Стойки стабилизатора: что это такое и зачем нужны
Регулярный осмотр, обслуживание подвески автомобиля обеспечивает безопасность водителя, пассажиров. Проверка позволяет предотвратить возникновение опасных ситуаций на дороге, продлить «жизнь» автомобиля.
Подвеска машины состоит из 10-15 элементов. В их число входят стойки стабилизатора. Это штанги для улучшения упора стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ). Узел служит для уравновешивания крена кузова при вхождении в повороты, движении по дороге с ямками. Тяги делают возможной прочную связь с остальными узлами.
Своевременная диагностика состояния тяг, обнаружение износа или повреждений на ранней стадии позволяет спланировать ремонтные работы заранее, до возникновения серьезных неисправностей. Периодический осмотр и замена изношенных или поврежденных деталей — залог комфортного, безопасного вождения.
Что это такое
Стойки стабилизатора — это металлические стержни, соединяющие СПУ с элементами подвески машины. Обычно U-образная рейка автостабилизатора крепится к подрамнику или прямо к кузову через резиновые втулки.
Стойки служат для обеспечения надежной фиксации автостабилизатора и эффективной передачи усилий к остальным узлам подвески. Благодаря этому достигается нужный эффект — снижение крена кузова, когда водитель достаточно резко поворачивает руль. Штанги устраняют раскачку при движении по неровной дороге.
Стабилизатор поперечной устойчивости устанавливают на передней, задней подвесках автомобиля. Поэтому есть передние и задние штанги. Их конструкция может незначительно отличаться для разных видов подвески, но принцип работы остается общим. Обеспечение устойчивости автомобиля — вот для чего нужны стойки стабилизатора в машине. От их исправности, надежности крепления зависит управляемость автомобиля.
Конструкция и принцип работы
Конструктивно штанги — это металлические стержни цилиндрической формы. Их изготавливают из прочной, вязкой стали, способной выдерживать большие циклические нагрузки.
Один конец тяги шарнирно крепится к рейке автостабилизатора, второй — к элементам неподрессоренных частей подвески авто. Для гашения вибраций и шумов крепление идет через мягкие резиновые или полиуретановые втулки.
Принцип работы стоек основан на их способности передавать усилия от автостабилизатора к остальным элементам подвески. При проезде поворота наружное колесо опускается вниз, вызывая крен кузова. Через шарнир шток передает это перемещение на стабилизатор, он поднимает противоположную часть кузова, тем самым выравнивая автомобиль. Передача усилий — вот за что отвечают исправные стойки стабилизатора в автомобиле.
Благодаря этому механизму, крен в поворотах существенно уменьшается, обеспечивая хорошее сцепление колес с дорогой. Такая работа автостабилизатора невозможна без прочной опоры, связывающей все элементы конструкции.
Виды стабилизаторов и стоек
Первый патент на стабилизатор поперечной устойчивости был получен в 1919 г. С тех пор технологии непрерывно развиваются. У машин, выпущенных до начала двухтысячных годов, система компенсации крена работала по механическому принципу. Сейчас в дело вступает автоматика. Есть три вида автостабилизаторов:
- Пассивные. Работают под действием физических сил без вмешательства, внешнего управления.
- Полуактивные. Водитель может переключать режимы, предусмотрено 2-3 позиции кроме базовой.
- Активные. Ими «руководит» электронный блок управления. Автоматика срабатывает при крене кузова 2 % и выше.
Бывают стойки с длинной тягой (от 20 см). Их называют «кости». Есть укороченные детали с коротким штоком (до 10 см) — «яйца».
Конструктивно штанги отличаются по конфигурации крепления к автостабилизатору и подвеске колеса.Типичный вариант — два шарнира. Но есть тяги с резьбой или втулкой на одном или обоих концах.
Материалы для изготовления
Тяги изготавливают из легированных марок стали. Это обусловлено требованиями к обеспечению высокой прочности, вязкости, сопротивлению усталости металла при циклических нагрузках.
На производстве применяют хромомолибденовые стали 20ХГС, 30ХГСА, 40ХГС. Они обеспечивают хорошее сочетание прочности, пластичности. Для повышения износостойкости, предела выносливости металл подвергают закалке, азотированию.
Сейчас некоторые производители применяют композитные материалы на основе высокопрочных углеродных волокон и полимерных связующих. Они отличаются малой плотностью при высоких удельных характеристиках жесткости, прочности. Это позволяет уменьшить неподрессоренные массы подвески.
Признаки неисправности
Тяги механизма поперечной устойчивости изнашиваются, стареют. По типичным признакам можно выявить их неисправность, своевременно запланировать ремонт или замену:
- Повышенная вибрация в салоне при движении по неровным дорогам. Ослабление креплений приводит к «гулянию» стабилизатора, усиливает вибрацию.
- Появление посторонних стуков из подвески при проезде неровностей дороги. Причины — ослабление креплений, износ втулок или повреждения на концах тяг.
- Избыточный крен кузова на поворотах, при маневрировании. Это говорит об ослаблении жесткости автостабилизатора из-за дефектов.
- Повышенный, неравномерный износ протектора шин. Причиной становится нарушение углов установки колес из-за деформации.
- «Рысканье» автомобиля на высоких скоростях. Говорит о потере устойчивости из-за неработоспособности системы поперечной устойчивости.
- Видимые механические повреждения, деформации на корпусе стоек. Обычно это треснувшие резинки на втулках.
При появлении признаков надо провести диагностику подвески, устранить неисправность. Это позволит избежать более серьезных поломок и аварийных ситуаций в дальнейшем.
Причины выхода из строя
Причины выхода тяг из строя мало зависят от стиля вождения. К самым распространенным поводам относятся:
- естественный износ, усталость материала — это неизбежный процесс при длительной эксплуатации автомобиля;
- нарушение заводской геометрии подвески, что приводит к повышенным динамическим нагрузкам на детали;
- ошибки при ремонте и замене других элементов подвески, из-за чего возникают нештатные нагрузки на тяги;
- попадание грязи, посторонних предметов между стойкой и кузовом, что нарушает нормальную работу, вызывает ускоренный износ;
- регулярное движение по разбитым, ухабистым дорогам, вследствие чего тяги испытывают повышенные ударные нагрузки;
- ДТП, наезды на препятствия, при которых штанги, крепления могут деформироваться или ломаться.
Чтобы минимизировать возможность выхода из строя, надо регулярно проверять состояние стабилизатора, своевременно менять изношенные детали.
Диагностика
Для оценки технического состояния тяг используют внешний осмотр. Он нужен для выявления видимых повреждений, коррозии, деформаций резиновых втулок и крепежа. В процессе нужно убедиться в том, что нет люфтов в местах соединений. Можно посмотреть на пыльники. Если они повреждены, смазки внутри уже нет или она загрязнена, высохла.
В условиях автосервиса возможна проверка люфтов автостабилизатора на специальных стендах с использованием рычажных приспособлений или гидравлических устройств. Это позволяет точно оценить степень износа. Попутно механики измеряют углы установки колес с помощью угломеров. Отклонение от нормы — признак деформации тяг.
В современных авто выявить проблему помогает компьютерная диагностика с использованием сканеров, подключенных к бортовой системе управления (OBD-2). Приборы наподобие ELM-327 позволяют получить информацию об ошибках, неисправностях подвески.
Если не удалось обнаружить дефекты, проводят тест-драйв для оценки вибраций, шумов, крена кузова, устойчивости, управляемости машины. Комплексный подход к диагностике дает полную картину состояния стабилизатора, позволяет своевременно обнаружить даже незначительные отклонения от нормы.
Ремонт и регулировка
При незначительном люфте в местах крепления к автостабилизатору или подвеске иногда возможен ремонт без полной замены деталей. Для этого выполняют подтяжку ослабших резьбовых соединений, восстанавливают герметичность резиновых втулок.
В случае появления зазоров из-за износа отверстий применяют сварку с последующей механической обработкой поверхностей. Ремонтные размеры позволяют компенсировать небольшой износ без потери функциональности.
Если в результате деформации тяг нарушаются углы установки колес, то необходима регулировка положения их шарниров относительно кронштейнов крепления стабилизатора. Это позволяет восстановить штатную геометрию подвески.
Обычно ремонт оказывается нецелесообразным или невозможным. Тогда единственным вариантом становится полная замена дефектных штанг на новые.
Периодичность замены стоек стабилизатора
Тяги относятся к расходным деталям подвески, ресурс которых ограничен пробегом автомобиля. Средняя периодичность их замены составляет 50-60 тысяч километров пробега либо 3-4 года эксплуатации.
Конкретные сроки замены определяются техническим состоянием тяг, условиями эксплуатации автомобиля, качеством дорожного покрытия и стилем вождения. При появлении первых признаков износа лучше сразу произвести полную замену комплекта штанг на новые, оригинальные запчасти.
Процесс замены включает в себя: демонтаж старых тяг, установку новых в сборе с резиновыми втулками, регулировку углов установки колес, проверку работы автостабилизатора. Эти операции требуют профессиональных навыков, опыта, наличия специального инструмента. Нужен хороший автосервис.
Профилактическое обслуживание
Для предотвращения преждевременного износа и выхода автостабилизатора из строя надо периодически проверять затяжку всех крепежных соединений (ориентировочно каждые 2-3 тысячи км пробега).
Еще нужно проводить смазку шарниров, мест крепления с периодичностью 2 раза в год в условиях умеренного климата. Для этого используют литол-24 или аналогичные консистентные смазки.
Для защиты от коррозии крепежные элементы, поверхности штанг покрывают цинкосодержащими грунтами, а также полимерными красками, эмалями. Это продлевает срок службы деталей.
Заключение
Поддержание стабилизатора и его штанг в рабочем состоянии делает нормой устойчивость, управляемость автомобилем. Своевременное выявление, устранение неисправностей помогает избежать опасных последствий, таких как занос или опрокидывание на высоких скоростях.
Надо регулярно осматривать автостабилизатор, менять изношенные детали. Это позволит продлить срок службы подвески, сделает управление машиной более комфортным, предотвратит дорогой ремонт в будущем.
Комментарии0