Химические составы и правила раскоксовки мотора
При длительной эксплуатации на деталях цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) оседает шлам. Ситуацию усугубляет несвоевременная замена смазки. Владельцы автомобилей замечают, что движок начал «жрать» масло. Расход может достигать 1 л на 100 км пробега и даже больше. В таких случаях нужно проводить чистку силового агрегата химическими средствами. В статье речь пойдет о том, как раскоксовать двигатель и не нанести вред. Будет информация о фабричных и домашних средствах.
Зачем нужна процедура
Во время работы мотора часть масла попадает в камеру сгорания. После воспламенения топливовоздушной смеси (ТВС) на поршнях, кольцах и клапанах образуется нагар. Самые уязвимые места — дренажные каналы поршней и маслосъемные кольца. При их засорении появляются неприятные симптомы.
Из выхлопной трубы идет густой дым, уровень масла падает с катастрофической скоростью. Есть и другие признаки. Снижается мощность двигателя, на ходу ощущаются вибрации, возникает детонация в цилиндрах. В конечном итоге это приводит к износу деталей мотора, выработке фрикционных соединений.
Раскоксовка двигателя позволяет очистить нагар химическим методом, избавиться от повышенного расхода масла и неприятных симптомов. Есть народные составы, а есть фабричные. Первые дешевые и легкодоступные, а вторые более эффективные.
Диагностика закоксованной ЦПГ
Радикальный метод оценки состояния цилиндро-поршневой группы — демонтаж головки блоков цилиндров (ГБЦ). Но есть более простой способ с применением эндоскопа. Миниатюрную камеру пропускают через свечной колодец и осматривают весь внутренний периметр цилиндра. Подтеки масла на стенках говорят о том, что маслосъемные кольца не справляются со своей задачей. Они залегли. Если позволяют возможности оборудования, стоит обратить внимание на верхнюю зону камеры сгорания. Надо оценить состояние маслосъемных колпачков, установленных на направляющей втулке клапанов.
Когда закоксовались компрессионные кольца, это можно выявить при измерении компрессии. Для этого вкручивают в свечной колодец, перекрывают подачу топлива и включают стартер. Нормативные значения можно найти в технической документации на машину. Если полученное значение ниже нормы, значит есть проблема с образованием нагара.
Порой проблему легко выявить во время осмотра. Достаточно поискать следы отложений в системе вентиляции картерных газов или масляной магистрали. Следы шлама будут на внутренней части пробки поддона, на маслозаливной горловине.
Правила раскоксовки
Вот как правильно раскоксовать двигатель: использовать химические составы для очистки. Не стоит экономить средство или пытаться залить минимальное количество. Чем выше концентрация, тем больше шансов на успех. Есть три способа доставить реагент к очагу засорения:
- Через цилиндры. Жидкость заливают в свечные колодцы или отверстия форсунок, а потом оставляют на некоторое время. Очищаются поршневые кольца и канавки, днища поршней и дренажные отверстия. Нагар отделяется от тарелок клапанов и посадочных мест.
- Через масло. Средство для раскоксовки добавляют в смазку и прогревают мотор. Реагент очищает масляную магистраль, «сдирает» нагар с поршневых колец и остальных поверхностей, с которыми соприкасается.
- Через горючее. Химию добавляют в бензин или солярку. Недостаток способа — маслосъемные кольца не очищаются, а в них кроется причина «жора» смазки. Зато нагар уходит со всей площади камеры сгорания.
Применение второго и третьего метода оправдано лишь в тяжелых случаях, когда нет возможности залить жидкость в цилиндр. Химия может повредить лакокрасочное покрытие (ЛКП). Она растворяет краску, нанесенную на крышки масляной системы и поддон. Потом этот «коктейль» оседает в дренажных отверстиях и добавляет проблем. Под удар попадает масляный насос и балансирные валы. Зато едкие средства позволяют почистить «залежи» своими руками, не разбирая мотор.
Как выбрать средство
Производители всегда представляют свои средства в качестве лучших. Хвалебные оды могут оказаться маркетинговым ходом. Лучше ориентироваться на отзывы, опубликованные на сайтах интернет-магазинов наподобие Ozon. При подготовке к написанию статьи были просмотрены обзоры автохимии на Youtube. Топ средств выглядит так:
Наименование |
Объем, мл |
Greenol Reanimator |
450 |
Mitsubishi SHUMMA |
250 |
ХАДО Verylube |
320 |
Lavr ML-202 |
330 |
Kangaroo ICC300 |
300 |
3ton ТС-552 |
400 |
«Валера» ВМПАВТО |
100 |
Axiom A9608 |
1300 |
Присадка «Эдиал» |
50 |
Для каждой жидкости производители составили подробную инструкцию. Она указана на упаковке. При соблюдении рекомендаций эффект от чистки будет максимальным. Главное условие — не менять способ доставки. Если указано, что средство надо добавить в масло, лучше так и поступить.
Кроме фабричных средств для раскоксовки есть народные. Только их применение может привести к печальным последствиям. В качестве примера можно привести димексид. Его продают в любой аптеке. Средство заливают в цилиндр после прогрева мотора до +55-75 °С. Водители используют и другие подручные средства. Ацетон и керосин могут убрать незначительные следы отложений, если залить их в камеру сгорания и оставить на 30 минут. Нужно следить за температурой двигателя, чтобы не случилось возгорание.
Алгоритм очистки
Лучше использовать химию, которая заливается в цилиндр. Для начала нужно подготовить:
- Жидкость для раскоксовки. Примерный объем на один цилиндр — 300 мл.
- Недорогое синтетическое моторное масло для промывки силового агрегата.
- Эксплуатационное моторное масло.
- Воздушный фильтр.
- Масляный фильтр.
- Ацетон — 6 литров.
- Герметик для поддона.
- Шприц на 100 мл со шлангом.
Нужно слить моторное масло в чистую емкость. Поскольку химия растворяет ЛКП, первым делом надо проверить, окрашена ли внутренняя поверхность поддона. Защитным слоем покрывают стальные детали. Пластиковые и силуминовые нет. Если краска есть, ее надо очистить. Это можно сделать с помощью насадки на дрель. Останется установить деталь на место с нанесением маслостойкого герметика по контуру.
Потом стоит залить масло в систему и прогреть двигатель на холостых оборотах в течение получаса. Теперь надо заглушить мотор, повторно слить масло через пробку на поддоне. Через трубку масляного щупа заливают 1,8 л ацетона. Остается выкрутить свечи, вставить шланг от шприца в свечные колодцы и наполнить каждый цилиндр жидкостью для раскоксовки.
Спустя 30 минут химию можно удалять из цилиндров. С этой задачей справится вакуумный насос. Нельзя крутить стартер, чтобы поршень выдавил содержимое наружу. Часть химии с ацетоном попадет в масляную систему.
Приходит очередь ацетона. Его следует слить через поддон, а систему наполнить промывочным маслом. Лучше использовать недорогую синтетику или полусинтетику. Остается несколько шагов:
- прогреть двигатель в течение 20 минут;
- слить промывочную смазку;
- заменить фильтры;
- залить эксплуатационное масло.
На этом процедура раскоксовки закончена. Если свечи зажигания выработали свой срок, надо заменить их на новые.
Профилактика закоксованности
Производители машин в инструкции по эксплуатации устанавливают средние сроки замены масла, равные 15 тыс. км. Подобный интервал можно соблюдать при идеальных условиях эксплуатации. По факту перепады температур, агрессивная манера езды и прочие факторы снижают ресурс смазки досрочно. Поэтому лучше придерживаться таких сроков:
Режим эксплуатации |
Интервал замены масла, км |
Город |
5000 |
Город/трасса |
7500 |
Трасса |
10000 |
При выработке ресурса у смазки снижается температура вспышки. Оно начинает выгорать с образованием шлака. Качественные характеристики тоже падают. Содержание присадок и щелочей сокращается, масло теряет моющие и антикоррозионные свойства. Начинают формироваться отложения.
Частая замена масла — вот профилактика закоксованности. Лучше потратить деньги на новую смазку, чем в отдаленной перспективе разбираться с ремонтом двигателя. Раскоксовать силовой агрегат можно без разбора, в домашних условиях. Достаточно выбрать качественное химическое средство и выполнить процедуру по рекомендациям. Если залегли маслосъемные кольца, они придут в норму. Хороший раскоксовыватель стоит дорого, зато выполняет свои задачи на все 100 %.
Комментарии0