрактометра удастся замерить температуру точки замерзания тосола, удельный вес кислоты АКБ, состав жидкости омывайки лобового стекла. Так что — прибор универсальный для владельца машины.

Замер плотности антифриза производится непосредственно по шкалам. Перед тем, как погрузить измеритель в техническую жидкость, рекомендуется произвести калибровку. Для этого рефрактометр сначала окунают в чистую воду и снимают показатель. Уровень должен находиться на отметке 0.

Шкала рефрактометраШкала рефрактометра
Шкала рефрактометра

Народные способы

Один из вариантов проверки важнейшей физической величины антифриза подразумевает такой порядок действий:

  • поставьте на весы любую пустую емкость, измерьте вес и запишите результат на листок бумаги;
  • налейте 1 литр тосола, снятого грушей из расширительного бачка;
  • повторно взвесьте тару, запишите также это число;
  • отнимите массу посуды и получите чистый вес охлаждающей жидкости.

Если весы работают хорошо, и в емкость залито ровно 1 литр, то масса будет равна плотности.

Еще один рабочий способ — возьмите немного антифриза и налейте в бутылку. Закройте крышку, поместите емкость на холод (оставьте на улице, ночью). При этом вы должны знать, какая температура была за окном. Если жидкость замерзнет при градусе, не соответствующем данным таблицы, это некачественный состав, который лучше заменить новым.

Какой должна быть плотность антифриза

В норме плотность антифриза в зависимости от температуры должна равняться 1,10 г/см3. Но это в условиях, когда жидкость начнет замерзать при минус 40 градусах по Цельсию. Очевидно, что с ухудшением качества состава, показатели тоже будут разниться. Ниже как раз представлена таблица, которая показывает p- охлаждающей жидкости по отношению к температуре кристаллизации (замерзания).

Если представить величины в процентах, то выглядеть это будет так.

Показатель

Значение

Процентное отношение этиленгликоля, %

97,8-26,4

Густота, в г/см3

1,113 - 1,035

Температура замерзания, в градусах Цельсия

20

Теперь вы знаете, какая должна быть величина.

Корректировка плотности

Для корректировки плотности антифриза нужен прибор и концентрат. Перед этим надо узнать, сколько жидкости вмещает система двигателя.

Ниже показана инструкция, как это делать на примере машины, система которой вмещает 7 литров антифриза:

  • замеряем плотность — допустим, что она составляет 1,05, а градус замерзания -20°С;
  • регион эксплуатации автомобиля холодный, шкала градусника частенько опускается за -25°С;
  • задача — скорректировать плотность до значения 1,06, добавив концентрат;
  • измерения показали, что в растворе находится около 36% этиленгликоля — что составляет 2,5 литра;
  • для получения нужного результата надо довести процентное отношение до 45% или 3,1 литра, а остальное будет чистой водой.

Что делаем — добавляем в системы 600 граммов концентрата, что очень просто сделать. Сначала открываем слив радиатора, но не открываем крышку до конца. Сливаем ровно 0,6 литра отработанного раствора. Закручиваем пробку, добавляем в том же количестве концентрат. В процессе состав смешается с водой, и нормальная плотность антифриза будет обеспечена.

Концентрат антифризаКонцентрат антифриза
Концентрат антифриза

Как выявить фальсификат

Чтобы определить подделку — надо проверить раствор на основу.

Как правило, в некачественные составы добавляют спирт и кислоты. Они тоже не замерзают на холоде, но опасны для двигателя.

Например, их не переносит резина, мягкие металлы — эти материалы есть в современных моторах, причем в больших количествах. Кислота проедает их, вызывая коррозию и быстрое разрушение.

Ниже подробно о том, как различить фальшивый или неправильно подобранный антифриз.

  1. По упаковке. Штрих-код, подробная справка по товару, адрес производителя — все это бывает на бутылках оригинального производителя. Указывается также сайт, адрес которого надо вбить в поисковую строку и зайти на страницу. Здесь можно посмотреть, подходит ли антифриз к марке автомобиля. К примеру, продукция группы VAGвсегда различается как раз по упаковке: под крышкой емкости обязательно есть пластиковый хлястик, на боковой стороне нанесен штрих-код, а срок годности — помечен лазером.
  2. Методом кипячения и поджигания. Нужна плита, термометр и зажигалка. Перед работой необходимо обеспечить все меры предосторожности — горячий антифриз легко прожжет руки, а его пары вредны для легких и глаз человека. В подогретый тосол опускают термометр, чтобы измерить, градус закипания жидкости — по стандарту это должно происходить при 105-115 градусах. Если градус кипения ниже, то это подделка. То же самое можно сказать при вспышках — в этом случае наблюдается высокое содержание различных спиртов.
  3. Содой. Если в состав качественного антифриза входят кислоты, это можно определить с помощьюсоды. Кислота быстро на нее реагирует. Следует налить около 50 г испытуемой жидкости в стакан, туда же положить щепотку соды. Бурление и шипение укажет на химическую реакцию, чего быть не должно.

Недостаточная или избыточная плотность антифриза – последствия

Риск замерзания жидкости на морозах есть всегда, если плотность ниже или выше нормы. Выше было написано частично, к чему это приводит. Ниже подробнее об этом:

  • заклинивает помпа, что приводит к обрыву ремня ГРМ и перегреву мотора;
  • перестает нагреваться радиатор;
  • повреждается термостат;
  • нестабильно работает печка.

Да и вся система охлаждения может просто выйти из строя. Нередко срывает патрубки и резиновые трубки, а металлические элементы покрываются трещинами. Все это грозит разрывом ГБЦ и капитальным ремонтом.

Если все же жидкость замерзла, надо срочно принять меры — возможно, что система еще в порядке. В первую очередь автомобиль следует поставить в теплое помещение (гараж, бокс). Затем вскипятить воду и обдать ею все магистрали системы, а также расширительный бачок. Потом с помощью технического фена прогреть радиатор и другие части системы охлаждения. В завершении нужно слить старый антифриз и заправить чистый, качественный состав. Проверка плотности антифриза позволит избежать неприятных последствий.

Похожие публикации


Технические жидкости в автомобиле: для чего они нужны и куда заливать Каждому водителю важно знать, какие технические жидкости используются в автомобиле, для чего они нужны и чем отличаются. Мы поможем вам разобраться в этом вопросе.
Физические свойства ДТ напомнят о себе зимой Любая жидкость обладает рядом физических свойств, которые в той или иной степени влияют на ее эксплуатационные свойства. Это в полной мере касается солярки. Одним из важнейших показателей, который регламентируется ГОСТом, является плотность зимнего дизельного топлива. Оговорка на сезон года не

Комментарии0

Комментариев к статье "Как измерить плотность антифриза" пока нет.

Добавить комментарий