Турбированные двигатели и особенности их эксплуатации
Значительно мощнее и эффективнее турбины высокого наддува. У двигателей оснащенных ими, рабочие характеристики и объем в полтора-два раза превышают аналогичные показатели на атмосферных силовых агрегатах. Конструкция такой установки значительно сложнее. Дополнительно в нее включен специальный клапан, назначение которого заключается в устранении давления, как только его величина достигает критической отметки. Такая мера необходима для сохранения целостности силового агрегата, поскольку высокое давление и большие обороты крыльчатки турбины могут повредить его детали.
В конструкцию большинства турбированных агрегатов обязательно включается интеркулер, назначение которого заключается в охлаждении нагнетаемого турбиной воздуха и обогащении его кислородом.
На современных двигателях имеющих системы впрыска топлива последнего образца, полностью исключена потеря мощности в момент резкого нажатия акселератора (подобное явление носит название «турбояма»). В последнее время автомобильные турбины все больше совершенствуются, что позволяет устанавливать на транспортные средства мощные силовые агрегаты компактных размеров.
Принцип работы турбированных установок
Выхлопные газы приводят в действие крыльчатку турбины, постоянно раскручивая ее до высокой скорости (более 100 тыс. об/мин). При этом ось ведущего колеса соединяется с корпусом турбоустановки при помощи подшипников скольжения, смазка которых осуществляется подающимся под давлением моторным маслом.
Стоит заглушить мотор, как уровень масла начнет снижаться, а нагнетающая и ведущая крыльчатки все равно продолжат свое вращение, при этом их подшипники останутся без смазки, а это негативно отражается на работе турбокомпрессора.
Вследствие увеличения зазора, смазывающая жидкость проникает во впускной коллектор, а после чего – в цилиндры мотора, где и сгорает. Это явление сопровождается протяжным звуком, напоминающим вой в области подкапотного пространства. Помимо этого, недостаток смазки губителен как для подшипников турбины, так и для других ее деталей, поскольку масло выполняет еще и функцию охлаждающей жидкости. Например, продолжительная работа силового агрегата сопровождается повышенным теплообразованием, соответственно корпус турбокомпрессора также подвержен нагреву, ввиду того что через него проходят выхлопные газы с высокой температурой, а если прекращается циркуляция масла внутри «улитки», на ее деталях и корпусе скапливается нагар.
Вариантом решения этой проблемы станет использование высококачественной смазывающей жидкости, а также установка специального турбо-таймера. Его назначение заключается в автоматическом выключении силового агрегата не сразу после отключения зажигания для остывания турбины. Большинство таких устройств оборудованы индикаторами, которые отражают температурный режим при работе турбоустановки. Работают как в автономном режиме, так и в совокупности с охранной системой автомобиля. Их минусом является отключение турбокомпрессора в случае достижения им критической величины прогрева.
Распространенные повреждения и неисправности турбокомпрессора
Попадание внутрь турбины инородных частиц выводят из строя крыльчатку и корпус агрегата, также это сопровождаются разбалансировкой ротора. Эксплуатировать транспортное средство, на котором поврежден турбокомпрессор, категорически запрещено, поскольку «улитка» может полностью разрушиться и вывести силовой агрегат из строя.
Нарушение подачи смазывающей жидкости вызвано следующими причинами:
- неправильная установка турбины;
- продолжительное время простоя силового агрегата;
- повреждение системы маслоподачи;
- непрогретый двигатель, вследствие чего масло не обладает достаточной текучестью;
- засорение каналов подачи смазки;
- недостаточное количество масла в картере;
- несвоевременная замена фильтра;
- повреждение картера двигателя.
Грязная смазывающая жидкость оставляет глубокие царапины на деталях турбокомпрессора. Чтобы избежать этого, необходимо использовать только высококачественное моторное масло и фильтрующие элементы, придерживаться регламентных сроков их замены. Также фильтры и масло желательно менять после проведения ремонта турбины, и обязательно – после ее замены. Грязная смазка вызывает следующие неисправности:
- Засорение фильтров.
- Повышенную выработку деталей силового агрегата и турбины.
- Недостаточный уровень смазки всех взаимодействующих агрегатов двигателя, в результате чего они перегреваются и быстро выходят из строя.
- Закупорку перепускного клапана в масляном фильтре.
Карбоновый налет также вызывает различные неисправности. Его образование на стенках и деталях агрегатов вызвано повышенной температурой выхлопных газов после выключения двигателя. Чтобы это предотвратить, перед тем как отключить силовой агрегат необходимо остудить подшипники скольжения, переведя двигатель в режим работы на холостых оборотах. Высокая температура с корпуса турбокомпрессора передается находящимся на нем подшипникам скольжения, в результате чего на них скапливаются отложения, вызванные карбонизацией масла. В результате этого повреждается масляные каналы, подшипники и вал турбины.
Карбонизация масла возникает по следующим причинам:
- неудовлетворительное состояние смазывающей жидкости (старое масло);
- отключение силового агрегата одновременно с прекращением движения без возможности ему проработать несколько минут на холостых оборотах, для того, чтобы остудить детали турбокомпрессора;
- игнорирование регламентными сроками замены рабочих жидкостей, фильтров, а также несвоевременное выполнение технического обслуживания турбированного мотора;
- наличие неисправности в системе подачи топлива;
- завоздушивание каналов подачи масла;
- нарушение циркуляции воздуха внутри мотора;
- неполадки в выпускной системе;
- некорректная работа системы впуска.
Особенности и нюансы проведения технического обслуживания турбированных силовых агрегатов
Мотор с турбонаддувом имеет свои эксплуатационные особенности. Требований к периодичности и проведения техосмотров у таких силовых агрегатов значительно меньше в сравнении с обычными двигателями. Однако для нормальной эксплуатации необходимо специальное высококачественное моторное масло, которое стоит недешево, и имеет меньший рабочий ресурс. Турбина автомобильного двигателя имеет сложную конструкцию, поэтому нарушение правил ее эксплуатации быстро выведет агрегат из строя.
Правильно подобранное моторное масло позволит значительно продлить ресурс двигателя, сократить расходы на его эксплуатацию и несколько сэкономить на топливе. Также не стоит забывать о масляном и воздушном фильтрах, которые необходимо периодически осматривать и менять согласно регламентным срокам.
Подведем итоги
Итак, чтобы турбированный мотор без проблем отслужил весь положенный ему моторесурс, необходимо придерживаться простых правил:
- Начинать движение только после прогрева силового агрегата, поскольку это нормализует процесс циркуляции рабочей жидкости и воздуха в нем.
- Двигаться после трогания необходимо с постепенным увеличением оборотов.
- После продолжительной езды следует дать остыть силовому агрегату, лишь потом его глушить, поскольку эта мера позволит не допустить резких перепадов температуры внутри турбины и значительно продлит ее ресурс.
- Долгая, более получаса работа мотора на холостых оборотах, является прямой причиной протечки масла с турбины в цилиндры автомобильного двигателя и его сгорания с образованием нагара и копоти, что также негативно отражается на работе установки и в некоторых случаях может попросту вывести ее из строя.
- Постоянно контролировать состояние моторной смазки, воздушного и топливного фильтров. Выполнять замену расходных элементов и рабочих жидкостей в соответствии с регламентом производителя, а в некоторых случаях (постоянное движение по грунтовым, пыльным дорогам), значительно раньше.
- Выполнять периодический, визуальный осмотр корпуса турбокомпрессора, и в случая обнаружения дефектов на нем немедленно принять меры к их устранению.
- Контролировать уровень и вязкость моторного масла. Заливать только высококачественную и сертифицированную смазывающую жидкость для турбированных силовых агрегатов.
Комментарии0