Что такое зольность моторного масла
Статья откроет читателям один из главных секретов моторного масла. Без этих знаний вряд ли получится выбрать подходящую смазку, которую не придется менять как минимум 15 тысяч км. Многие автомобилисты не изучают теорию. Для них зольность моторного масла — темный лес. Но показатель помогает продлить жизнь двигателя. Поэтому не следует отметать его в сторону. Для начала нужно дать определение понятию.
Виды зольности
Зольность — это процент содержания несгораемых примесей. В среднем, за 1000 км пробега уровень смазки снижается на 400 г. Куда она девается? Испаряется в камере сгорания. При этом на внутренней поверхности оседают абразивные частицы, способные привести к формированию задиров на поршнях. Все масла можно разделить на три категории:
Наименование |
Расшифровка |
Маркировка по ACEA |
Доля примесей |
Full SAPS |
Полнозольные |
A1/B1*, A3/B3, A3/B4, A5/B5 |
1-1,1 % |
Mid SAPS |
Среднезольные |
C2, C3 |
0,6-0,9 % |
Low SAPS |
Малозольные |
С1, С4 |
< 0,5 % |
*Удалено из списка стандартов в документе ACEA European Oil Sequences for Service-Fill Oils 2016.
Если с первой частью наименований все понятно, то расшифровка аббревиатуры SAPS не столь очевидна. Это всего лишь составляющие: сульфатная зола, фосфор и сера. Чтобы определить зольность смазки, достаточно взглянуть на маркировку, указанную на канистре. Там будет указан код допуска по классификации европейской ассоциации ACEA. Все они указаны в таблице.
Существует два вида зольности. Обычно их путают, смешивают в одну кучу. Но обращать внимание нужно только на одну характеристику — сульфатную. Именно ее категории указаны выше.
Зольность базового масла
Характеристика указывает на то, насколько хорошо химики справились с очисткой базовой основы. Для синтетики этот показатель будет равен нулю. Ведь материалы на основе ПАО — полиальфаолефинов, синтезируют в реакторах. Гидрокрекинговые масла изготавливают из нефтепродуктов, поэтому зольность будет вполне заметна. Ее показатели находятся в пределах от 0,001 до 0,5 %.
Именно поэтому многие начинающие теоретики путаются и считают, что малозольное масло содержит меньше примесей. Хотя и малозольные, и полнозольные материалы порой изготавливают на одинаковой базе. По мнению дилетантов, базовое масло для производства проходит более тщательную очистку. Это не совсем верное представление. Зольность базового масла не влияет на чистоту. Технологические процессы полностью меняют состав.
Сульфатная зольность
Чтобы масло стало малозольным или полнозольным, в него нужно добавить присадки. Их концентрация и состав определяют параметры сульфатной зольности. При слове «зольность» в голове возникает образ горстки грязного порошка, который остается после того, как что-то сожгли. Это не далеко от истины. Химики проводят в лабораторных условиях ровно этот эксперимент. Они разливают масла по баночкам и ждут, когда оно сгорит. Количество осадка преподносится, как показатель качества.
Теоретически вся грязь остается в моторе. Но температура силового агрегата не превышает 110 °C, а маслу нужно не менее 250 °C для воспламенения. Правда, камера сгорания раскаляется до 2000 °C, но в норме туда попадает ничтожная доля смазки, которая уходит в фильтр благодаря процессу самоочищения. Нет горения — нет золы.
Моющие свойства масла как раз зависят от показателя сульфатной зольности. Зависимость такова: чем выше зольность, тем больше щелочное число. Щелочь «гасит» кислоты, которые образуются во время протекания химических реакций внутри цилиндра. Чем выше зольность, тем больше в масле присадок, необходимых для нормальной работы двигателя. В их число входят добавки, обеспечивающие эффективную очистку силового агрегата от продуктов горения. Полезные вещества снижают силу трения, предотвращая фрикционный износ металлов. Обычно это металлосодержащие соли с фосфором, натрием, магнием и кальцием в составе.
Правила выбора
Масло с большим показателем сульфатной зольности даже полезнее для мотора. Тогда автолюбителям нужно выбирать лишь полнозольные масла? Нет. Все дело в экологических стандартах. Класс «Евро-0» появился в далеком 1988 г. Ограничения были призваны снизить долю вредных выхлопных газов. В 2025 г. планируется ввод нормы «Евро-7», которая существенно усложнит выпуск машин с ДВС — двигателем внутреннего сгорания из-за слишком строгих ограничений.
Лидеры рынка автомобилестроения оказались перед выбором: сворачивать бизнес или искать пути решения. В результате инженеры создали простой и элегантный способ снизить токсичность газов за счет установки сажевых фильтров, каталитических нейтрализаторов и EGR — системы рециркуляции отработавших газов. В Full SAPS слишком много фосфора и серы, которые быстро выводит из строя «экологичные» узлы автомобиля. Вот каких рекомендаций следует придерживаться:
- Если нет катализатора и сажевого фильтра, в мотор можно смело заливать высокозольную смазку.
- В машине есть «экологичные» узлы? Лучше пользоваться рекомендациями производителя.
- Следует выбирать масла на базе ПАО. Гидрокрекинговые варианты не столь долговечны.
Многие автовладельцы знают, что полнозольные масла куда надежнее и ходят дольше. Но производители рекомендуют применять только малозольную смазку. Люди добавляют в Low SAPS присадки с фосфором и серой в составе, чтобы продлить срок службы. В результате катализатор и сажевый фильтр быстро выходят из строя. Лучше использовать масло без посторонних примесей.
Сейчас производители освоили технологию рециклинга. Отработку отправляют на производство, чистят и пропускают через цепочку химических реакций. В результате получается продукция с показателями, которые соответствуют нормативам. Но после заливки в двигатель, под воздействием высоких температур смазка быстро деградирует, добавки выпадают в осадок.
Автомобили на газу
Установка ГБО — газобаллонного оборудования, меняет характеристики мотора. Существенно повышается температура в камере сгорания. Казалось бы, решение простое: использовать полнозольные масла. Не все так просто. Высокий «градус» приводит к тому, что присадки быстро выгорают с образованием большого количества шлама. На клапанах появляется нагар. Это не единственная проблема. В камере сгорания образуются водяные пары, которые еще сильнее ухудшают эксплуатационные характеристики масла.
Что делать в такой ситуации? Заливать в силовой агрегат малозольное масло. Гидрокрекинговая основа не справится со своими задачами. Следует выбирать продукцию на базе ПАО. Смазка не боится высокой температуры. Для полной уверенности в безопасности двигателя стоит использовать эстеровые масла. Они образуют на поверхности деталей кривошипно-шатунного механизма стойкую пленку, которая притягивается к металлу, как магнитом.
Таблица совместимости
ACEA — ассоциация европейских производителей автомобилей, разделила все масла на три категории, в зависимости от конструктивных особенностей машины. Можно пользоваться этой строгой классификацией, но ниже будут рекомендации практического характера. Категории транспортных средств:
- Бензиновые и дизели малой мощности: А3/В3, А3/В4, А5/В5.
- Бензиновые и дизели с катализаторами: С1, С2, С3, С4.
- Грузовые дизели: Е4, Е6, Е7, Е9.
Финальные рекомендации представлены в таблице:
Тип мотора |
Наличие катализатора |
Масло по ACEA |
Зольность |
Бензиновый |
— |
А3/В3, А3/В4, А5/В5 |
Полная |
Дизельный |
— |
А3/В3, А3/В4, А5/В5 |
Полная |
Бензиновый |
+ |
C2, C3 |
Средняя |
Дизельный |
+ |
C2, C3 |
Средняя |
ГБО |
+ |
С1, С4 PAO/ESTER |
Малая |
Зольность масла показывает, сколько примесей в составе. Для дизельных и бензиновых автомобилей с катализатором и сажевым фильтром лучше использовать малозольную и среднезольную смазку. В двигатели машин с газобаллонным оборудованием следует заливать Low SAPS на базе PAO или ESTER.
Комментарии0