Полусинтетическое масло: описание и состав
Полусинтетическое масло: описание и состав
В период наступления сроков очередного технического обслуживания многие автовладельцы встают перед выбором вида моторного масла. «Минералка» дешевая, но замерзает на морозе и быстро теряет эксплуатационные свойства. «Синтетика» ходит на порядок дольше, но стоит дорого. Есть золотая середина. Это «полусинтетика». Про нее пойдет речь в статье.
Что такое «полусинтетика»
Полусинтетическое моторное масло — это нефтепродукт, в котором доля минеральных компонентов составляет не менее 70 %. Порядка 25 % объема занимают синтетические составляющие, а 5 % приходится на присадки. Добавки нужны для улучшения моющих и смазывающих свойств, они обеспечивают устойчивость к воздействию высоких температур, защищают от коррозии.

«Полусинтетика» более дорогая, чем «минералка», однако ее применение более целесообразно. В отличие от минеральных аналогов, полусинтетические имеют улучшенную формулу, благодаря чему обладают большей текучестью. Поэтому они могут быть использованы при более низких температурах.
Продукт нефтепереработки, на 20-30 % состоящий из синтетических компонентов — вот что такое полусинтетическое масло. Порой доля минеральных составляющих доходит до 50 %.
Несмотря на общее наименование, качество «полусинтетики» сильно зависит от бренда. Производитель должен тщательно очистит базовое масло от примесей, правильно синтезировать «синтетику», подобрать идеальный баланс и процентное соотношение всех компонентов. Это получается не у всех.
Достоинства
Основной плюс — хорошая проникающая способность. Благодаря этому полусинтетические масла лучше и быстрее попадают в труднодоступные места двигателя, в том числе — в камеры сгорания. В результате со стенок цилиндра и головки блока смывается вся копоть. При разборке детали двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выглядят как новые.

Текучесть «полусинтетики» на морозе -25 °C
Еще одно достоинство «полусинтетики» — более низкая вязкость на морозе. Она не замерзает и обеспечивает нормальную работу двигателя при морозах до -30 °C, тогда как минеральные масла при температуре ниже -25 °C могут загустевать.
Синтетические составляющие — это полиальфаолефины, а также полиизобутилены, полигликоли и прочие. Именно они придают продукту такие свойства:
- высокая моющая способность;
- способность сохранять свойства в сложных условиях эксплуатации;
- стабильность при высоких температурах;
- предотвращение образования отложений на деталях мотора;
- средняя цена.
У полусинтетических масел более высокая, чем у минеральных, стойкость к окислению. Поэтому сроки замены куда дольше, чем у «минералки». Перед тем как принять окончательное решение, лучше заглянуть в техническую документацию автомобиля. Производители указывают, какой тип смазки стоит выбрать. Нет смысла в поисках экономии заливать в мотор «полусинтетику» вместо «синтетики». Это сильно сократит ресурс цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Апгрейд с «минералки» на «полусинтетику» выглядит более рациональным шагом.
Виды полусинтетических масел
Для стандартизации моторных масел в РФ и во всем мире до сих пор используют международную классификацию SAE J300. В соответствии с ней, полусинтетические масла бывают такими:
- Зимние. Маркировка выглядит как 0W. Буква W — Winter. Цифра означает диапазон рабочих температур.
- Летние. Примерное обозначение цифровое — 30 или 40. Это максимальная температура эксплуатации.
- Всесезонные. Маркировка сочетает в себе зимние и летние признаки. Пример: 0W-30, 5W-40.
Летние смазочные материалы пригодны разве что для использования в Африке, а зимние подойдут для Антарктиды. В России ярко выражена сезонность, а значит летом тепло, зимой холодно. Поэтому в РФ применяют всесезонные смазочные материалы.
Что нужно знать про вязкость
Вязкость масла — это характеристика, которая показывает, при каком температурном режиме оно будет оставаться на поверхности деталей и не стекать. Производители ориентируются на точный показатель — кинематическую вязкость. Но лучше пользоваться понятным температурным показателем динамической вязкости. Если взять стандартную маркировку по классификации SAE J300, то характеристики выглядят так:
Простой пример. Если водитель эксплуатирует автомобиль в регионе с диапазоном температур от -30 °C до +35 °C, то ему стоит выбрать всесезонную смазку 5W-30. На юге России, где столбик термометра не опускается ниже -15 °C, а летом не поднимается выше +40 °C, лучше заливать в мотор 20W-40.
Отличия от «минералки» и «синтетики»
«Синтетику» создают путем синтеза углеводородов. В их основе лежит полипропилен, полиэтилен или полиоксиметилен. Искусственные молекулы более адаптированы к сложным условиям эксплуатации, чем натуральные. Полусинтетические масла получают соединением синтетических и минеральных компонентов. В их состав добавляют присадки, повышающие качество и улучшающие эксплуатационные характеристики. Поэтому «полусинтетика» наследует от «синтетики» высокую стабильность.
Если говорить простыми словами, «синтетика» получает 5 баллов по пятибалльной шкале, «полусинтетика» 4, а «минералка» только 3.
Есть и другие отличия. Проще сравнивать искусственные и натуральные составы, потому что синтезированные компоненты определяют большинство свойств смазки. Сравнение:
Про температурные характеристики было сказано выше. На морозе полусинтетическое масло сохраняет стабильную текучесть. Смазка быстро проникает в труднодоступные места и начинает работать незамедлительно. Это снижает износ двигателя при холодном пуске. «Минералка» не может похвастаться подобными достижениями.
Можно ли смешивать с «минералкой» и «синтетикой»
Присадки могут быть как синтетическими, так и минеральными. Смешивать «минералку», «полусинтетику» и «синтетику» нельзя, потому что они несовместимы. При смешивании происходит химическая реакция, в результате которой образуется осадок. Он может забить масляный фильтр и препятствовать нормальной работе двигателя. В худшем случае — движок может просто не запуститься.
Последствия смешения будет сложно ликвидировать. Осадок забьет масляные каналы, что приведет к увеличению давления в системе, может выйти из строя масляный насос. Лучше менять смазку целиком, вместе с фильтром. Если водитель все-таки сделал «микс» в картере двигателя, нужно промыть систему. Использование промывочной жидкости сэкономит немало денег, потому что поможет избежать критических поломок в будущем.
Расшифровка маркировки
Порой полезно узнать, что означают символы, напечатанные на этикетке канистры. Про классификацию SAE J300 информация уже была. Пример: 10W-40.

Маркировка по SAE
Здесь две цифры, значит смазочный материал всесезонный. Первая часть 10W говорит о том, что можно эксплуатировать смазочные материалы при -25 °C, а +40 °C — максимальная температура.
Стандарт ACEA указывает на тип автомобиля, в который можно заливать масло:
- E: грузовой дизельный транспорт;
- C: автомобили с катализатором;
- A/B: легковые машины на газу, солярке или бензине.
После букв идут цифры. Они уточняют режим эксплуатации смазочных материалов.
Стандарт API разработан Американским институтом нефти. Он чем-то похож на классификацию ACEA, только обозначения разные. Буква S — бензиновые моторы, C — дизельные. Отдельный класс EC введен для экономичных масел с низким расходом.
Рейтинг полусинтетических масел
Топ составлен на основе отзывов с популярных автомобильных порталов. В список попали марки, которые представлены в российских «физических» и интернет-магазинах. В подборке для простоты размещены только масла 10W-40 по классификации SAE:
Место | Название | Коэффициент вязкости | Зольность, % |
10 | Kixx G SL | 150 | 1,12 |
9 | Роснефть Maximum | 145 | 0,8 |
8 | SINTEC Super | 153 | 1,14 |
7 | ROLF Energy | 158 | 1,31 |
6 | Газпромнефть Super | 148 | 0,9 |
5 | SHELL Motor Oil | 155 | 1,17 |
4 | ЛУКОЙЛ Люкс | 157 | 1,03 |
3 | MOBIL Ultra | 157 | 1,3 |
2 | Mannol Classic | 170 | 1,25 |
1 | SHELL Helix HX7 | 158 | 1,23 |
Чем выше коэффициент вязкости, тем лучше. Параметр показывает стабильность масляной пленки, которая образуется на поверхности деталей. Зольность — процент сажи, остающейся после сгорания.
«Полусинтетика» состоит из минеральных и синтетических компонентов. Соотношение составляет от 50/50 до 80/20. Качество смазки зависит от чистоты базового масла и присадок, входящих в состав. Полусинтетические масла нельзя смешивать с минеральными и синтетическими. Для выбора можно воспользоваться топом и температурными характеристиками.
Комментарии0