Ремонт и обслуживание

Замена масла в АКПП: все, что нужно знать автолюбителю

Сергей Василенков от 20-12-2013, 00:44 Просмотров: 574 8

 

Некоторые современные автопроизводители утверждают, что жидкость для АКПП заправлена на весь срок службы машины. Так ли это на самом деле, ведь надо учитывать еще тяжелые условия эксплуатации и качество заливаемого состава. Но, не все автомобильные концерны так категоричны. Например, известная японская фирма Toyota предписывает всего 60-70 тыс. км пробега на штатном АТФ. Затем рекомендуется замена масла в АКПП. Тот же Mercedes-Benz, который раньше утверждал о том, что смазка в его пятиступке вечная, сегодня рекомендует менять жидкость в семиступке 722.9 после 120 тыс. км пробега или раз в 5 лет.

Какое масло выбрать

Другой вопрос — а какую смазку заливать на определенных пробегах? Рынок сегодня предлагает на выбор огромное количество аналогов, вполне приемлемых по составу родному ATF. Есть реальные примеры, когда заменитель даже превосходил по качеству оригинальную смазку, и коробка служила верой и правдой заводской срок или более.

Однозначно, в первую очередь надо выбрать известный в мире бренд. Пусть даже цена ATF будет высокой, но переплата за шильдик окупится несколькими лишними годами эксплуатации автомобиля.

Масла для АКППМасла для АКПП
Масла для автоматических коробок передач

В ряде случаев, когда проводится замена масла в коробке автомат, стоит использовать только составы, рекомендуемые производителем. Например, это актуально для АКПП последних лет выпуска, которые слишком чувствительны к малейшим несоответствиям присадок. Были случаи, когда из-за применения неродного АТФ автомат начинал шуметь и нестабильно работать. К примеру, 6-скоростная коробка ZF 6HP.

Почему же так происходит, ведь автоматические коробки современного образца конструктивно мало чем отличаются от старых АКПП. Просто все дело в новых конструктивных изменениях, из-за чего требования к составу смазки стали жестче. К слову, блокиратор гидравлики нового образца имеет больше режимов перехода. В таких условиях масло должно включать все необходимые примеси, чтобы создавался определенный тепловой баланс в парах трения.

На практике при разборе и дефектовке подобных АКПП, проработавших не один десяток тысяч километров пробега на заводском АТФ, выявляется износ фрикционов.

Однако владелец не чувствует нестабильную работу коробки, но рано или поздно продукты износа неминуемо разрушают другие элементы трансмиссии. Поэтому нет никакой гарантии, что неоригинальное масло сможет обеспечить те же условия и не привести к гибели автомата раньше отведенного срока.

Периодичность замены масла в АКПП

Интервал замены жидкости АКПП обычно бывает указан в регламенте. Примерно ресурс смазки с учетом наших суровых условий составляет 60-70 тыс. км пробега транспортного средства. Дилеры еще больше укорачивают срок, рекомендуемый производителем, учитывая ежегодное ухудшение экологии, частые передвижения в пробках и другие сопутствующие условия.

На самом деле определить качество масла сможет каждый владелец самостоятельно. Достаточно вытащить щуп, и осмотреть жидкость. Цвет должен быть светлым, запах гари отсутствовать. Иначе — если смазка темная или воняет, надо везти машину на СТО.

Сравнение цвета масла АКППСравнение цвета масла АКПП
Свежее и отработавшее масло из АКПП

Также надо обращать внимание на характерные признаки износа масла АКПП:

  • снижение давления в системе;
  • частые пробуксовки авто, особенно на подъемах и при переключении на нижние передачи;
  • сложности с переключением передач АКПП — толчки, не попадание скорости и т. д.

Безусловно, все эти симптомы могут вызываться также другими причинами, но сбрасывать проблему с устареванием жидкости не стоит.

Если машина работает в условиях нестандартного климата (средняя температура воздуха очень высокая или низкая) — периодичность замены масла в АКПП следует сокращать уже до 25-30 тыс. км пробега. Также желательно сразу обновлять ATF, если коробка подверглась не предусмотренным по паспорту нагрузкам — буксировка, эксплуатация на «сухую» и т. д.

Последствия езды на старом масле

Сильному износу в современных автоматических КПП подвергаются фрикционы. Стружка и грязь быстро забивают магистрали блока и соленоиды — каналы потом сложно поддаются очистке.

Фрикционные диски коробки передачФрикционные диски коробки передач
Фрикционные диски АКПП

Особенно чувствителен к качеству масла гидротрансформатор последнего образца, который из-за плохого ATF часто выходит из строя. Жидкость для этого механизма подбирается правильно, чтобы от нагруженных элементов отводилось тепло и обеспечивались все условия для смазывания. Если же вовремя не заменять АТФ или заливать низкосортные составы, фрикционы начнут в скором времени изнашиваться и убивать остальные элементы АКПП.

Вообще, автомат — механизм конструктивно сложный, представляющий собой комбинацию механики, электроники и гидравлики. АТФ в нем не только выполняет смазочную функцию, но и является рабочим телом. С учетом данной особенности АКПП становиться очень чувствительным к уровню и качеству ATF.

Как проверить уровень масла в коробке

Щуп предоставляет возможность замерить количество масла в АКПП. Он для этого и предусмотрен, находится в подкапотном пространстве. Обычно бывает выкрашен в красный цвет, в отличие от щупа для проверки автола — этот измеритель желтого цвета.

Проверка уровня масла в АКПППроверка уровня масла в АКПП
Щуп для проверки уровня масла в АКПП

Как правило, на щупе бывают две засечки — верхняя показывает норму масла, прогретого до нужной температуры. Нижняя метка соответствует правильному объему АТФ в холодном состоянии.

На некоторых автомобилях вместо проверочного щупа предусмотрено специальное окошко (Фольксваген, Ауди, БМВ, Киа). Автомобиль ставится на яму или домкрат, затем нужно посмотреть, сколько масла внутри коробки.

Смотровое окно АКППСмотровое окно АКПП
Смотровое окно АКПП

Уровень надо проверять на двигателе, прогретом до рабочей температуры (80-90° на обычных и 100-110° на форсированных моторах). На автомобилях марки Додж, Хюндай, Джип, Мазда и Митсубиси АКПП надо обязательно переключать в нейтральное положение. А на Хонда следует заглушить мотор, а потом уже проверять.

Недостаток трансмиссионки в АКПП может привести к довольно печальным последствиям, вплоть до полного разрушения механизмов. Нередко при дефиците ATF насос подхватывает воздух. Трансмиссионка превращается в подобие воздушно-масляной эмульсии — очень сжимаемой жидкости, из-за чего давление постоянно падает. Поэтому за уровнем смазки надо следить регулярно.

Не менее опасна езда на автомате с уровнем масла выше нормы. Переизбыток смазки может привести к вспениванию состава, что грозит двойным увеличением и пропуском жидкости в общую систему трансмиссии. Итог неутешителен — вся коробка заливается АТФ, износ механизмов происходит в разы быстрее. Все это приводит к не дешевому ремонту АКПП.

Способы замены

Масло заменяется двумя популярными способами — частичный долив и полная замена. В первом случае уходит меньше времени и жидкости. Принцип простой: оставшаяся в системе смазка смешивается с новой АТФ. Такой вариант не идеален, так как полученная смесь в скором времени снова превращается в жижу. Однако быстрота и сравнительная простота привели к тому, что данный метод используется повсеместно.

Как правильно менять масло в АКПП

В первую очередь надо подготовить необходимое оборудование — воронку, емкость для определения количества жижи, новую АТФ.

Замена масла в АКППЗамена масла в АКПП
Замена масла в АКПП

Теперь сам процесс, как менять масло в АКПП.

  1. Поставить авто на яму.
  2. Вывернуть пробку, заранее подставив под нее емкость.
  3. Дождаться полного слива.
  4. Закрутить пробку на место.
  5. Залить свежую АТФ.
  6. Посмотреть на уровень через окошко или с помощью щупа. Если жидкости недостаточно, то залить еще.

При переизбытке, надо слить лишнюю жидкость, открутив пробку.

Теперь о том, как провести полную замену, тоже быстро и без применения аппарата. Также подготавливается свежая жидкость и емкость, но вдобавок еще прокладка поддона коробки, герметик, сальник, головки, фильтр и бензин (керосин) для промывки.

Порядок замены масла в АКПП в этом случае выглядит так:

  • проехаться на автомобиле не менее 5-10 км, чтобы прогреть АТФ;
  • поставить машину на яму;
  • перевести рычаг АКПП на нейтральное положение;
  • подставить емкость, открутить пробку;
  • дождаться слива масла;
  • открутить болты поддона, сорвать крышку с герметика;
  • слить жидкость, находящуюся внутри поддона;
  • вывернуть фильтр;
  • тщательно очистить внутреннюю часть поддона — обработать кисточкой, смоченной в бензине, магниты;
  • протереть все детали сухой тряпкой, которая не оставляет ворс и нитки;
  • ввернуть новый фильтр;
  • поставить на место поддон;
  • вставить новую прокладку, заранее смоченную герметиком по всему кругу;
  • закрутить болты;
  • залить свежее масло в том же количестве, что было слито;
  • отсоединить левый шланг охлаждения и опустить его конец в емкость (можно в 5-литровую пластиковую бутылку);
  • завести мотор;
  • сливать ATF до тех пор, пока из магистрали не пойдет новое масло — определить свежую жидкость можно по более светлому цвету;
  • проверить уровень смазки — добавить или слить, если жидкость меньше или больше нормы.

Эксперимент, доказывающий необходимость замены масла

В любом автомате надо своевременно заменять АТФ. Это не просто слова, а проверенные экспертизой данные. Чтобы выяснить, насколько портится масло в АКПП в стандартных условиях работы автомобиля, журналом «За рулем» был проведен тест. Из коробок передач Ниссан Альмера (120 тыс. км пробег) и Датсун ми-До (60 тыс. км пробег) взяты пробы ATF.

На первый японский автомобиль устанавливается 4-ступенчатая АКПП производства Франции DP2, а на Datsunmi-DO стоит 4-диапазонная Jatco JF414E.

Исходные данные:

  • в оба автомата было залито АТФ с завода — оно еще не менялось ни разу;
  • обе машины ездили преимущественно по городу — дом-работа-магазин;
  • в коробку Альмеры заправлено с завода Elf Renaultmatic, а в датсуновскую — Genuine GM EJ-1;
  • специально для экспертизы машины подвергли высоким нагрузкам.

После испытаний масло проверили на кинематическую вязкость и кислотно-щелочное число.

Специалистами было отмечено общее ухудшение рабочих качеств жидкости — в частности, найдено высокое содержание вредного железа, а также снижение моющих свойств. Вердикт — смазка требует срочной замены!

Примечательно, что масло из АКПП Nissan Almera полностью превратилось в ненужную жижу, хотя состояние говорило об обратном — цвет ATFбыл более светлым, запаха гари практически не ощущалось. А вот жидкость из Jatco JF414E стало полностью черным. Эти факты лишний раз показали, что обращать внимание только на внешность и цвет смазки неправильно.

Исследование конкретно показало, что:

  • вязкость Elf Renaultmatic упала на 30%, что указывает на полное ухудшение полезных присадок — использовать такой АТФ нельзя, при езде должны ощущаться тычки и толчки при смене передач (за счет конструктивных особенностей автомобиля Альмера и коробки, эти признаки не наблюдались);
  • вязкость Genuine GM EJ-1 в целом оказалась не настолько ухудшена, однако масло тоже заметно подустало и требовало замены.

Таким образом, экспертиза показала, что даже качественный и дорогой состав со временем теряет свои изначальные свойства.

Рекомендации опытных автомехаников

Замена масла АКПП — ответственная процедура, считают специалисты. В некоторых случаях, если коробка старая и в ней ни разу не обновляли АТФ, полная замена может принести вред, а не пользу. Дело в том, что фрикционы и другие детали с наибольшим процентом износа, выделяют продукты, осаждающиеся на внутренней поверхности гидравлической системы автомата. Свежий состав начинает активно вымывать отложения и переносить их в гидроблок и соленоиды, что вызывает неизбежное засорение каналов. Как следствие, это приводит к сложностям при переключении скоростей.

Чтобы этого не произошло, рекомендуют выбирать самый щадящий метод обновления — частично, без снятия поддона. Из картера в этом случае сливается примерно 20-30 процентов АТФ от общего объема. Новое масло доливают до нормы, после 1000 км пробега процедуру повторяют — опять сливают 2-3 литра жидкости и заливают свежий состав.

Таким способом можно обновить ATF без нанесения механизмам коробки большого вреда в автоматах, проработавших 100 тыс. км и более. Каждый этап замены обойдется по цене примерно в 1000 рублей, в то время как полное обновление состава облегчает кошелек владельца на 6000 рублей.

Частичная замена проводится также обычным способом. Жидкость в этом случае обновляется разом, но нужно быть уверенным в полной исправности коробки. Из картера сливается весь объем жидкости, поддон разбирается, ставится новый фильтр. Подобная технология дает возможность обновить 50-60% от общего количества ATF. В идеальных условиях данный метод лучше проводить после двух щадящих способов замены.

Выводы

АКПП относится к основным механизмам автомобиля. От исправности данного узла зависит не только комфорт передвижения, но и куда важнее — безопасность водителя и пассажиров. Поэтому надо всегда смотреть на сроки замены масла в автоматической коробке передач. Если же появился запах гари и переключение скоростей вызывает вопросы, следует немедленно проверить уровень и при необходимости посетить СТО. В автосервисе проведут общую диагностику узла, которая позволит выявить не только устаревание ATF, но и такие характерные неисправности, как деформация уплотнителя и утечки, дефект поддона, разрушение фрикционов и т. д.

Похожие публикации


Самостоятельная проверка уровня масла Пределом нормы уровня масла считается его положение в области гидравлической системы между значениями ADD и FULL, при условиях разогретого двигателя с температурой масляного раствора от 66 до 93 градусов.
Какую жидкость лучше заливать в АКПП автомобилей Хонда Автоматическая коробка передач Honda до 1994 года ничем не выделялась от АКПП других автомобилей. Так же, как и остальные, она работала по принципу гидромеханической конструкции, где за счет изменения давления жидкости в различных элементах происходит переключение передач. 
Коробку-автомат хорошим маслом не испортишь В механической коробке передач, как и в двигателе, масло играет роль исключительно смазочного материала. Но в АКПП его было бы правильней называть «рабочая жидкость», так как смазка — не единственная и не главная его функция.
Поменять масло? - Да проще простого!!! Тем более, если у вас - Калина.   Регулярная замена масла в двигателе Лады Калина (впрочем, это касается любых автомобилей) необходима для нормальной работы агрегата и продления его ресурса.

Комментарии0

Комментариев к статье "Замена масла в АКПП: все, что нужно знать автолюбителю" пока нет.

Добавить комментарий