Как правильно выставить зазор на свечах зажигания
Работа автомобильного двигателя во многом определяется исправностью электрики. Если зазор на свечах зажигания будет неправильным, мотор станет дергаться и трудно заводиться, повысится расход горючего, упадет тяга. Поэтому надо знать точный (паспортный) размер между верхним и нижним контактами, а при надобности — уметь его выставлять.
Допустимые нормы
Будет правильно сразу при покупке измерить зазор на элементах. Показатель конкретно зависит от модели автомобиля. Например, для современных впрысковых движков нормальным считается просвет в 1-1,3 мм. А вот для карбюраторных моторов, где задействован прерыватель, заметно ниже — 0,5-0,6 мм или 0,7-0,8 мм (CDI).
А вообще, как ни странно, единого правила по этому поводу нет. Узнать, как поведут себя свечи на разных движках и требуют ли разного зазора можно только, анализируя работу элементов на практике. «За рулем» даже провел эксперимент в связи с этим.
Неправильный зазор приводит к различным проблемам в работе ДВС:
- троению;
- детонации;
- увеличению расхода горючего;
- падению мощности;
- сложностям с запуском, особенно в зимнее время;
- медленному набору скорости;
- дерганию и рывкам.
Также это сказывается на состоянии свечей, которые быстро обрастают нагаром. Зажигание сквозь черный плотный налет проходит трудно. Приходится снимать детали и очищать их каждые 15 тыс. км.
Увеличенный зазор
Сегодня многие фирмы-производители выпускают элементы с зазором 0,4-1,3 мм. Однако по мере износа (примерно через 50-60 тыс. км) промежуток может расшириться, ведь контакты подвергаются не слабым нагрузкам.
Элементы просто выгорают — верхний электрод становится более тонким и закругляется, а нижний смещается. Такая ситуация ни к чему хорошему не приводит. Мощность искры падает, топливная смесь нормально не поджигается, пробивается изолятор и катушка. Большой зазор легко определить по искре. Она становится нестабильной, мигает и выдает разноцветные оттенки.
Таким образом, увеличенным зазором считается расстояние между контактами более 0,4-1,3 мм. Искра в этом случае будет мощнее, что грозит пробоями изолятора и элементов системы зажигания — катушки, трамблера и т. д.
Уменьшенный зазор
Проблемным является и просвет между электродами меньше 0,4 мм. Из-за этого разряд получается слабым, и не может воспламенить горючую смесь. В лучшем случае топливо сгорит, но не полностью.
Последствия:
- заливание свечей остатками бензина;
- полное исчезание искры;
- троение силового агрегата;
- запуск мотора через раз.
Естественно, что в таком режиме двигатель автомобиля начнет испытывать перегрузки, а в выхлопе увеличится количество вредных веществ.
Как измерить зазор между электродами
Самый правильный способ — использование специальных мерок. Свечу надо держать центральным электродом вверх, мерки вставлять между ним и каждым из боковых электродов (бывают детали с несколькими электродами). Прилагать больших усилий не стоит — мерка должна входить вплотную с небольшим нажимом, что укажет величину промежутка.
Если специальных мерок нет, то можно использовать другие инструменты.
- Монета. По его краю идет ободок, выполняющий функцию измерителя. Он вставляется между электродами и поворачивается так, чтобы встал впритык. Затем проверяется величина, нанесенная на шкале. Недостаток монеты — она стачивается, и промежуток между контактами часто показывается больше, чем есть на самом деле.
- Проволока. Вместо диска в зазор вставляется круглая проволока с фиксированной толщиной. Измерить точное расстояние этим приспособлением тоже сложно.
- Плоский щуп. Обычно идет в наборе. По виду напоминает швейцарский нож. Достаточно подобрать вариант нужного размера.
В крайнем случае, можно узнать, каким должен быть нормальный зазор на свечах зажигания и найти подходящий по размеру инструмент — например, металлическую линейку. Войдет она ребром с натягом, значит, все нормально, а если свободно — расстояние большое.
Интересно. В эпоху СССР использовали обычный свечной ключ. С его помощью выставляли зазор на мопедах, мотоциклах, автомобилях.
Регулировка
Настройка нужна, когда просвет между контактами отличается от заводских параметров. Например, когда он должен быть 1,1 мм, то разнобой даже в 0,1 мм не допускается.
Корректировка проводится методом воздействия на нижний электрод. При этом отогнуть его легче, чем подогнуть. Работа должна проводиться аккуратно, без спешки. За один раз нельзя изменять зазор больше чем на 0,5 мм. Если требуется, процедуру делают повторно через несколько секунд — чтобы тонкий металл не сломался.
Подробнее это выглядит так:
- если требуется уменьшить промежуток, то боковой контакт немного подгибается в сторону центрального электрода — лучше прижать его к какой-нибудь плоской и прочной поверхности (стол) и надавить;
- если нужно увеличить, то боковой электрод надо отогнуть.
Промежуток надо выставлять и для новых свечей зажигания — хотя крупные производители (Бош, Денсо) ничего не пишут по этому поводу, данную процедуру они советуют проводить с помощью опытных работников СТО. Да и бренды не такие знаменитые часто пишут на упаковке — мол, сначала бери щуп, а потом устанавливай.
Помните, что умение грамотно ставить зазор на свечах зажигания сэкономит вам топливо до 5-7% и обеспечит беспроблемное функционирование ДВС. Кроме того, сами свечи прослужат дольше, так как вероятность пробоя изолятора в этом случае сводится практически к нулю.
Комментарии0