Свечи зажигания. Как выбрать и проверить?
Назначение
Назначение автомобильных свечей зажигания – своевременное воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя. В бензиновых моторах искровые устройства зажигают горючее в определенный, точно рассчитанный момент такта сжатия. Напряжение электрического разряда при этом достигает десятков тысяч вольт. Искрообразование происходит при каждом цикле.
Устройство
Рабочими органами свечей зажигания являются электроды, между которыми возникает электрический разряд. Первый электродом служит центральный стержень, напряжение к которому подается от системы зажигания через контактный вывод. Второй – это электрод, расположенный сбоку и приваренный контактной сваркой к цоколю (корпусу) свечи. Электричество к нему поступает от «массы» автомобиля, а металлический корпус служит проводником.
Контактный стержень и центральный электрод закрепляются внутри изолятора. Пространство между ними заполняет резистор (стекломасса), который снижает радиопомехи, идущие от системы зажигания. Сам изолятор изготавливается из высокопрочной керамики. Его поверхность снабжена ребрами (канавками), служащими дополнительной защитой от пробоев и утечек электричества.
Изолятор устанавливается в цоколь, являющийся установочным элементом. Свеча ввинчивается в головку блока цилиндров резьбовым концом посредством шестигранника, а для герметизации и защиты от проникновения горячих газов из полости сгорания стык уплотняется кольцом.
Условия работы
Свою основную задачу – давать искру и воспламенять топливно-воздушную смесь в полости сгорания - свечи зажигания выполняют в жестких условиях. Они выдерживают, не теряя работоспособности, следующие виды воздействия:
- Термическое. Температурный режим в камере сгорания колеблется от 70 до 2500 градусов Цельсия.
- Механическое. Значения давления газов достигают 60-100 бар.
- Электрическое. Напряжение доходит до 20 тысяч вольт.
- Химическое, которое оказывают продукты неполного сгорания топлива.
Вследствие этого стандартные свечи имеют небольшой срок эксплуатации – 15-30 тысяч км пробега (в зависимости от условий эксплуатации). Электроды постепенно выгорают, зазор между ними увеличивается, и мощность разряда снижается. Разработчики постоянно борются с этим недостатком. С помощью усовершенствований конструкции и применения тугоплавких материалов для электродов удалось добиться ресурса до 100 тысяч км, однако и стоимость таких устройств значительно дороже.
Как выбрать, и какие лучше?
Оптимальными свечами для двигателя станут те, которые отвечают условиям его эксплуатации. Они должны обеспечивать:
- быстрый запуск движка;
- самоочищение от окалины и нагара;
- стабильную работу двигателя;
- качественное сгорание топлива;
- снижение вредных выбросов.
Чтобы определится с тем, какие свечи зажигания лучше для конкретного двигателя, изучаем инструкцию (руководство) к автомобилю. Там указываются необходимые параметры. Обращаем внимание на требуемые присоединительные размеры, калильное число и учитываем условия эксплуатации.
Посадочное место
С размерами посадочного места все ясно. Если длины резьбы не хватит – то расстояние от электродов до камеры сгорания окажется недопустимо большим. И наоборот, слишком длинный резьбовой конец будет торчать из гнезда. Это приведет к ударению о него и разрушению поршня.
Калильное число
Российские производители предлагают свечи с калильными числами от 8 и до 26 (показывает время нагрева элемента до состояния калильного зажигания). Устройства с низким показателем называют «горячими», с высоким – «холодными». Важно покупать свечи с оптимальным калильным числом. Не стоит брать «холодные» для семейного авто. А вот для любителей агрессивной езды или при больших нагрузках на движок (транспорт, такси, перевозки, дальние поездки и т.д.) они будут в самый раз, в то время как «горячие» быстро перегреются.
Условия окружающей среды
Погодные условия учитываются обязательно. К примеру, в морозное зимнее время автомобиль используется, в основном, для непродолжительных и коротких поездок. Поэтому целесообразнее использовать более горячие свечи. Они быстрее приближаются к режиму самоочищения. В жарких южных регионах подойдет использование более «холодных» приборов.
В мороз могут возникнуть проблемы с искрообразованием в автомобилях с никелевыми центральными электродами. Диаметр 2,5 мм достаточен для того, чтобы на нем спокойно подвешивалась капелька топлива. Это препятствует образованию разряда, а значит и запуску двигателя. Иридиевые и платиновые наконечники имеют небольшой диаметр, и капельке не за что зацепиться.
Как выбрать свечи зажигания? Правильным будет выбор устройств, соответствующих параметрам двигателя, условиям эксплуатации, а также финансовым возможностям владельца авто.
Как проверить?
Огромный выбор на рынке свечей зажигания таит в себе и некоторую опасность. При их покупке можно с легкостью нарваться на поддельную продукцию. Как отличить некачественный товар?
- Начинаем осмотр с упаковки. Она должна быть плотной, иметь четкие надписи. Кривые и мутные буквы и цифры, нанесенные на изолятор или корпус, также свидетельствуют о подделке.
- Оцениваем геометрию электродов. Длина бокового электрода должна быть достаточной, чтобы полностью перекрыть центральный, при этом один должен находиться точно над другим (соблюдение соосности и симметрии). Припайка должна быть выполнена качественно и одинаково для всех свечей комплекта.
- О подделке говорит склеивание изолятора из двух половинок и матовые пятна на специальной глазури, покрывающей его.
- Корпус качественной свечи покрывают никелем для антикоррозионной защиты. Такое покрытие блестит. Если же оно матовое – значит, нанесен слой цинка, который используется при производстве фальсификата. Резьба на корпусе должна быть ровной и четкой.
- Уплотнительные шайбы должны сидеть плотно и не падать при встряхивании.
- Проверяем устройство на автомобиле.
Оценить исправность элементов зажигания необходимо при малейших трудностях с запуском автомобиля, нестабильной работе двигателя («троит» даже на холостом ходу), увеличении расхода горючего, постоянном запахе бензина. Рассмотрим несколько простых способов, как проверить свечи зажигания своими руками.
- Прослушивание двигателя. Отсоединяем провода свечи от распределителя. Внимательно слушаем работу двигателя. Звук стабильный и ровный (такой же, как и до поломки) – значит, проблемным было именно это устройство.
- Проверка наличия искры. Очищаем прибор от нагара и регулируем зазор между электродами с помощью специального прибора – щупа. Не вворачивая корпус в посадочное место, надеваем на контактный стержень провод от системы зажигания. Для появления электрического контакта прислоняем свечу к металлической части движка. Прокручиваем двигатель, включив стартер на несколько секунд, и смотрим на разряд. Голубая или белая искра свидетельствует об исправности элемента, красноватые разряды с заметными пропусками искрообразования – о необходимости замены.
- Проверка зажигалкой на пьезоэлектрической основе. Монтируем из такой зажигалки простейший пробник. Разбираем ее и достаем пьезоэлектрический блок, удлиняем идущий от него провод до длины 10-15 см. Подсоединяем провод к контактному выводу, а сам блок приставляем к цоколю. Разумеется, перед проверкой чистим прибор. Исправная свеча должна выдавать четкую искру при нажатии кнопки на блоке.
Таким образом можно проверить работоспособность всех свечей, не прибегая к помощи мастеров автосервиса и специальных приборов. Порой неисправными оказываются и два, и три устройства. Заменяем на новые. Однако лучшим вариантом является одновременная замена всего комплекта.
Периодическую диагностику свечей зажигания и осмотр их внешнего вида требуется проводить два раза в год (либо при возникновении проблем), производить своевременную замену выработавших свой ресурс и неисправных устройств. Это обеспечит долговременную работу двигателя и позволит избежать дорогостоящего ремонта.
Комментарии0