Как часто следует менять воздушный фильтр двигателя
Порой водители забывают, что у расходников ограниченный период «жизни». Производители автомобилей не зря указывают в документах точные сроки прохождения очередного ТО — технического осмотра. Стоит пустить дело на самотек, как возникнут проблемы с двигателем. В статье пойдет речь о том, как часто менять воздушный фильтр.
Функции
Машина работает на солярке или бензине. Но в цилиндре воспламеняется ТВС — топливно-воздушная смесь. В ней всего 1 часть горючего и 14 частей воздуха. Оптимальное соотношение компонентов составляет 1:14. В среднем, автомобиль потребляет 150-200 м³ воздуха на 100 километров. Понятно, что за этот пробег без барьерной защиты внутри мотора окажется пара граммов пыли и песка. Абразив поцарапает гильзы цилиндров, нарушит работу силового агрегата.
Чтобы очистить воздух от примесей, на входе потока устанавливают фильтр. Вот какие функции он выполняет, кроме основной:
- Глушит шум во впускном тракте.
- Регулирует температуру ТВС в бензиновых моторах.
Чтобы не было проблем, необходимо вовремя менять воздушный фильтр.
Временной интервал замены
Производители уже позаботились об этом. В паспорте каждого ТС — транспортного средства, расписан регламент замены расходников. Обычно эта информация содержится в сервисной книжке.
Срок замены зависит от пробега. Средний показатель — 10 тысяч км. Инженеры «Фольксвагена» называют такую периодичность:
Замена фильтра, модели авто |
Пробег, км |
Passat |
60 000 |
Sharan |
90 000 |
Для каждой модели установлены свои сроки. Поэтому лучше обратиться к технической документации собственной машины. Проектировщики оценивают временные промежутки для идеальных условий: асфальтированная дорога, город, низкое содержание абразивных частиц в воздухе.
На деле движение по российским трассам куда экстремальнее. Поэтому сроки целесообразно делить на 2. Тем более, что цена деталей невысока. За основу лучше взять все те же 10 000 км.
Виды фильтров
Автомобильная промышленность не стоит на месте. Производители оснащают машины тремя видами фильтрующих элементов:
- Бескаркасные.
- Панельные.
- Цилиндрические.
Большинство устройств улавливают пыль с помощью картонного наполнителя. Но есть варианты с «начинкой» из синтетических материалов. Их промывают, если нет возможности прямо сейчас купить и поставить новый фильтр. Но это неправильно.
Признаки засора
Первым делом можно провести визуальный осмотр. Если фильтрующий элемент покрыт маслом и грязью, его пора утилизировать.
С засоренным фильтром внутрь камеры сгорания часто поступает слишком много топлива. Смесь становится богатой. Вот основные симптомы того, что фильтрующий элемент отработал свое время:
- Вырос расход горючего. Двигатель начинает забирать из бака гораздо больше бензина или солярки, чем указано в нормативах.
- Слышны хлопки в системе выпуска отработанных газов. Труба периодически «стреляет». Или дым выходит с перебоями.
- Мотор работает рывками. Обороты начинают скакать то вверх, то вниз. Силовой агрегат «захлебывается», если резко нажать на газ.
- Сложно завести двигатель. Стартер крутит, но ничего не происходит. На этом этапе начинаются пропуски зажигания.
- Часто срабатывает вентилятор охлаждения. Стрелка термометра ползет вверх при незначительных нагрузках.
Факторы потери эффективности
Даже новый воздушный фильтр не в силах убрать все твердые частицы. Эффективность с завода составляет примерно 99,6 %. Что это значит? Следует разобрать пример. Автомобиль проехал 100 км по бездорожью. За это время в систему попало 180 м³ воздуха с содержанием пыли 20 мг/м³. Общий объем абразивных взвесей: 180×20=3600 мг = 3,6 г.
Это вес среднего обручального кольца, сделанного из золота. Теперь узнаем, сколько пыли остается после фильтрации: 3,6-99,6%=0,0144 г.
Такой объем загрязнений невозможно даже разглядеть. Но если машина проехала не 100 км, а 10 000? Тогда количество грязи не такое уж маленькое: 0,0144×100=1,44 г.
В цилиндры и другие системы двигателя за время эксплуатации полностью исправного фильтра попадает пыль весом, сравнимым с половиной золотого кольца.
Есть факторы, сокращающие срок «жизни» расходника:
- Движение по проселочным дорогам. Оффроуд не сулит фильтру ничего хорошего. Сетка забивается моментально.
- Ночные поездки в теплое время года. В «воздухан» залетают мелкие насекомые, особенно ночью при свете фар.
- Неблагоприятная экологическая обстановка. В крупных мегаполисах автомобильные выхлопы сильно загрязняют воздух.
Многие помнят жаркий 2010 год. В средней полосе полыхали лесные пожары. От смога было нечем дышать. Зато владельцы автосервисов получили много новых клиентов. В техцентр приезжали автомобилисты с «проблемой в двигателе». Механики просто меняли забитые сажей фильтры. Машины сразу «оживали».
Замена фильтрующего элемента
Обычно фильтр не надо долго искать под капотом. Его корпус расположен на верхней плоскости мотора. Замена будет выполнена на примере автомобиля Nissan Micra. Работы по шагам таковы:
- Аккуратно отсоединить воздушный патрубок от корпуса.
- Отверткой убрать фиксаторы крышки.
- Снять крышку.
- Заменить фильтрующий элемент на новый.
- Ввести выступы крышки в отверстия.
- Защелкнуть фиксаторы.
На этом ремонт завершен. Останется только дождаться срока, когда деталь понадобится менять снова. Это 10 000 км для благоприятных условий эксплуатации. При движении по пыльным и проселочным дорогам срок сократится до 2 000 км.
Ошибки при замене
В большинстве автомобилей посадочное гнездо под фильтр, корпус и патрубки изготовлены из пластмассы. Во время замены можно повредить хрупкий пластик. Останется отверстие, из которого в силовой агрегат пойдет грязный воздух. Поэтому следует всегда аккуратно разбирать и собирать элементы системы.
Вторая частая ошибка — неправильная установка фильтрующего элемента. Он встает криво. Крышка не закрывается. В образовавшуюся щель будет проникать воздух прямиком из атмосферы. С твердыми частицами в составе.
Некоторые водители в целях экономии промывают синтетический фильтрующий элемент водой или продувают. Этого делать не следует. Визуально наполнитель станет чистым, но пыль никуда не денется из микроскопических пор материала.
Выводы
В статье разобраны рекомендации о том, как часто менять фильтр двигателя:
- Средний срок эффективной работы — 10 000 км.
- Производители указывают периодичность в сервисной книжке.
- В российских реалиях все цифры лучше делить на 2.
- Засор можно определить при визуальном осмотре и по косвенным признакам.
Комментарии0