Как часто необходимо менять свечи зажигания
Бензиновому двигателю внутреннего сгорания нужна хорошая искра для воспламенения ТВС — топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Если разряд слишком слабый, начинаются проблемы. Мотор «троит», работает с перебоями или просто глохнет. В статье пойдет речь о том, как часто менять свечи зажигания.
Устройство
Стандартная свеча состоит из 5 основных элементов. Каждый выполняет важную функцию. Подробная схема детали на картинке:
В таблице указано, за что отвечают элементы:
Элемент |
Описание |
Центральный электрод |
Проводит плюсовое напряжение |
Боковой электрод |
Проводит минусовое напряжение |
Контактная головка |
Место подключения проводов от катушки |
Изолятор |
Остужает свечу |
Гофрированный цоколь |
Предотвращают пробой снаружи |
Принцип работы прост. По высоковольтному проводу на контактный вывод поступает плюсовой заряд. Металлический корпус постоянно замкнут на массу. Из-за разности потенциалов между центральным и боковым электродами проскакивает искра.
Сроки замены
Есть два способа выбрать периодичность. Первый из них универсальный, а второй работает на основе межсервисного интервала для автомобиля. Можно выбрать один из методов. Многоэлектродные свечи — особая тема. Про них будет специальный раздел. После перехода на газ меняются параметры топлива. Поэтому в некоторых случаях следует приобрести более «холодные» свечи.
Физические свойства
В механике есть понятие «усталость материала». На металл действует высокая температура и вибрации. Постепенно это приводит к появлению микротрещин, разрушению. Разберемся со сроками деградации.
Главные «узкие места» детали — центральный и боковой электроды. При каждом ударе искры из металла испаряется несколько атомов вещества. Так происходит из-за воздействия высокого напряжения. Оно составляет 25-25 кВ. Вот как это выглядит:
Сначала центральный электрод похож на прямой цилиндр, а зазор равен 0,8 мм. Через 30 000 км пробега электроды истончаются и зазор увеличивается до 1,7 мм. Искра становится слабее, растет нагрузка на систему зажигания. В тяжелых случаях может сгореть катушка, трамблер или ЭБУ — электронный блок управления.
Автомобилисты старой закалки берут плоскогубцы и ударяют по боковому электроду. Зазор уменьшается. Но такого ремонта хватает не надолго. Поэтому со временем свеча все равно приходит в негодность.
Основной фактор, влияющий на срок замены — физические свойства материала, из которого сделан центральный электрод. Чем выше его плотность, тем дольше металл сохранит свою изначальную форму. Вот таблица с зависимостями:
Материал |
Плотность, г/см³ |
Срок замены, км |
Никель |
8,9 |
40 000 |
Серебро |
10,5 |
50 000 |
Платина |
21,5 |
90 000 |
Иридий |
22,6 |
100 000 |
Это универсальный метод определения сроков. Его можно использовать для любых авто и конструкций мотора. Он основан на физических свойствах металла, а значит, работает всегда.
Сервисная книжка
При покупке машины автовладелец получает от производителя или дилера сервисную книжку. В ней указано, когда нужно проходить плановый технический осмотр и какие расходники менять. В качестве примера пусть будет Renault Duster.
В сервисной книжке указано следующее:
Расходник |
Срок замены, км |
Свечи зажигания |
30 000 |
Воздушные фильтры |
15 000 |
Топливные фильтры |
120 000 |
Периодичность не зависит от физических свойств. Производитель Renault рекомендует менять оригинальные детали каждые 30 000 км пробега.
Многоэлектродные
В классических свечах только один боковой электрод. Чтобы продлить срок службы детали, производители добавляют еще пару штук. Это никак не отражается на эффективности воспламенения топливной смеси. Искра выбирает путь наименьшего сопротивления и бьет туда, где мало нагара и прочих деформаций металла. Изображение детали выглядит так:
За счет увеличения количества электродов, время бесперебойной эксплуатации растет на 20-30 %. Таблица со средней прибавкой 25 % для свечей из разных материалов:
Металл |
Обозначение, латынь |
Как часто менять, км |
Никель |
Niccolum |
50 000 |
Серебро |
Argentum |
62 500 |
Платина |
Platinum |
112 500 |
Иридий |
Iridium |
125 000 |
Речь идет об определении сроков, основанных на физических свойствах. Если в сервисной книжке указано иное, лучше ориентироваться на рекомендации производителя.
Переход на газ
Газовое топливо сгорает дольше. Температура в цилиндрах увеличивается. Но есть и приятный момент. Образуется меньше нагара. Метан сильно сокращает ресурс классических свечей из никеля. Поэтому следует использовать на выбор серебряные, платиновые, иридиевые.
Есть важный параметр — калильное число. Если автомобилист до перехода на ГБО — газобаллонное оборудование, ездил с «горячими» свечами, то лучше перейти на «холодные» с калильным числом от 23 и выше.
Признаки неисправности
Не все зависит от пробега. Порой свечи зажигания выходят из строя задолго до сроков, указанных в таблицах. Детали работают в экстремальных условиях. На них действует вибрация, искра и большие температуры. Немудрено, что материал деградирует. Разрушаются электроды и даже изоляторы.
Признаки поломки таковы:
- Мотор троит. Один из цилиндров не работает. Можно определить на слух или приложить ладонь на расстоянии 10 см от выхлопной трубы. Перебои, хлопки будут легко заметны.
- Запах бензина из катализатора. Если нет искры, топливо не сгорает до конца. Поршень выбрасывает его в корпус катализатора. В результате забиваются соты картриджа.
- Увеличенный расход горючего. Пропуск зажигания приводит к тому, что бензин не воспламеняется. Топливо вылетает в трубу. Водитель тратит лишние деньги на заправку.
- Рост доли углекислого газа в выхлопе. На глаз неисправность определить не получится. Нужно загнать машину в сервисный центр. Механик проверит CO газоанализатором.
- Калильное зажигание. Центральный электрод плохой свечи нагревается до такой температуры, что бензин детонирует даже без искры. Мотор «молотит» при выключении зажигания.
Механические повреждения видны невооруженным глазом. Это трещины и сколы на изоляторе и электродах.
Риски для автомобиля
Нельзя пускать дело с неисправными свечами на самотек. Иначе пострадает мотор и другие важные системы. Список возможных проблем:
Поломка |
Причины |
Последствия |
Детонация в камере сгорания |
Искра зажигает смесь не вовремя, поэтому горючее воспламеняется с огромной интенсивностью |
Образуется настоящая взрывная волна. Она разрушает кривошипно-шатунный механизм и прокладку ГБЦ — головки блоков цилиндров |
Распад свечи |
Экстремальный нагрев и механическое воздействие постепенно «ломают» материалы |
Осколки керамики изолятора или металла электрода попадают в цилиндр. На поршне и стенках гильзы образуются вмятины |
Повышение сопротивления |
Большой зазор между электродами приводит к росту сопротивления |
Система зажигания не справляется с нагрузками. Сгорают катушки, высоковольтные провода и электронный блок управления, трамблер |
Ремонт влетит в копеечку. Поэтому проще и дешевле выбросить свечи, чем искать автосервис и оставаться без машины на неопределенный срок.
Влияние условий эксплуатации на интервал замены
Сроки, указанные производителем на коробке с новыми свечами, рассчитаны для идеальных условий. Западные и азиатские инженеры не хотят корректировать характеристики под отечественные реалии.
Виной тому следующие факторы:
- Редкая замена масла и воздушного фильтра.
- Вождение на предельных скоростях.
- Запуск двигателя на холодную.
- Движение на низких оборотах.
Если вдавить педаль газа в пол, камера сгорания раскалится до максимума. Высокая температура приведет к перегреву свечей зажигания. При коротких поездках на низких оборотах свеча не нагреется должным образом. Процесс самоочистки затормозится. Появится нагар. Вырастет плотность.
Поиск неисправной свечи
Иногда признаки поломки видны во всей красе, но заменить всё разом нет возможности. Тогда нужно найти проблемную деталь. Можно пойти по относительно сложному пути: выкручивать по одной свече и смотреть на внутреннюю часть изолятора. В неработающем цилиндре она будет залитой.
Есть более простой вариант:
- Завести двигатель и слегка прогреть его.
- Поочередно снять высоковольтные провода.
При обесточивании рабочей свечи мотор начнет «захлебываться» и глохнуть. На неисправную деталь реакции не будет.
Свечи следует менять в соответствии с рекомендациями по прохождению технического осмотра. Они указаны в сервисной книжке автомобиля. Лучше делать это перед наступлением зимы. Если не получается, нужно ориентироваться на физические свойства металлов, приведенные в таблицах.
Комментарии0