Ремонт и обслуживание

Как правильно выставить зазор на свечах зажигания

Сергей Василенков от 16-09-2021, 08:00 Просмотров: 4042 3

Работа автомобильного двигателя во многом определяется исправностью электрики. Если зазор на свечах зажигания будет неправильным, мотор станет дергаться и трудно заводиться, повысится расход горючего, упадет тяга. Поэтому надо знать точный (паспортный) размер между верхним и нижним контактами, а при надобности — уметь его выставлять.

Допустимые нормы

Будет правильно сразу при покупке измерить зазор на элементах. Показатель конкретно зависит от модели автомобиля. Например, для современных впрысковых движков нормальным считается просвет в 1-1,3 мм. А вот для карбюраторных моторов, где задействован прерыватель, заметно ниже — 0,5-0,6 мм или 0,7-0,8 мм (CDI).

Регулировка зазора свечиРегулировка зазора свечи
Регулировка зазора свечи зажигания

А вообще, как ни странно, единого правила по этому поводу нет. Узнать, как поведут себя свечи на разных движках и требуют ли разного зазора можно только, анализируя работу элементов на практике. «За рулем» даже провел эксперимент в связи с этим.

«Мы включили в эксперимент дорогие иридиевые Denso. На них центральный контакт значительно тоньше, чем бывает обычно (0,4-0,6 мм) — поэтому свеча дает красивый стабильный конус разряда. Также испытали вместе с ними платиновые элементы известных производителей, с более толстым нижним электродом (диаметр 0,8 мм) и обычные одноэлектродные Champion RN9YC с диаметром 2,5 мм. Исследование провели на разных моторах. Итоги: в бюджетных Champion искровой заряд заметно ухудшился и при уменьшении и при увеличении промежутка относительно паспортного значения, а вот более дорогие платиновые и иридиевые детали отреагировали гораздо спокойнее — искра осталась стабильной. Однако совершенно другую картину выдали моторы — 3-5% падения мощности, что не мало, особенно на практике».

Неправильный зазор приводит к различным проблемам в работе ДВС:

  • троению;
  • детонации;
  • увеличению расхода горючего;
  • падению мощности;
  • сложностям с запуском, особенно в зимнее время;
  • медленному набору скорости;
  • дерганию и рывкам.

Также это сказывается на состоянии свечей, которые быстро обрастают нагаром. Зажигание сквозь черный плотный налет проходит трудно. Приходится снимать детали и очищать их каждые 15 тыс. км.

«Двигатель начал работать с перебоями, увеличился расход бензина, пропала мощность. Чего только я ни делал — снял и проверил бронепровода, катушки. Свечи тоже снял в первую очередь, но не сумел определить неисправность. Показал машину специалисту. Оказалось, что зазор между контактами искрообразователей уменьшенный — причину этого не понял. Регулировать его не стал, просто купил новый комплект и пользуюсь. Все проблемы как рукой сняло». Николай Бровин, Воронеж, водитель

Увеличенный зазор

Сегодня многие фирмы-производители выпускают элементы с зазором 0,4-1,3 мм. Однако по мере износа (примерно через 50-60 тыс. км) промежуток может расшириться, ведь контакты подвергаются не слабым нагрузкам.

Элементы просто выгорают — верхний электрод становится более тонким и закругляется, а нижний смещается. Такая ситуация ни к чему хорошему не приводит. Мощность искры падает, топливная смесь нормально не поджигается, пробивается изолятор и катушка. Большой зазор легко определить по искре. Она становится нестабильной, мигает и выдает разноцветные оттенки.

Таким образом, увеличенным зазором считается расстояние между контактами более 0,4-1,3 мм. Искра в этом случае будет мощнее, что грозит пробоями изолятора и элементов системы зажигания — катушки, трамблера и т. д.

Увеличенный зазор свечиУвеличенный зазор свечи
Увеличенный зазор свечи зажигания после 40000 км пробега

Уменьшенный зазор

Проблемным является и просвет между электродами меньше 0,4 мм. Из-за этого разряд получается слабым, и не может воспламенить горючую смесь. В лучшем случае топливо сгорит, но не полностью.

Последствия:

  • заливание свечей остатками бензина;
  • полное исчезание искры;
  • троение силового агрегата;
  • запуск мотора через раз.

Естественно, что в таком режиме двигатель автомобиля начнет испытывать перегрузки, а в выхлопе увеличится количество вредных веществ.

«Я менял на Saturn Sky свечи — по состоянию и цвету были нормальные, но нижний контакт выгорел. Как оказалось, зазор был больше положенного. После замены автомобиль полетел по-настоящему и гораздо веселее. Так что все в машине должно быть так, как задумали инженеры». Филл, автомеханик

Как измерить зазор между электродами

Самый правильный способ — использование специальных мерок. Свечу надо держать центральным электродом вверх, мерки вставлять между ним и каждым из боковых электродов (бывают детали с несколькими электродами). Прилагать больших усилий не стоит — мерка должна входить вплотную с небольшим нажимом, что укажет величину промежутка.

Если специальных мерок нет, то можно использовать другие инструменты.

  1. Монета. По его краю идет ободок, выполняющий функцию измерителя. Он вставляется между электродами и поворачивается так, чтобы встал впритык. Затем проверяется величина, нанесенная на шкале. Недостаток монеты — она стачивается, и промежуток между контактами часто показывается больше, чем есть на самом деле.
Дисковый измеритель зазора свечиДисковый измеритель зазора свечи
Круглый измеритель зазора свечи зажигания
  1. Проволока. Вместо диска в зазор вставляется круглая проволока с фиксированной толщиной. Измерить точное расстояние этим приспособлением тоже сложно.
Проволочный измеритель зазора свечиПроволочный измеритель зазора свечи
Проволочный измеритель зазора свечи зажигания
  1. Плоский щуп. Обычно идет в наборе. По виду напоминает швейцарский нож. Достаточно подобрать вариант нужного размера.

В крайнем случае, можно узнать, каким должен быть нормальный зазор на свечах зажигания и найти подходящий по размеру инструмент — например, металлическую линейку. Войдет она ребром с натягом, значит, все нормально, а если свободно — расстояние большое.

Интересно. В эпоху СССР использовали обычный свечной ключ. С его помощью выставляли зазор на мопедах, мотоциклах, автомобилях.

«В мой движок идет оригинальная свеча с зазором 0,8 мм — иридиевая NGK. Стоит дорого — 650 рэ. Решил заменить на Бош, который дешевле в 3 раза, что особенно существенно при покупке комплекта. Только вот пришлось отрегулировать промежуток — подогнул верхний контакт, так как на Bosch было 1,1 мм. Работа мотора не изменилась, полет нормальный».Сергей Никаноров, автовладелец

Регулировка

Настройка нужна, когда просвет между контактами отличается от заводских параметров. Например, когда он должен быть 1,1 мм, то разнобой даже в 0,1 мм не допускается.

Корректировка проводится методом воздействия на нижний электрод. При этом отогнуть его легче, чем подогнуть. Работа должна проводиться аккуратно, без спешки. За один раз нельзя изменять зазор больше чем на 0,5 мм. Если требуется, процедуру делают повторно через несколько секунд — чтобы тонкий металл не сломался.

Отгибание электрода свечиОтгибание электрода свечи
В некоторых измерителях есть специальный ключ для отгибания электрода свечи

Подробнее это выглядит так:

  • если требуется уменьшить промежуток, то боковой контакт немного подгибается в сторону центрального электрода — лучше прижать его к какой-нибудь плоской и прочной поверхности (стол) и надавить;
  • если нужно увеличить, то боковой электрод надо отогнуть.

Промежуток надо выставлять и для новых свечей зажигания — хотя крупные производители (Бош, Денсо) ничего не пишут по этому поводу, данную процедуру они советуют проводить с помощью опытных работников СТО. Да и бренды не такие знаменитые часто пишут на упаковке — мол, сначала бери щуп, а потом устанавливай.

«Когда покупаете новые свечи, особенно китай, то рекомендую проверять зазор. Хотя он бывает нормированный, проверка на всякий случай не помешает. В автомагазинах продается щуп-веером, стоит всего 60 р. Также в качестве инструмента можно использовать обычную канцелярскую скрепку из омедненной проволоки (размером она 0,8 мм). Либо покупайте дорогие БРИСК и не мучайтесь». Саша Грибов, работник СТО

Помните, что умение грамотно ставить зазор на свечах зажигания сэкономит вам топливо до 5-7% и обеспечит беспроблемное функционирование ДВС. Кроме того, сами свечи прослужат дольше, так как вероятность пробоя изолятора в этом случае сводится практически к нулю.

Похожие публикации


Как подобрать свечи зажигания по марке автомобиля Подбор свечей зажигания для автомобилей на дизельном и бензиновом топливе. Разбираем режим и устройство свечи зажигания. Особенности и параметры при подборе свечей зажигания
Иридиевые свечи зажигания Основное отличие иридиевых свечей зажигания от обычных или платиновых – это материал электродов, который обеспечивает более сильное искрообразование, что улучшает работу двигателя и позволяет экономить топливо.

Комментарии0

Комментариев к статье "Как правильно выставить зазор на свечах зажигания" пока нет.

Добавить комментарий