Запчасти и расходники

Полусинтетическое масло: описание и состав

Сергей Василенков от 24-11-2022, 16:43 Просмотров: 1003 5

Полусинтетическое масло: описание и состав

В период наступления сроков очередного технического обслуживания многие автовладельцы встают перед выбором вида моторного масла. «Минералка» дешевая, но замерзает на морозе и быстро теряет эксплуатационные свойства. «Синтетика» ходит на порядок дольше, но стоит дорого. Есть золотая середина. Это «полусинтетика». Про нее пойдет речь в статье.

Что такое «полусинтетика»

Полусинтетическое моторное масло — это нефтепродукт, в котором доля минеральных компонентов составляет не менее 70 %. Порядка 25 % объема занимают синтетические составляющие, а 5 % приходится на присадки. Добавки нужны для улучшения моющих и смазывающих свойств, они обеспечивают устойчивость к воздействию высоких температур, защищают от коррозии.

Из чего состоит «полусинтетика»

«Полусинтетика» более дорогая, чем «минералка», однако ее применение более целесообразно. В отличие от минеральных аналогов, полусинтетические имеют улучшенную формулу, благодаря чему обладают большей текучестью. Поэтому они могут быть использованы при более низких температурах.

Продукт нефтепереработки, на 20-30 % состоящий из синтетических компонентов — вот что такое полусинтетическое масло. Порой доля минеральных составляющих доходит до 50 %.

Несмотря на общее наименование, качество «полусинтетики» сильно зависит от бренда. Производитель должен тщательно очистит базовое масло от примесей, правильно синтезировать «синтетику», подобрать идеальный баланс и процентное соотношение всех компонентов. Это получается не у всех.

Достоинства

Основной плюс — хорошая проникающая способность. Благодаря этому полусинтетические масла лучше и быстрее попадают в труднодоступные места двигателя, в том числе — в камеры сгорания. В результате со стенок цилиндра и головки блока смывается вся копоть. При разборке детали двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выглядят как новые.

Текучесть «полусинтетики» на морозе -25 °C

Еще одно достоинство «полусинтетики» — более низкая вязкость на морозе. Она не замерзает и обеспечивает нормальную работу двигателя при морозах до -30 °C, тогда как минеральные масла при температуре ниже -25 °C могут загустевать.

Синтетические составляющие — это полиальфаолефины, а также полиизобутилены, полигликоли и прочие. Именно они придают продукту такие свойства:

  • высокая моющая способность;
  • способность сохранять свойства в сложных условиях эксплуатации;
  • стабильность при высоких температурах;
  • предотвращение образования отложений на деталях мотора;
  • средняя цена.

У полусинтетических масел более высокая, чем у минеральных, стойкость к окислению. Поэтому сроки замены куда дольше, чем у «минералки». Перед тем как принять окончательное решение, лучше заглянуть в техническую документацию автомобиля. Производители указывают, какой тип смазки стоит выбрать. Нет смысла в поисках экономии заливать в мотор «полусинтетику» вместо «синтетики». Это сильно сократит ресурс цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Апгрейд с «минералки» на «полусинтетику» выглядит более рациональным шагом.

Виды полусинтетических масел

Для стандартизации моторных масел в РФ и во всем мире до сих пор используют международную классификацию SAE J300. В соответствии с ней, полусинтетические масла бывают такими:

  1. Зимние. Маркировка выглядит как 0W. Буква W — Winter. Цифра означает диапазон рабочих температур.
  2. Летние. Примерное обозначение цифровое — 30 или 40. Это максимальная температура эксплуатации.
  3. Всесезонные. Маркировка сочетает в себе зимние и летние признаки. Пример: 0W-30, 5W-40.

Летние смазочные материалы пригодны разве что для использования в Африке, а зимние подойдут для Антарктиды. В России ярко выражена сезонность, а значит летом тепло, зимой холодно. Поэтому в РФ применяют всесезонные смазочные материалы.

Что нужно знать про вязкость

Вязкость масла — это характеристика, которая показывает, при каком температурном режиме оно будет оставаться на поверхности деталей и не стекать. Производители ориентируются на точный показатель — кинематическую вязкость. Но лучше пользоваться понятным температурным показателем динамической вязкости. Если взять стандартную маркировку по классификации SAE J300, то характеристики выглядят так:

Стандарт

Кинематическая вязкость

Динамическая вязкость, °C

0W

3,8

-35

5W

3,8

-30

10W

4,1

-25

15W

5,6

-20

20W

5,6

-15

30

9,3

+35

40

12,5

+40


 

 

Простой пример. Если водитель эксплуатирует автомобиль в регионе с диапазоном температур от -30 °C до +35 °C, то ему стоит выбрать всесезонную смазку 5W-30. На юге России, где столбик термометра не опускается ниже -15 °C, а летом не поднимается выше +40 °C, лучше заливать в мотор 20W-40.

Отличия от «минералки» и «синтетики»

«Синтетику» создают путем синтеза углеводородов. В их основе лежит полипропилен, полиэтилен или полиоксиметилен. Искусственные молекулы более адаптированы к сложным условиям эксплуатации, чем натуральные. Полусинтетические масла получают соединением синтетических и минеральных компонентов. В их состав добавляют присадки, повышающие качество и улучшающие эксплуатационные характеристики. Поэтому «полусинтетика» наследует от «синтетики» высокую стабильность.

Если говорить простыми словами, «синтетика» получает 5 баллов по пятибалльной шкале, «полусинтетика» 4, а «минералка» только 3.

Есть и другие отличия. Проще сравнивать искусственные и натуральные составы, потому что синтезированные компоненты определяют большинство свойств смазки. Сравнение:

Свойство

«Полусинтетика»

«Минералка»

Термоокисление

Низкое. Долго сохраняет свои свойства

Высокое. Быстро теряет эксплуатационные характеристики

Коэффициент трения

Средний. Мотор меньше греется, поршневая ходит дольше

Высокий. Плохие смазывающие способности ведут к перегреву

Испаряемость

Низкая. Минимальный расход масла

Высокая. Смазка испаряется в камере сгорания

Индекс вязкости

Высокий. На поверхности образуется стабильная пленка

Низкий. Пленка плохо держится на деталях силового агрегата

 

Про температурные характеристики было сказано выше. На морозе полусинтетическое масло сохраняет стабильную текучесть. Смазка быстро проникает в труднодоступные места и начинает работать незамедлительно. Это снижает износ двигателя при холодном пуске. «Минералка» не может похвастаться подобными достижениями.

Можно ли смешивать с «минералкой» и «синтетикой»

Присадки могут быть как синтетическими, так и минеральными. Смешивать «минералку», «полусинтетику» и «синтетику» нельзя, потому что они несовместимы. При смешивании происходит химическая реакция, в результате которой образуется осадок. Он может забить масляный фильтр и препятствовать нормальной работе двигателя. В худшем случае — движок может просто не запуститься.

Последствия смешения будет сложно ликвидировать. Осадок забьет масляные каналы, что приведет к увеличению давления в системе, может выйти из строя масляный насос. Лучше менять смазку целиком, вместе с фильтром. Если водитель все-таки сделал «микс» в картере двигателя, нужно промыть систему. Использование промывочной жидкости сэкономит немало денег, потому что поможет избежать критических поломок в будущем.

Расшифровка маркировки

Порой полезно узнать, что означают символы, напечатанные на этикетке канистры. Про классификацию SAE J300 информация уже была. Пример: 10W-40.

Маркировка по SAE

Здесь две цифры, значит смазочный материал всесезонный. Первая часть 10W говорит о том, что можно эксплуатировать смазочные материалы при -25 °C, а +40 °C — максимальная температура.

Стандарт ACEA указывает на тип автомобиля, в который можно заливать масло:

  • E: грузовой дизельный транспорт;
  • C: автомобили с катализатором;
  • A/B: легковые машины на газу, солярке или бензине.

После букв идут цифры. Они уточняют режим эксплуатации смазочных материалов.

Стандарт API разработан Американским институтом нефти. Он чем-то похож на классификацию ACEA, только обозначения разные. Буква S — бензиновые моторы, C — дизельные. Отдельный класс EC введен для экономичных масел с низким расходом.

Рейтинг полусинтетических масел

Топ составлен на основе отзывов с популярных автомобильных порталов. В список попали марки, которые представлены в российских «физических» и интернет-магазинах. В подборке для простоты размещены только масла 10W-40 по классификации SAE:


 Место  Название  Коэффициент вязкости  Зольность, %
 10  Kixx G SL  150  1,12
 9  Роснефть Maximum  145  0,8
 8  SINTEC Super  153  1,14
 7  ROLF Energy  158  1,31
 6  Газпромнефть Super  148  0,9
 5  SHELL Motor Oil  155  1,17
 4  ЛУКОЙЛ Люкс  157  1,03
 3  MOBIL Ultra  157  1,3
 2  Mannol Classic  170  1,25
 1  SHELL Helix HX7  158  1,23

Чем выше коэффициент вязкости, тем лучше. Параметр показывает стабильность масляной пленки, которая образуется на поверхности деталей. Зольность — процент сажи, остающейся после сгорания.

«Полусинтетика» состоит из минеральных и синтетических компонентов. Соотношение составляет от 50/50 до 80/20. Качество смазки зависит от чистоты базового масла и присадок, входящих в состав. Полусинтетические масла нельзя смешивать с минеральными и синтетическими. Для выбора можно воспользоваться топом и температурными характеристиками.

 

Похожие публикации


Авто с длительным сроком эксплуатации: особенности выбора моторного масла Решаем, какое масло нужно заливать в бензиновый двигатель с длительным сроком эксплуатации, классификация смазывающих материалов.
Что нужно знать о моторных маслах владельцам автомобилей Ауди Техническое состояние автомобиля напрямую зависит от квалификации водителя. При несоблюдении элементарных требований по эксплуатации даже в самых дорогих и надежных моделях быстро начнутся многочисленные поломки и неисправности. Очень важной процедурой является замена смазочных материалов в
Качественная смазка: какое масло обеспечивает наименьший коэффициент трения при определенных условиях маслоЗамена расходных материалов – входит в эксплуатационные потребности любого автомобиля. От уровня организации этого процесса и правильности подхода к выбору компонентов зависит ресурс основных узлов автомобиля. Наряду со всякого рода фильтрами приходится выполнять и ответственную операцию по

Комментарии0

Комментариев к статье "Полусинтетическое масло: описание и состав" пока нет.

Добавить комментарий