Запчасти и расходники

Как зависит расход горючего от работы контроллеров систем автомобиля?


Как зависит расход горючего от работы контроллеров систем автомобиля?Приобретя новую машину и испробовав новые впечатления, владелец рано или поздно начинает обращать внимание на расход горючего, сопоставляя паспортные данные с реальным положением дел. О влиянии на эти цифры давления в шинах или состояния свечей зажигания известно даже начинающему автолюбителю. Однако не всегда причина перерасхода кроется в данных причинах, иногда приходится «копать» глубже.

Значение ЭСУ: какие датчики влияют на повышенный расход топлива в автомобиле?

Функционирование всех механизмов и систем современного автомобиля основано на непрерывной обработке ЭБУ (электронным блоком управления) информации, поступающей от контроллеров. В первую очередь это касается работы двигателя, поэтому все, кто решил стать на путь экономии, должны иметь понятие об этих устройствах и принципе их работы, чтобы не допустить перерасхода драгоценного горючего.

Вот список контроллеров, которые осуществляют мониторинг следующих параметров:

  • температуру охлаждающей жидкости (Coolant Sensors);
  • положение дроссельной заслонки (Throttle Posicion Sensor);
  • степень разреженности воздуха во впускном коллекторе (Manifold Air Pressure Sensor);
  • количество воздуха, поступающего в цилиндры (Mass Air Flow Sensor);
  • уровень количества кислорода в выхлопной системе (O2 Sensor).

Некорректная работа перечисленных контроллеров, передающих определенные данные на ЭБУ силовой установкой, приводит к нарушению смесеобразования и, как следствие, изменению мощностных характеристик двигателя. Точно зная, какие датчики влияют на расход топлива, а также их функции, можно без проблем определить причину неисправность каждого из них.

Контроллер температуры охлаждающей жидкости

Некоторые автомобилисты могут удивиться после сообщения о том, что этот прибор отвечает не только за контроль состояния охлаждающей жидкости, но и за экономичность работы мотора. Принцип его работы прост – меняющееся в зависимости от температуры сопротивление, служит поводом для ЭБУ об увеличении или же уменьшении подачи горючей смеси.

Например, двигатель еще не прогрет и сопротивление, выдаваемое прибором, находится на уровне 500 Ом. Бортовой компьютер соответственно анализирует показание и увеличивает импульсы, идущие на форсунки – горючей смеси в цилиндры поступает больше.

Перед тем, как выяснять, какие еще датчики могут влиять на повышенный расход топлива, стоит проверить сопротивление контроллера охлаждающей жидкости на фиксированных температурах и сравнить показания с табличными. В среднем «холодный» двигатель выдаст 2-6 кОм, в то время как «горячий» - 250-350 Ом.

Контроллер положения дроссельной заслонки

Неполадки, связанные с этим агрегатом, выражены следующими признаками:

  • обороты ХХ повышены;
  • некорректный угол опережения зажигания;
  • нестабильная работа ДВС на холостом ходу;
  • несбалансированный состав топливовоздушной смеси;
  • рывки при смене передач или затрудненное переключение (на авто с АКПП).

Кроме нарушения режима ХХ неисправность контроллера Throttle Posicion Sensor (TPS) не даст возможности автомобилю эффективно ускориться, электронная система будет неправильно вычислять необходимую нагрузку для мотора.

Даже те, кто знает, какие датчики чаще всего влияют на расход топлива, не всегда в курсе, что на их машине контроллер TPS участвует в работе АКПП. А отсюда можно сделать вывод, что нерациональный выбор передачи приведет к потере мощности и перерасходу горючего.

При малейших подозрениях на неисправность TPS нужно проверить две элементарные вещи:

  • осуществляется ли размыкание контактов ХХ (IDL);
  • состояние переменного резистора на предмет обрыва.

Проверить работоспособность датчика можно при помощи мультиметра, подключив к контактам IDL и вручную передвигая дроссельную заслонку. Нормально функционирующий TPS сразу же выдаст на шкале прибора напряжение до 12 В.

Контроллеры состояния поступающего воздуха

воздуханвоздуханДанный фактор контролируют два прибора. MAP sensor обеспечивает измерение объема поступающего воздуха. Принцип его работы прост – чем больше при открытой заслонке поступает воздуха, тем больше подается топлива для создания оптимальной смеси (14,7:1). Формируемый на выходе контроллера сигнал, в зависимости от его конструкции, может быть как аналоговый, так и частотный.

MAF sensor определяет массу воздуха, поступающего в цилиндры. Прибор конструктивно выполнен из терморезистора и платиновой нити, температура которой поддерживается на одном уровне. Поступающий воздух охлаждает нить, что требует изменения величины проходящего через нее тока, чтобы компенсировать перепад температуры. ЭБУ одновременно определяет эту компенсацию и формирует на выходе контроллера сигнал, соответствующий необходимому потоку воздуха.

Определить, какие из этих датчиков влияют на повышенный расход топлива и одновременно их исправность можно при помощи любого автомобильного сканера. Большинство машин имеют функцию самодиагностики, но не стоит думать, что ее возможности безграничны, поэтому мастера советуют пользоваться сканером и тестировать параметры не только контроллеров, но и данных инжекторной системы.

Кислородный контроллер

Имеет довольно широкую гамму названий:

  • лямбда-зонд;
  • О2 Sensors;
  • Oxygen Sensor.

Прибор контролирует количество несгоревшего кислорода в выхлопе. Сигнал, полученный от прибора, обрабатывается ЭБУ и далее подается команда на оптимизацию смеси. Это позволяет избавиться не только от вредных выбросов, но и избежать перерасхода горючего, но только при условии исправной работы датчика.

Судя по отзывам, данный прибор редко выходит из строя. Однако знать, как его проверить не помешает. Для этого понадобится цифровой вольтметр, который подключается к колодке контроллера. Опорное напряжение должно быть на уровне 0.45 В, далее можно моделировать различные ситуации, например, создание искусственного подсоса воздуха при подозрении на «богатую» смесь.

Этот способ доступен для самостоятельной проверки. Ускорить процесс и получить полную информацию о том, какие датчики влияют на повышенный расход топлива и их параметры, безусловно, удобнее с помощью сканера.

Нужно отметить, что нужно абсолютно точно различать сбой в работе ЭБУ от поломки какого-либо из контроллеров. Своевременное обнаружение неисправностей позволит избежать лишних затрат на приобретение горючего, а также получить полное удовлетворение от вождения. Естественно, не стоит забывать и о других причинах перерасхода, например, кондиционер увеличит расход на целых 10%, а каждые лишние 50 кг груза добавят еще 2%.

admin от 18-02-2015, 23:30 2

Похожие публикации


Назначение лямбда-зонда и вопросы его эксплуатации
Читать далее...
Классический ВАЗ 2107 с инжектором и формула экономии горючего
Читать далее...
Настройка карбюратора 4-хтактного скутера
Читать далее...
Как определить и устранить факторы увеличенного потребления топливной смеси
Читать далее...
Методика прошивки и откатки инжектора
Читать далее...
Лада Гранта: как уменьшить аппетит Вашей машины?
Читать далее...

Комментарии0

Комментариев к статье "Как зависит расход горючего от работы контроллеров систем автомобиля?" пока нет.

Добавить комментарий