Как подобрать свечи зажигания по марке автомобиля
Практически во всех типах двигателей свечи зажигания воспламеняют топливовоздушную смесь. Есть несколько видов воспламенителей – дуговые, каталические и т. д. В бензиновых ДВС применяется искровой вариант. Между электродами свечи возникает высоковольтный разряд, в результате чего и происходит воспламенение горючего. Самая первая свеча зажигания появилась в Германии в начале 20 века. Ее разработали специалисты компании, а до этого в моторах применялись трубки накаливания с открытым пламенем. Сейчас принцип работы воспламенителей остался прежним, а модернизация коснулась только используемых в устройстве материалов.
Устройство свечи
Изолятор и вывод заключен в выполненный из металла корпус. В некоторых современных воспламенителях между электродом и контактным выводом размещен резистор. Свечи зажигания состоят из следующих деталей:
Контактный вывод
Размещен в самом верху устройства и служит для подключения элемента к катушке зажигания. Существует несколько разновидностей конструкций. Обычно провод надевается на вывод при помощи защелкивающегося контакта. Иногда провод крепится гайкой. Встречаются экземпляры и с гибридными выводами, где защелкивающийся контакт совмещен с резьбовой осью.
Изолятор
Выполнен из керамики, защищен ребрами, затрудняющими пробой тока. Его конструкция способна держать температуру до 1000 градусов и напряжение – до 60 000 вольт. Именно размерами и составом изолятора определяется тепловая маркировка устройства.
Уплотнители
Необходимы для предотвращения выхода газов из камеры сгорания.
Корпус
Предназначен для вворачивания элемента в резьбу ГБЦ. Кроме того, он выполняет роль проводника электрического тока от массы машины до электрода.
Боковой электрод
Боковые электроды свечей часто делают из легированной стали с примесью никеля и марганца. Они крепятся к корпусу сваркой. В некоторых конструкциях используется сразу несколько электродов. Для продления срока службы их напыляют платиной и прочими элитными материалами. Заявленный ресурс использования электродов – 100 000 км. В конце 20 века стали производить форкамерные свечи, роль электрода в которых выполняет сам корпус.
Центральный нагревательный элемент
С центральным выводом этот элемент соединяется стеклогерметиком, что дает возможность свести к минимуму помехи, создаваемые системой зажигания. Наконечник элемента выполнен из сплава железа, никеля, хрома и меди. В некоторых случаях на поверхность электродов напыляется иттрий. Эта составляющая подвергается наиболее сильному нагреванию из всех деталей свечи, что со временем приводит к электрической эрозии.
Раньше автолюбителям из-за этого постоянно приходилось вынимать свечи для зачистки. Это было особенно актуально, если на авто был установлен калильный ДВС. Теперь в этом нет необходимости, так как при производстве нагревательных элементов используются редкоземельные сплавы.
Зазор
Это оптимальный промежуток между электродами. От величины зазора напрямую зависит размер искры – чем больше искра, тем обширнее зона воспламенения. Однако слишком большое расстояние между нагревательными элементами может привести к чрезмерному повышению напряжения и, как следствие, к пробою проводки. Поэтому зазор нельзя назвать заданной константой – его необходимо подбирать в зависимости от того, какой двигатель внутреннего сгорания используется в автомобиле.
При переходе с бензина на альтернативное топливо зазор уменьшают, так как газ имеет более высокое пробивное напряжение, чем бензин.
Режимы функционирования
Режимы функционирования нагревательных элементов имеют следующее условное разделение:
- горячие;
- холодные;
- средние.
Горячими свечами принято называть конструкцию,
предназначенную для снижения теплоотдачи. Такие воспламенители используются в
ДВС с невысокой степенью сжатия.
Холодные свечи разработаны для повышения теплоотдачи от изолятора и электрода.
Используются в ДВС с повышенной степенью сжатия и при применении
высокооктанового горючего. Также такие воспламенители применяются в двигателях
с воздушным охлаждением.
Наибольшее распространение получил средний тип свечей. Это своеобразный компромисс
между горячими и холодными воспламенителями.
Калильное число – условный параметр, показывающий, при каком давлении возникает
калильное зажигание – возгорание топлива от соприкосновения с нагретыми
участками, а не от искрообразования. Калильное число используемых
воспламенителей должно отвечать рекомендованным для автомобиля параметрам.
Значение может быть несколько выше рекомендованного, но его занижение
недопустимо. Нарушение этого правила может привести к прогоранию поршней или
пробою прокладки ГБЦ.
Для предотвращения калильного зажигания и устанавливаются холодные свечи. Такие элементы имеют укороченный конус, а их изолятор тесно контактирует с металлическим корпусом. Поэтому они не перегреваются даже в моторах с повышенным тепловым режимом. Однако чрезмерное снижение температуры теплового конуса также недопустимо, так как это приводит к накоплению нежелательных отложений. Через нагар утекает электроэнергия, что приводит к уменьшению силы искрового пробоя. В запущенных случаях искровой пробой вообще исчезает.
Нормально работающие изоляторы имеют вид «кофе с молоком». Это говорит о том, что в работе силового агрегата нарушений нет. Самоочищаются свечи не сразу, а только после 10-15 км пробега, особенно на большой скорости, когда теплоотделение значительно увеличивается. На небольших оборотах очищения воспламенителей не будет, в результате чего их покроет нагар, и придется их чистить механическим способом.
А вот от каких факторов зависит уровень нагрева искрообразователей:
- устройство изолятора;
- толщина изолятора;
- материал, из которого изготовлен изолятор;
- уровень контакта составляющих искрообразователя с его корпусом;
- присутствие сердечника из меди;
- уровень компрессии;
- тип и состав горючего.
Свечи зажигания – подбор по автомобилю
Некоторые функциональные узлы авто подбираются индивидуально. К ним относятся и свечи зажигания. Поэтому их надо выбирать, учитывая технические параметры ТС – год его выпуска и объем мотора.
Автопроизводители не практикуют единую систему маркировки. Однако главные характеристики указываются всеми фирмами. Для подбора свечей используют каталог производителя или источники в интернете.
Лучше купить дорогой элемент – излишняя экономия сослужит плохую службу. Однако если у вас бюджетный автомобиль, на котором установлен порядок замены через 30 000 км, то и слишком дорогие свечи, рассчитанные на многие сотни тысяч км, покупать не стоит. Чтобы не нарваться на подделку, нужно обращать внимание на маркировку детали и качество ее выполнения.
Как проверить работоспособность элемента
Если мотор перестал нормально заводиться, прежде всего, необходимо проверить состояние свечей зажигания. Сделать это можно, проведя внешний осмотр, проверив электрическую цепь, и самый распространенный способ, применяемый в полевых условиях – на искру. Но проверять электроцепь лучше на СТО.
При внешней проверке следует учитывать состояние электродов – если они
изношены, то свечку точно пора менять. Корпус должен быть герметичным – на
изоляторе не допускается наличие повреждений.
Проверку «на искру» проводим следующим образом:
- Выкручиваем элемент, надеваем на него высоковольтный провод.
- Приставляем фитиль к любой металлической части мотора на расстояние 5 мм.
- В это время помощник запускает двигатель. Если искра есть, со свечой все в порядке.
Заключение
Автомобильные искрообразующие элементы – это всегда очень важно. Чтобы не было проблем с эксплуатацией автомобиля, их нужно вовремя менять и при необходимости чистить.
Комментарии0