Что такое атмосферный двигатель и чем отличается от турбированного
Про турбированный мотор слышали многие. Особенно владельцы дизельных авто. Атмосферник не слишком кардинально отличается, но есть конструктивные особенности. В статье речь пойдет о том, что такое атмосферный двигатель, какие у него плюсы и минусы, чем отличается от турбомотора. Будет приведена сравнительная таблица, обозначены критерии выбора.
Что это такое
Атмосферный мотор — это двигатель, который всасывает воздух в камеру сгорания за счет движения поршня, без воздействия дополнительных устройств для нагнетания. В конструкции нет компрессоров и турбин. Исторически первый тип силового агрегата. В работе использует чистую физику. Во время такта впуска внутри цилиндра образуется вакуум, воздух «автоматически» заполняет пространство, проходя через фильтр, впускной коллектор.
Устройство атмосферного мотора
Для работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) нужны топливо, кислород, искра. В дизеле вместо искры используется принцип самовоспламенения от высокого давления на такте сжатия. Атмосферный двигатель называется так потому, что берет воздух напрямую из окружающей атмосферы.
Если говорить простыми словами, силовой агрегат, в котором нет системы принудительного нагнетания воздуха — вот что такое атмосферный двигатель. Без разницы, какая установлена система впрыска: инжекторная или карбюраторная. Это может быть мотор, работающий на бензине, дизтопливе и газе.
Принцип действия
Если залить в цилиндр бензин или солярку, а потом попробовать поджечь, ничего не выйдет. Еще из школьного курса физики известно, что кислород поддерживает горение. Поэтому для работы атмосферного двигателя нужна топливовоздушная смесь (ТВС). Идеальное соотношение бензина к воздуху составляет 1:14. Аналогичный показатель для дизеля — от 1:17 и выше. Оба «ингредиента» смешиваются уже в камере сгорания. Но пути доставки разные. Горючее из бензобака по топливопроводу поступает в карбюратор или инжектор, оттуда всасывается или впрыскивается в цилиндр.
Принцип работы атмосферника
В атмосферном моторе воздух засасывает сам цилиндр. Это похоже на работу медицинского шприца. Если оттягивать поршень, то жидкость набирается в колбу. Воздух сначала очищается от пыли и других загрязнений, проходя через фильтр, а потом устремляется в камеру сгорания, смешиваясь с топливом. Поршень начинает двигаться вверх от нижней мертвой точки (НМТ), сжимает смесь. Искра воспламеняет содержимое камеры. На дизеле детонация происходит сама по себе. Поршень совершает рабочий ход, выталкивает наружу выхлопные газы. Потом цикл повторяется.
Плюсы и минусы атмосферников
До сих пор большинство машин собирают с атмосферными моторами на борту. Причина тому — надежность конструкции. За подачу воздуха отвечает сам поршень. Нет турбрнагнетателей, а также других узлов, которые нужно обслуживать и ремонтировать. Атмосферники способны работать на плохом топливе. Они в состоянии переработать даже этилированный бензин, а его по-прежнему можно найти на заправках в глубинке. Есть другие преимущества:
- Высокая ремонтопригодность. Не всегда можно найти автосервис поблизости. Приходится делать ремонт своими руками. Для этого не нужны профессиональные инструменты, приборы, дорогостоящие запчасти.
- Низкая цена владения. Большинство узлов работает по механическому принципу. Электроника и автоматика не занимают 80 % подкапотного пространства. Техобслуживание реже, запасные части дешевле.
- Большой запас прочности. Атмосферники способны пройти по 500 тыс. км без капитального ремонта. Двигатели BMW вовсе продолжают работать спустя 1 млн км. После замены поршневой моторы проедут еще миллион км.
Техника с каждым годом становится все сложнее. Прогрессивные устремления автомобильных инженеров сводят на нет многие плюсы атмосферных двигателей. Взять хоть катализатор. Если его соты прогорят и рассыпятся, завести силовой агрегат вряд ли получится. Придется ставить обманку или прошивать электронный блок управления (ЭБУ). Но это не вина движка. У него есть «природные» недостатки, на которые не влияет работа электроники. Вот их список:
- Большая масса и габариты. Чтобы всасывать воздух из атмосферы, нужны объемные цилиндры. Из-за больших диаметров блок цилиндров становится громоздким, занимает много места, утяжеляет автомобиль.
- Плохая динамика. На низких оборотах атмосферник не успевает получить достаточно кислорода, поэтому мощность остается слабой. Наблюдаются провалы в динамике, сложно разогнаться.
- Высокий расход топлива. Из-за объемных цилиндров в камеру сгорания попадает много горючего, часть которого просто вылетает в трубу. Отсюда сильный «жор» солярки, бензина, газа.
Атмосферный двигатель — плохой выбор для водителей, ценящих высокую динамику и скорость. Зато силовой агрегат надежен. Он может пройти до миллиона километров без существенных поломок. Доказательство — движки-миллионники от BMW.
Разница между атмосферным и турбированным мотором
Фундаментальное отличие — способ доставки кислорода в камеру сгорания. Атмосферник берет воздух из окружающей среды, а турбомотор получает основной компонент ТВС из турбины или компрессора.
Принцип работы турбомотора
Еще есть разница в отклике силового агрегата. На низких оборотах ситуация почти одинаковая: турбине и атмосфернику требуется время на раскачку. Но второй справляется с задачей быстрее. Пока раскрутится турбина, ДВС стандартной конструкции уже выйдет на высокую мощность. На средних оборотах турбомотор показывает высокую динамику, а на высоких начинает захлебываться. Виной тому слабая пропускная способность интеркулера. Он не успевает переработать и остудить воздух. Атмосферник реагирует на педаль газа быстрее. Таблица сравнения будет выглядеть так:
Есть еще одно отличие. Компрессор и турбина при работе издают сильный шум. Атмосферный двигатель работает тише. Турбированный движок состоит из большего количества компонентов и требует соблюдения сложных технологических процессов. Отсюда высокая цена. Машина с атмосферником обойдется дешевле при покупке.
Что лучше выбрать
Если водитель планирует покупать новую машину, стоит перед выбором между традиционным атмосферным двигателем и турбомотором, ему следует отталкиваться от ключевых характеристик. Для агрессивной, скоростной манеры вождения лучше подойдет турбированный силовой агрегат. Он позволяет получить высокую динамику за счет быстрого вращения коленчатого вала. В таблице сравнения выше указано, что турбомотор имеет хорошую динамику лишь на средних оборотах. Это характерно для движков первых поколений. Сейчас используют турбины с изменяемой геометрией крыльчатки, другие технические новшества, которые многократно улучшают скорость реакции на изменение положения педали газа. При таком выборе стоит помнить о необходимости частой замены масла, проведения регулярных технических осмотров. Содержание и обслуживание машины обойдется дорого.
Атмосферник и турбомотор
Ценителям традиционной, аккуратной манеры вождения подойдут автомобили с атмосферным двигателем на борту. Силовые агрегаты надежны, неприхотливы к качеству горючего. Можно спокойно ездить на бензине марки АИ-92. Менять масло и заниматься ремонтом придется реже. Но прожорливость атмосферника довольно высока. Понадобится чаще заезжать на автозаправочную станцию (АЗС). На современных автомобилях «жор» уменьшается из-за использования электронных систем управления. Они регулируют смешивание воздуха и топлива в зависимости от скорости движения, добиваясь экономичности. Силовой агрегат способен сохранять нормальную рабочую температуру даже при движении в городских пробках. Если рядом нет станции техобслуживания (СТО), небольшой ремонт можно сделать своими руками. Главное чтобы с собой были нужные запчасти, которые чаще всего выходят из строя.
Силовой агрегат без компрессора или турбины — вот что значит современный вид атмосферного двигателя. Он может работать на бензине, солярке и газе. Не доставляет хлопот владельцу машины, способен проехать без капитального ремонта до 1 миллиона километров.
Комментарии0