Запуск мотора в автомобиле с севшим аккумулятором
Из-за проблем с зарядкой батарея может сесть в самый неподходящий момент. Водитель останавливается на светофоре или в пробке, глушит мотор. А запустить силовой агрегат уже не получается. Сзади слышны звуки клаксонов, гневные выкрики коллег по дорожному движению. Другая типичная ситуация. Владелец автомобиля торопится на работу, подходит к своей машине и нажимает на кнопку брелка сигнализации. Дверь остается закрытой, замок не реагирует на попытки попасть в салон. Расскажем о том, как завести машину с севшим аккумулятором.
Признаки разрядки АКБ
В нестандартной ситуации водитель начинает перебирать варианты и размышлять над тем, почему не получается запустить мотор или открыть центральный замок. Есть характерные симптомы, которые указывают на полную или частичную разрядку автомобильной батареи:
- «сигналка» не реагирует на ключ;
- стартер еле крутит коленвал;
- тускло горят фары и габариты.
Отказ сигнализации порой связан с неисправностью приемного датчика. Но это редкий случай. Обычно дело как раз в источнике питания, который иссяк. Если внутри контрольного блока нет резервной батарейки, открыть двери традиционным способом не получится.
Если все же удалось проникнуть в салон, а потом вставить ключ в замок зажигания, появятся характерные «воющие» звуки со стороны двигателя. АКБ не хватает мощности, чтобы развить нужный уровень крутящего момента. Когда водитель в надежде на чудо продолжает мучить стартер на протяжении 5 минут, то вместо «воя» появляются щелчки. Это признак того, что тока хватает лишь для питания втягивающего реле стартера.
При включении фар лампочки еле горят, а то и вовсе остаются в «слепом» состоянии. Чтобы гарантированно выявить разрядку аккумулятора, нужно воспользоваться мультиметром. Для этого достаточно поднять капот, прижать щупы к клеммам батареи согласно полярности. Не стоит путать плюс и минус. На экране появятся цифры. По ним легко определить степень зарядки. Вот таблица:
Уровень зарядки, % |
Напряжение, В |
100 |
12,70 |
95 |
12,64 |
90 |
12,58 |
85 |
12,52 |
80 |
12,46 |
75 |
12,40 |
70 |
12,36 |
65 |
12,32 |
60 |
12,28 |
55 |
12,24 |
50 |
12,20 |
45 |
12,16 |
40 |
12,12 |
35 |
12,08 |
30 |
12,04 |
25 |
12,0 |
20 |
11,98 |
15 |
11,96 |
10 |
11,94 |
5 |
11,92 |
0 |
11,90 |
В диапазоне от 100 до 50 % есть шанс, что силовой агрегат запустится. Если уровень зарядки опустился до отметок 45-25 %, стартер вряд ли сможет прокрутить коленчатый вал, но сигнализация и замки продолжат работать. Когда показания тестера соответствуют значениям 20 % и ниже, АКБ полностью сел. Его надо заряжать или выбрасывать. Все зависит от состояния свинцовых пластин и срока эксплуатации.
Причины «проседания» батареи
Самый частый фактор, способный за короткое время превратить батарею в кусок пластика с металлом внутри — перебои с зарядкой. Генератор не подает на клеммы достаточный ток. Это легко определить. Если все же удастся запустить мотор, надо измерить напряжение на клеммах аккумулятора. Когда значение ниже 13,5 В или выше 14,5 В, пора бить тревогу. Скачок напряжения пробил обмотку генератора, сгорел диодный мост или регулятор напряжения (шоколадка). Иногда дело в том, что графитовые щетки сточились о коллектор (якорь). Порой проблема кроется в повреждении проводки, контактных соединений.
Есть и другие негативные факторы. Типичный пример — водитель забыл выключить фары или магнитолу, когда выходил вечером с парковки или гаража. Даже сигнализация при неправильном подключении может за ночь «высосать» из АКБ все соки. Такая ситуация характерна для старых автомобилей без системы автоматического отключения потребителей после закрытия центрального замка.
Даже мороз может стать причиной разрядки батареи. Источник питания работает по электрохимическим принципам. При снижении температуры на 10 °C скорость реакций замедляется в 2-3 раза. Ситуацию усугубляет неправильный подбор моторного масла. Минералка SAE 10W-40 может превратиться в густую сметану уже при -16 °C. Такие показатели — не редкость для средней полосы России. Стартер не сможет провернуть коленвал, когда в картере и на поверхности цилиндров густой налет.
Порой проблема кроется в деградации аккумулятора из-за сульфатации. Свинцовые пластины покрываются слоем сульфата, перестают проводить электричество. А может дело в замыкании одной из банок. Активный металл осыпается на дно, становится перемычкой. Тогда при проверке напряжения мультиметром прибор покажет низкие значения. Уровень напряжения равномерно распределяется по секциям. Если их шесть, то пробой каждой будет «забирать» по 2,11 В.
Методы запуска мотора
Севший аккумулятор дает минимум шансов на то, что силовой агрегат получится запустить. Иногда не выходит даже попасть в салон. Кнопка или тросик открытия капота в 90 % случаев находится под панелью приборов.
Попасть в салон
Если «сигналка» не работает, надо все равно открывать машину. Первым делом стоит попробовать найти обычную замочную скважину, которая может находиться за пластиковой заглушкой на замке. Обычный «механический» ключ поможет справиться с проблемой.
Если дублирующий механизм не предусмотрен конструкцией авто, можно «оживить» сигнализацию с помощью аккумулятора от шуруповерта или другого источника питания. Для этого необходимо подключиться к бортовой системе через провода поворотника, подсветки номера или стартера. Когда электричество поступит в цепь, дверь откроется.
Финальные методы «борьбы» с центральным замком — отжатие дверей с помощью пневмоклина, использование проволоки или веревки для поднятия фиксатора замка из салона. В крайнем случае можно разбить боковое стекло, но это вариант для безвыходных ситуаций, когда нет времени на ожидание.
Зарядить аккумулятор
Если удалось проникнуть в салон и открыть капот, необходимо снять АКБ, подключить ее к зарядному устройству (ЗУ). Самый простой метод, как завести авто, если напрочь сел аккумулятор.
Главное — не переборщить с настройками. Первым делом нужно проверить, есть ли контакт между проводами ЗУ и клеммами. Иногда окислы создают на поверхности токовыводов диэлектрическую пленку, которая не проводит ток. Не стоит ставить вольтаж более 15 В. А для вычисления ампеража есть формула:
Емкость батареи / 10.
Стандартный источник питания с емкостью 60 А·ч нужно заряжать от сети 6 А. В противном случае можно нанести вред пластинам, ускорить процесс сульфатации. Для запуска двигателя хватит 20-30 минут, если батарея не посажена в ноль. Использовать ЗУ необходимо в проветриваемом помещении, потому что испарения электролита вредны для здоровья. Чтобы полностью зарядить АКБ, понадобится 4-6 часов. Если нет столько времени, надо переходить к более радикальным методам.
Прикурить машину
Многие российские водители научены горьким опытом, когда приходилось отправляться в путь на севшем аккумуляторе. Поэтому в багажнике есть длинные провода с зажимами на концах. Один красный — это плюс, другой черный — минус. Главное — в момент прикуривания не перепутать полярность, иначе вместо зарядки произойдет короткое замыкание. Может сгореть проводка.
Вряд ли в гараже завалялся запасной аккумулятор. Поэтому надо найти донора. Для этого можно позвонить другу. Если никто не откликнулся на зов, остается идти к ближайшей проезжей части, пытаться остановить машину и просить о прикуривании. Когда подходящий кандидат найден, он должен подъехать так близко, чтобы хватило длины проводов.
Дело остается за малым. Донор выключает зажигание, реципиент подключается к его АКБ и ожидает 3-4 минуты. За это время батарея должна «ожить». Надо попробовать завести машину. Лучше крутить стартер не дольше 4 секунд. Если под рукой нет проводов, можно на время снять чужую АКБ и поставить на свою машину. После запуска движка останется вернуть источник питания владельцу и поблагодарить его за помощь.
Завести с толкача
Можно обойтись без прикуривания. Запуск легковой машины с севшим аккумулятором подходит лишь для автомобилей с механической коробкой передач на борту. Автоматика не соединена с колесами, даже когда селектор выставлен как надо. Таковы особенности конструкции. Во дворе многоэтажки всегда можно позвать на помощь людей. Многие откликнутся на зов. Водитель поворачивает ключ зажигания в первое положение, снимает машину с ручника, включает первую скорость и выжимает сцепление. Люди толкают транспорт по ровной поверхности до тех пор, пока не получится набрать хорошее ускорение. Тогда останется вовремя отпустить сцепление, движок запустится. Главное — не заглушить на радостях силовой агрегат. Нужно дать время стартеру восполнить заряд.
Есть альтернативный вариант — попросить встречного водителя взять машину на буксир. Для воплощения идеи нужен длинный трос и хорошие навыки вождения. Процедура мало чем отличается от ручного толкача. Важно успеть вовремя перевести рычаг коробки в нейтральное положение или выжать сцепление, иначе возникнет риск въехать в бампер благодетеля. Вот как можно завести автомобиль если напрочь сел аккумулятор.
Периодичность замены АКБ
Ничто не вечно под луной. Аккумулятор со временем теряет емкость, деградирует. Частый недозаряд или перезаряд ускоряют процесс. Российский ГОСТ Р 53165-2020 точно определяет максимальный срок «жизни» батареи — 2 года. При нормальном уходе АКБ способна протянуть 5 лет. Редкие экземпляры остаются в рабочем состоянии до 10 лет. Но это исключение из правил. Западные производители аккумуляторов указывают срок эксплуатации в технической документации. Обычно гарантия распространяется на 24 месяца, а дальнейшее использование — на свой страх и риск.
Чтобы продлить срок службы батареи, нужно постоянно следить за плотностью электролита. Ее измеряют с помощью ареометра. Нормальные показатели — от 1,26 до 1,28 г/см³. Если показатель поднялся выше нормы, в банки доливают дистиллированную воду. Когда плотность ниже норматива, внутрь АКБ заливают кислотный концентрат. Нельзя допускать недозаряда или перезарядки. Автомобильный генератор всегда должен быть исправен.
Есть как минимум три способа завести машину с наглухо севшим аккумулятором. Можно зарядить аккумулятор, прикурить машину или завести ее с толкача. Главное — попасть в салон.
Комментарии0