Что такое тормозной супорт или суппорт в автомобиле
Что это такое
Тормозной суппорт — это металлическая конструкция, в которой размещены колодки, механизм их прижатия к диску. Основная функция узла — преобразование гидравлического давления жидкости в механическое усилие для воздействия на колодки. Без механизма невозможна реализация тормозных систем, основанных на гидроприводе.
Суппорт крепится на поворотном кулаке колеса, связан с гидравлическими магистралями тормозов. При нажатии на педаль давление через трубопроводы передается в полости узла, вызывая выдвижение поршней. Эти поршни воздействуют на колодки, прижимая их к диску, что и обеспечивает торможение. Узел помогает обеспечить своевременную остановку машины. Вот что такое суппорт в автомобиле.
Назначение механизма
Функция узла — передавать усилие от педали к колодкам для создания трения о диск. Это реализуется так:
- При нажатии на педаль тормоза в гидроприводе образуется высокое давление жидкости — до 100 атмосфер и более. Это давление через гидролинии переходит в полости корпуса.
- Внутри располагаются подвижные поршни, на которые действует давление жидкости. Под действием этого давления поршни выдвигаются из корпуса, воздействуют на колодки.
- Тормозные колодки с силой прижимаются к поверхности вращающегося или неподвижного диска. Возникающее трение колодок о диск останавливает автомобиль.
Узел преобразует гидравлическое давление в механическое усилие, воздействующее на колесо. Оно замедляется, пока полностью не прекратит вращение.
Тормозной суппорт: устройство
Конструкция включает в себя несколько основных элементов. Их проще рассмотреть на схеме. Основа — это корпус суппорта (1, 7). На нем закреплены все остальные детали. Корпус изготавливают из прочного металла — чугуна, алюминиевого сплава или композитного материала. Основа бывает монолитной или составной.
Устройство суппорта довольно простое. Внутри корпуса располагается от 1 до 4 подвижных поршней (4). Это хромированные стальные цилиндры, которые под давлением жидкости выдвигаются из корпуса для воздействия на колодки. Для защиты от грязи и повреждений, штоки заключены в чехлы из резины, пластика или металла. Они играют роль пыльников (5). На цилиндрах устанавливают резиновые или тефлоновые манжеты, которые не позволяют жидкости вытекать наружу из полостей. Это уплотнительные кольца (3).
В состав узла входят колодки (9). Их фиксирует на месте прижимная планка (8). Болты крепления (12, 14) и направляющие (11) соединяют конструкцию в единое целое. Тормозная жидкость поступает через шланг (13). Перепускной клапан (2) вкручивают в корпус цилиндра. Он нужен для «стравливания» лишнего давления при прокачке тормозов, замене колодок. В конструкцию могут входить датчики износа колодок, встроенные гидроусилители. Электроника предупреждает о наступлении времени для замены расходников, улучшает отзывчивость гидроконтура.
Принцип работы
Суппорт отвечает за преобразование энергии гидравлического давления в механическое усилие для «сжатия» колодок. Когда водитель давит на педаль тормоза, возникающее усилие через главный тормозной цилиндр передается жидкости, вызывая резкий рост давления в гидравлической системе.
Под высоким давлением жидкость мгновенно поступает по трубопроводам к каждому суппорту на всех колесах автомобиля. Попадая в полости корпуса, жидкость начинает давить на находящиеся там поршни. Поршни (штоки) под действием давления жидкости выдвигаются из корпуса в сторону диска, давят на колодки.
Тормозные колодки, закрепленные в корпусе, под давлением штоков с силой прижимаются к поверхности вращающегося или неподвижного тормозного диска. Возникающее трение накладок о диск гасит кинетическую энергию автомобиля, останавливает его. Когда водитель убирает ногу с педали, давление жидкости выравнивается, колодки возвращаются в исходное положение.
Типы суппортов
Есть две разновидности суппортов. Они отличаются конструкцией, способом крепления к поворотному кулаку колеса. Наиболее распространены механизмы с плавающей скобой. Они крепятся к кулаку при помощи направляющих пальцев, позволяющих «башмаку» перемещаться, компенсировать биение диска.
Фиксированные узлы — полная противоположность «плавающих». Они жестко закреплены на кулаке без возможности перемещения. Такие суппорты проще и дешевле, но менее надежны. Для удешевления производства применяют моноблочные конструкции, у которых корпус отлит вместе с опорой для крепления на кулаке. Составные узлы более функциональные, но чаще ломаются.
Еще выпускают механизмы с интегрированным гидравлическим усилителем. Он повышает силу нажатия на колодки за счет дополнительного давления. Педаль становится не такой жесткой. Ее комфортно нажимать даже при длительных поездках. Производители склонны экономить, чтобы снизить себестоимость машины. Поэтому узлы с плавающей скобой попадаются чаще фиксированных аналогов.
Материалы для изготовления
Тормозные суппорты изготавливают из металлов. Решающий критерий — соотношение прочности металла и его стоимости. Традиционным материалом остается серый чугун. Он обеспечивает высокую прочность, долговечность механизмов. Сплав железа с углеродом дешевый, но слишком тяжелый. Есть и другие недостатки — предрасположенность к развитию окисления и коррозии, хрупкость. Легкий удар молотка при замене колодок может расколоть корпус.
Все чаще производители применяют алюминий и его сплавы, позволяющие существенно снизить вес «башмака». Но алюминий легко деформируется, окисляется. Если на поверхности нет защитного слоя, механизм быстро покрывается порошком из оксидов. Он осыпается с поверхности. Особенно много проблем появляется в регионах с высокой влажностью. Это республики Северного Кавказа.
Перспективное направление — изготовление механизмов из композитов на основе углеволокна. Они обеспечивают рекордно низкий вес при высокой прочности, но пока еще очень дорогие. Только производители премиальных автомобилей могут позволить себе применение новых технологий на сборочном конвейере.
Суппорт: диагностика
Регулярное проведение диагностики тормозов — условие для своевременного выявления возможных неисправностей, предотвращения серьезных поломок. При диагностике проводят такие работы:
- Проверка герметичности гидравлической системы на всех соединениях, узлах — цилиндрах, рабочих полостях, магистралях подвода жидкости. Так выявляют места возможных подтеков, каплеобразования.
- Осмотр резиновых защитных элементов — пыльников, манжет, чехлов. Оценивают их целостность, отсутствие разрывов, трещин, выпучиваний. Проверяют плотность прилегания к поверхностям деталей.
- Тестирование надежности крепления суппорта к поворотному кулаку колеса. Нужно подтвердить хорошую плотность затяжки крепежных болтов, отсутствие люфтов в соединении с кулаком.
- Оценка легкости хода подвижных частей — цилиндров, автоматических регуляторов зазора. Проверяют отсутствие заеданий, заклинивания.
- Контроль состояния рабочих поверхностей деталей — штоков, отверстий в корпусе. Проверяют степень износа, наличие задиров, рисок, коррозии.
Своевременная комплексная диагностика позволит выявить неисправности тормозных суппортов на ранних стадиях, избежать отказов при эксплуатации автомобиля.
Типичные неисправности
К самым распространенным неисправностям относят повышенный износ или образование задиров на поверхности штоков, что ведет к нарушению герметичности их хода, к заклиниванию.
Типичные проблемы для машин из средней полосы РФ — разрушение, разрывы, трещины резиновых уплотнительных манжет на цилиндрах. В отверстия медленно вытекает жидкость. Аналогичная ситуация происходит при нарушении герметичности гидравлической системы из-за износа посадочных мест, коррозии, срыва резьбовых соединений.
Гидросистему нельзя назвать замкнутым контуром. Внутрь проникает влага. Она образуется «благодаря» конденсации. Агрессивная среда вызывает коррозию наружных поверхностей, корпуса, внутренних каналов и полостей. Если вовремя не чистить цилиндры от ржавчины, они закиснут в одном положении, перестанут возвращаться в исходное состояние. Результаты — быстрая выработка колодок и дисков. Металл перегревается, дает трещину.
Своевременное выявление, устранение этих неисправностей важно для обеспечения надежной и безопасной работы тормозной системы автомобиля. Иначе возникнет риск попасть в ДТП. Тормоза отказывают в самый неожиданный момент — когда водитель едет с большой скоростью по влажному асфальту или по дороге с гололедицей.
Признаки поломки
О проблемах в работе суппорта в машине могут говорить следующие признаки:
- Появление вибрации при нажатии на педаль тормоза, особенно на высоких скоростях, вызванное неравномерным прижатием колодок.
- «Увод» автомобиля в одну сторону при торможении, связанный с «хаотичным» прижатием колодок из-за дефекта.
- Неравномерный износ колодок на одном колесе, когда одна колодка изнашивается сильнее другой.
- Повышенный шум, скрежет или визг при торможении автомобиля.
- Деформация, «волнистость», растрескивание поверхности диска из-за аномальной работы суппорта.
- Чрезмерное выделение тепла в зоне диска во время движения, свидетельствующее о сильном трении.
При появлении таких симптомов нужна быстрая диагностика, ремонт «башмака». В противном случае тормозной контур подведет водителя в самый неожиданный момент.
Алгоритм замены узла
Если механизм вышел из строя, его нужно демонтировать, заменить новым. Первым делом надо снять колесо, отсоединить шланг от выводов неисправного суппорта, слить жидкость в просторную емкость. В контуре малолитражек содержится 0,5 л жидкости, на внедорожниках и кроссоверах объем больше — 1,5 л.
На следующем этапе работ требуется отвернуть болты крепления суппорта к поворотному кулаку, аккуратно снять «башмак» с кулака, не повредив тормозной диск. Затем надо тщательно очистить посадочные поверхности кулака от загрязнений, убедиться в отсутствии деформаций, повреждений резьбовых отверстий.
Нужно аккуратно установить и закрепить на кулаке новый суппорт, используя крепежные болты с хорошей резьбой. Момент затяжки болтов — в соответствии с инструкцией. Останется подсоединить шланги гидропривода системы с использованием новых уплотнительных колец, затянуть соединения. Главное — не сорвать резьбу.
Финальный этап — установить колесо, предварительно убедившись в исправности диска. Потом нужно прокачать тормоза для удаления воздуха. Если в контуре останутся пузырьки, педаль будет проваливаться. Тормозной путь увеличится на 2-3 метра, особенно на скользкой дороге.
Регулировка или обкатка суппорта после замены
После замены узла необходимо провести его обкатку, регулировку. Для этого надо:
- сделать несколько плавных торможений на невысокой скорости для приработки колодок к диску;
- проверить легкость хода педали, отсутствие «провала» и «ведения» педали в сторону;
- выполнить торможение с постепенным увеличением усилия для полной обкатки суппорта;
- проверить равномерность тормозной силы по периметру диска, отсутствие «увода» автомобиля;
- отрегулировать зазор между колодками и диском, доведя его до нормы;
- проверить герметичность всех соединений, устранить возможные течи.
Правильная обкатка и регулировка обеспечат надежную работу нового узла. Лучше выполнять все пункты списка на асфальтированной дороге, чтобы абразивная пыль не попала внутрь цилиндров, между колодками и диском.
Профилактика и уход
Главное — проходить технический осмотр (ТО) по графику, составленному производителем автомобиля. Сервисные мастера найдут и устранят недочеты, заменят расходники. Нужно смотреть на состояние креплений, герметичность контура, подвижность цилиндров. От профилактики мало толку, если водитель заливает в систему жидкость низкого качества. Лучше использовать DOT 5 — у «тормозухи» высокая температура кипения. Она не теряет эксплуатационных характеристик на протяжении года.
Корпус суппорта может покрыться ржавчиной, окислиться. Чтобы этого не происходило, нужно смывать с металла следы дорожных реагентов. Рекомендация особенно актуальна зимой. Чтобы не закисли поршни, надо покрывать их густой смазкой на синтетической основе. Минеральное масло твердеет на морозе, высыхает в жару. Для обработки подойдут материалы Bosch Superfit, Liqui Moly. Есть и российские бренды — «ВМПАВТО», «Permatex».
Если порвались пыльники, абразивные частицы быстро проникнут внутрь контура. Из-за них образуются задиры. Поэтому защитные чехлы лучше сразу менять на новые. Хотя бы раз в 3 года нужно снимать суппорты, промывать их для удаления внутренних и внешних загрязнений. Меры профилактики помогут продлить «жизнь» тормозного механизма.
Комментарии0