Причины окисления аккумуляторных клемм
Если водитель замечает на клеммах АКБ белый налет, похожий на изморозь, значит появились проблемы с электрической проводкой, генератором или батареей. Сами по себе оксиды металлов не образуются на поверхности свинца. Они ухудшают контакт с электродами. В результате падает напряжение пускового тока. Двигатель трудно завести, особенно зимой. В статье пойдет речь о том, почему происходит окисление, как выявить причину, а потом устранить, чтобы она не появлялась в дальнейшем.
Почему появляются окислы
Существует пара факторов, приводящих к образованию оксидов металлов. Вот почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля:
- Проникновение электролита. При зарядке АКБ из трещин на корпусе выходит аэрозоль. Капли кислоты оседают на контактах и вызывают образование налета белого цвета. Иногда оттенок бывает зеленым или голубым.
- Нет контакта. Со временем на поверхности свинца образуется пленка, которая слабо пропускает ток. Потом на этом месте появляется «пушистый» налет. Если очистить его, он появится заново спустя несколько дней.
Корпус батареи разрушается из-за того, что электролит постепенно разъедает полимерный материал. Он выплескивается из банок во время зарядки, особенно при интенсивном кипении. Контакт пропадает в результате слабой затяжки клемм, если их диаметр не соответствует диаметру токовыводов.
Порой проблемы начинаются из-за недозаряда аккумулятора. Процесс сульфатации снижает емкость АКБ. Тока не хватает, поэтому ускоряются химические реакции с образованием оксидов — белой «шубы». К аналогичным последствиям приводит перезаряд. Электролит через вентиляционные отверстия попадает на корпус, появляются паразитные токи, непрерывно воздействующие на свинец.
Минусовая клемма
Плохой контакт — вот почему окисляются клеммы аккумулятора со знаком «минус». Масса принимает на себя максимум нагрузки, если что-то идет не по плану.
Таких ситуаций масса: плохая затяжка фиксирующих гаек, недозаряд, короткое замыкание. Недозаряд возникает из-за неполадок генератора.
Иногда дело в проводах. У них есть неприятное свойство — переламываться от сильных сгибов во время ремонтных и профилактических работ. В результате ток не идет на кузов и двигатель, АКБ работает под нагрузкой и появляется налет.
Плюсовая клемма
Клемма со знаком «плюс» обычно «упакована» в пластмассовый кожух. Поэтому водитель замечает окислы, когда они уже лезут наружу. Типичной причиной образования «шубы» можно назвать перезаряд батареи. Он возникает из-за нарушений работы реле-регулятора.
Второй вариант — образование микроскопической трещины рядом с токовыводом. Ее сложно заметить. Но в процессе зарядки пар, насыщенный электролитом, вырывается наружу малыми порциями. Вот и запускается реакция окисления свинца.
Ошибки автовладельцев
Иногда неисправности появляются из-за элементарных ошибок. Типичный пример: водитель заменил старые силовые провода на кабели с тонким сечением. Миниатюрные жилы не способны выдерживать бортовое напряжение и силу тока. Если до них дотронуться при заведенном моторе, можно почувствовать высокую температуру на изоляторе. Если симптомы совпадают и произошло окисление старых клемм аккумулятора, стоит заменить провода на новые. Сечение — не меньше 16 кв. мм. Есть и другие ошибки:
- нет регулярной проверки объема и плотности электролита;
- к бортовой сети подключили дополнительные потребители.
Стоит хотя бы раз в месяц брать в руки ареометр, измерять плотность электролита. Нормальный показатель для средней полосы — 1,28±0,01 г/см³. Если больше, надо долить дистиллированную воду. Если меньше — добавить в банки концентрированный раствор. Когда показатель плотности постоянно скачет, это говорит о том, что батарея скоро придет в негодность. На внутренних электродах осел диэлектрический налет.
При добавлении электрических приборов, не предусмотренных конструкцией авто, электричества не хватает. Генератор работает на полную мощность, но батарея заряжается не до конца. Это легко проверить мультиметром. Достаточно переключить прибор в режим измерения постоянного тока и приложить щупы к электродам. Если на дисплее цифра меньше, чем 12,6 В, значит есть недозаряд. В результате АКБ медленно выходит из строя.
Как избавиться от налета
Вот что нужно делать, когда окисляются свинцовые клеммы аккумулятора. Сначала надо ликвидировать причину: проверить плотность, осмотреть корпус АКБ на предмет появления трещин. Потом стоит убрать «шубу» с помощью металлической щетки, зачистить поверхности наждачкой. Останется нанести на контактную группу смазку. Она не даст влаге и электролиту запускать вредные электрохимические реакции с образованием окислов. Водители пропагандируют два подхода к нанесению смазки:
- «Накатывать» лубрикант только после зажима клемм.
- Смазывать составом все контактирующие поверхности.
Главный аргумент сторонников первого подхода — смазка не пропускает ток. Значит ее можно применять только поверх соединений. Фактически контактные гели даже уменьшают сопротивление. Это стало ясно после анализа результатов измерений, которые есть в статье «Чем смазать клеммы аккумулятора». Там же приведен рейтинг достойных составов.
Последствия окисления
Главное негативное воздействие налета, который появляется, когда окислились старые клеммы аккумулятора — увеличение сопротивления. Электронам приходится пробиваться сквозь слой диэлектрика. Пусковой ток уменьшается. Холодный запуск силового агрегата становится трудной задачей. Из-за сопротивления перегреваются провода. Это не слишком полезно для бортовой сети. Могут сгореть предохранители.
Появление окислов — сигнал скорой поломки АКБ. Если генератор в порядке, проводка в норме, а клеммы надежно сидят на электродах, значит дело в батарее. Лучше заменить ее заранее, не дожидаясь момента полной деградации. Застрять в центре города после остановки на светофоре — удовольствие ниже среднего.
Очистка клемм
Если окислились клеммы аккумулятора, вот что надо делать: очистить их от остатков электролита. Кислота попадает на свинец и провоцирует образование налета. Можно использовать простой рецепт для раствора-деактиватора:
- 200 мл воды;
- 1 столовая ложка соды.
Смесь нужно тщательно перемешать, нанести на ветошь или губку, а затем протереть ею клеммы, а также корпус батареи. Если поверхность покрывается пузырьками воздуха, значит дело действительно в утечке электролита. При взаимодействии с содой кислота распадается на воду и газ. После обработки лучше вытереть контакты сухой тряпкой. Заодно можно проверить, не забилось ли вентиляционное отверстие.
Окисление клемм — признак неисправности. Если налет появился на «плюсе», значит есть перезаряд АКБ. Причину стоит искать в реле-регуляторе машины. Случаи с «минусом» можно объяснить недозарядом батареи. Барахлит генератор. Зеленый налет говорит о плохом контакте. Надо зажать крепления. Стоит раз в месяц проводить профилактические мероприятия: проверять плотность электролита, очищать корпус и контакты АКБ от кислоты. Тогда батарея прослужит верой и правдой весь срок, указанный производителем.
Комментарии0