Ремонт и обслуживание

Турбояма – что это такое?


С автомобилями с турбированными двигателями часто случается следующее: при резком увеличении скорости машина как бы замирает на мгновение и только затем идет на ускорение. Этот эффект носит название Turbo-lag или, по-простому, турбояма. Страдают таким недугом авто как с дизельными, так и с бензиновыми моторами. 

Что такое турбояма и почему она возникает?

Эффект турбоямы возникает из-за того, что турбодвигатели хорошо работают на высоких оборотах, а вот на низких при ускорении, как говорится, «зависают». Чтобы посмотреть на проблему с технической точки зрения, стоит изучить принцип работы системы. 

Турбированные двигатели используют для работы энергию выхлопных газов. То есть то, что обычно «поглощает» выхлопная труба, турбонаддув использует для повышения мощности двигательной системы. Конструкция турбины предполагает наличие пары крыльчаток, которые фиксируются на один вал, но находятся далеко друг от друга - в разных камерах. Первая крыльчатка турбины – ведущая, вторая – ведомая.

Ведущая приводится в действие выхлопными газами. Она производит вращательные движения, приводя в действие ведомую. Последняя же засасывает воздух извне и направляет его в двигательную систему под определенным давлением.

Уровень давления, под которым подается поток воздуха, напрямую зависит от интенсивности потока выхлопных газов. Для безопасности турбированные автомобили дополнительно оснащаются клапанами сброса давления на случай его превышения сверх максимально допустимого. Без клапана двигатель может просто разорвать.
При работе на высоких оборотах такой механизм довольно эффективен. Но вот на низких оборотах возникают сбои.

Выжимая газ, водитель ждет мгновенного и резкого ускорения. Но автомобиль просто замирает на месте на несколько секунд (обычно до 3-х) и только потом срывается с места. Именно этот эффект и назвали турбоямой. 

Почему возникает проблема турбоямы? Потому что крыльчаткам нужен выхлоп, а для этого топливно-воздушная смесь должна попасть в цилиндры, после того как будет нажата педаль газа, сгореть там и образовать продукты сгорания. Ведь при работе на низких оборотах выделения минимальны, вращаются крыльчатки довольно вяло.

Как определить турбояму?

Это очень просто. Если при наборе оборотов наблюдаются провалы и скорость увеличивается с заметной задержкой, это явный признак наличия турбоямы.

Как избавиться от эффекта турбоямы?

Проблема волнует не только автомобилистов, но и разработчиков, которые пытаются убрать последствия отклонения. Частично проблему можно решить путем установки турбин со сложной геометрией. Также помогает монтаж дополнительной турбины. Автоконцерн Вольво, например, предлагает использовать баллоны со сжатым воздухом в целях исключения Turbo-lag.

Есть и другие способы избавиться от турбоямы:

  1. Чип-тюнинг. Можно изменить работу системы, задав нужные параметры. Перенастройку следует доверять только профессионалам, так как ошибка может принести больше вреда, чем пользы.
  2. Переход на низкую передачу. Этот способ помогает избавиться от турбоямы, но расход топлива увеличивается.
  3. Установка специального устройства – пауэрбокса. Он подключается к топливному датчику и контролирует работу двигательной системы, корректируя ее в соответствии с условиями и учитывая количество оборотов. Это позволяет не только избежать эффекта турбо-лага, но и сэкономить горючее.

Влияет на работу системы и турбокомпрессор. Если машина имеет нагнетатель, который приводит в движение крыльчатку, то ее работа не будет зависеть от отработанных газов и, следовательно, эффекта турбоямы не возникнет. В автомобили устанавливают компрессоры двух типов – электрические и механические. Последние более распространены - особенно часто их можно встретить на машинах американского производства. Наличие компрессора позволяет избежать привязки к выхлопу.

На бензиновом двигателе

Несмотря на то что многие считают, будто Turbo-lag – это проблема дизельных моторов, бензиновый турбированный двигатель также подвержен этому недугу. Холостые обороты двигателя находятся в диапазоне от 800 до 1000 об/м. При резком ускорении обязательно возникает задержка, если мотор оснащен турбинами, которые приводятся в рабочее состояние выхлопными газами, а не компрессором.

На дизеле

Характерная особенность дизельных моторов – эффективная работа на низких оборотах. Поэтому при резком ускорении турбированный вариант образует эффект Turbo-lag. Дизельный двигатель в большей мере подвержен этой «напасти».

 

Сам по себе Turbo-lag не несет никакой угрозы, однако его наличие все же не может радовать автомобилиста. Приобретая автомобиль, стоит обращать внимание на варианты с турбинами сложной геометрии и оснащенными компрессорами. Тогда по поводу турбоямы переживать не придётся.

admin от 29-03-2018, 13:35 0

Похожие публикации


Как выполнить ремонт турбокомпрессора?
Читать далее...
Применение двухходовых клапанов в системах автомобилей
Читать далее...
Система турбонаддува на дизельных двигателях
Читать далее...
Возможности установки турбокомпрессора на атмосферные силовые агрегаты
Читать далее...
Система рециркуляции отработанных газов на современных автомобилях
Читать далее...

Комментарии0

Комментариев к статье "Турбояма – что это такое?" пока нет.

Добавить комментарий