Ремонт и обслуживание

Эффективная смазка для аккумуляторных клемм

Сергей Василенков от 25-05-2022, 14:51 Просмотров: 5266 6

При обслуживании аккумулятора автомобиля нужно своевременно проверять состояние клемм. Многие автовладельцы предпочитают не смазывать контактную группу или пользоваться старыми средствами защиты. Однако эффективно оберегать токовыводы и зажимные элементы АКБ от окислов и плохого контакта помогают современные составы. Разберемся, чем смазать клеммы аккумулятора для повышения эффективности его работы и почему это необходимо даже для новых авто.

Зачем смазывать клеммы АКБ

Аккумуляторная клемма со следами окисленияАккумуляторная клемма со следами окисления
Окислившаяся клемма

Смазка на электродах аккумулятора не улучшает электрический контакт в цепи. Как старые (вроде литола), так и современные средства служат диэлектриками — они могут снизить проводимость. Основной задачей становится защита соединительных элементов от внешних воздействий.

Металл на контактах окисляется быстрее при неисправной работе системы вентиляции батареи.

Многие владельцы новых авто считают, что смазывать токовыводящие соединения АКБ не обязательно. Электрические цепи современных машин требуют профилактики намного реже, чем 5-10 лет назад. Однако специальные смазки для клемм способны замедлить естественный износ деталей.

На контактных группах АКБ появляются окислы, которые выполняют роль диэлектриков. Чем реже владелец автомобиля промывает подкапотное пространство, тем быстрее на клеммах появляется пыль и грязь. Они повышают электрическое сопротивление, поэтому падает отдача аккумулятора и появляются трудности с запуском мотора «на холодную».

Причины окисления

Факторы окисления клеммФакторы окисления клемм
Основные факторы окисления

Окислы на клеммах появляются на фоне двух факторов. Первый — вытекание электролита на элементы контактной группы. Еще на токовыводы и соединительные элементы оказывают воздействие выходящие из аккумулятора газы. Внешне они могут напоминать иней голубоватого или рыжего цвета. Вторая причина — плохой контакт. Перегрев наряду с искрообразованием ускоряет химическое окисление. Результатом становится образование тонкого и плотного налета на клеммах.

Ненадежный контакт появляется при коррозии металла, ослаблении крепежа и вибрациях. Стандартная причина — недостаточная затяжка соединений. Когда клемма по диаметру больше вывода или происходит регулярный перегрев, возникают паразитные токи. На металле образуются голубоватые или зеленоватые отложения. Если окислы уже появились, нужно проверить корпус аккумулятора на целостность. Существенную роль играет состояние генератора. Прямые причины появления окислов на АКБ автомобиля:

  1. Перезаряд аккумулятора. Если на батарею подается избыточное напряжение, начинают интенсивно образовываться газы (процесс кипения электролита). Испарения оседают на корпусе.
  2. Недозаряд. Когда АКБ не может полностью зарядиться, его токоотдача и емкость снижаются. В результате возрастают токи и увеличивается нагрузка на батарею.
  3. Утечки тока. При недостаточном контакте возникает перегрев. В цепи протекает незапланированный ток, из-за чего происходит перегрев и электрохимическая коррозия.
  4. Повреждения корпуса. Появление трещин в области контактной группы провоцирует утечку электролита. Жидкость попадает на свинцовые клеммы, из-за чего появляются окислы.
  5. Замыкание банки. Если возникает короткое замыкание в одной из банок батареи, она перестает накапливать заряд. Общее напряжение снижается, а входящее напряжение становится избыточным для аккумулятора.

Выявить причину появления окислов можно по характеру отложений. На утечку электролита указывает бархатистый налет. Именно такое образование появляется при контакте металла с серной кислотой. Если присутствует плохой контакт, появляются тонкие окислы. Искры электрической дуги оставляют следы в виде подпалин. Нередко налетом покрываются обе клеммы, однако окислиться может только один из выводов.

Чтобы предотвратить появление окислов, нужно использовать силовые провода подходящего сечения, контролировать плотность и объем электролита. Важно не устанавливать дополнительные потребители энергии в автомобиле — это может привести к перегреву проводов и несоответствию напряжения аккумулятора нормальным значениям.

Признаки деградации свинца

Зависимость причины окисления от полярности клеммыЗависимость причины окисления от полярности клеммы
Причины окисления зависят от полярности клеммы

Если эффективность аккумулятора снижается, его стоит проверить на сульфатизацию. Батарея может плохо заряжаться или быстро разряжаться. Если электроприборам авто стало не хватать силы тока, это может служить главным признаком деградации свинцовых клемм аккумулятора.

Для реакции сульфатизации необходим электрический ток, металл (свинец или медь) и кислота. Под воздействием тока на соединениях образуется сульфат, который выглядит как белое порошкообразное вещество.

Владельцу автомобиля при появлении налета на клеммах необходимо выяснить, на каком контакте (плюсовом или минусовом) свинец вступает в реакцию с кислотой:

  1. Если сульфаты появились на «плюсе», можно говорить, что батарея перезаряжается. Вероятная причина — некорректная работа регулятора напряжения. С генератора может поступать напряжения выше нормированных 14,4 В.
  2. Если налет образуется на минусовой клемме, возможно, аккумулятор заряжается недостаточно. Причиной может быть некорректная работа генератора. Также батарея сама может плохо держать заряд.

В самом аккумуляторе тоже есть пластины из свинца и серная кислота. Однако внутри АКБ налет растворяется в электролите во время зарядки. За исключением случаев возникновения сульфатации. С контактной группы его можно убрать только чисткой. Если длительное время не проверять состояние клемм, сульфат может закрепиться и его не получится устранить.

Топ смазок для клемм

Выбирая смазку для клемм, важно узнать свойства и состав разных видов средств. От используемых добавок и присадок зависит интенсивность окисления токовыводов и даже КПД батареи (при недостаточной токопроводимости). Главная задача эффективного геля — обеспечить низкое переходное сопротивление. Высокий показатель вызывает нагрев контактных соединений. Для выявления достойных кандидатов на роль защитных составов будет проведен эксперимент.

Методика тестирования

Схема тестирования смазокСхема тестирования смазок
Схема импровизированного теста

На картинке изображена схема тестирования смазок. Две медных пластинки были поочередно смазаны одним из составов и плотно соединены друг с другом с помощью струбцины. К краям пластин присоединялись «крокодилы» от щупов микроометра «Мико-1». Прибор показывал точное переходное сопротивление. Обычный тестер не подходил для решения задачи из-за большой погрешности измерений.

Результаты

Топ смазок составлен по принципу увеличения сопротивления. Чем ниже показатель, тем лучше для работы аккумулятора и проводов. Базовое сопротивление без нанесения смазки составило 13,1 мкОм. Стоит напомнить, что 10 мкОм = 0,00001 Ом. Результаты измерений в виде таблицы:

Наименование

Сопротивление, мкОм

1

Токопроводящая консервирующая смазка ТПКС-1

4,9

2

Литол-24 «Люкс»

6,8

3

MOLYKOTE HSC Plus Paste

8

4

LIQUI MOLY. Медный аэрозоль

8,4

5

TRW/Lucas PFG-110

9

6

LIQUI MOLY. KERAMIK PASTE

9,1

7

KLUBER ISOFLEX TOPAS NB 52

9,4

8

Циатим 221

10,9

9

Statoil UniWay Li62

11,3

10

Niglube RM

11,9

Абсолютным победителем стала смазка ТПКС-1. Недалеко ушел Литол-24. На третьем месте оказался состав от бренда Molykote. Чтобы обеспечить надежную защиту для клемм АКБ не нужно переплачивать. Задачу прекрасно решают средства, производители которых устанавливают минимальный ценник.

Остальные составы

Текучесть смазок на силиконовой основе считается их основным недостатком. Однако такие составы хорошо отталкивают пыль, грязь и не допускают к контактам агрессивные вещества. Силиконовые смазки выдерживают температурный режим от -60 до +180 градусов. При использовании такого средства стоит проверять, не заливается ли оно между зажимами и токовыводами. При высыхании сопротивление силиконовой смазки возрастает.

Смазка Liqui Moly Silicon FettСмазка Liqui Moly Silicon Fett
Liquid Silicon Fett

Обрабатывать клеммы лучше универсальными составами без токопроводящих присадок. Хорошо подходят модели Liquid Wrench, Liquid Silicon Fett. Есть и другие смазки:

  1. Тефлоновые. Смазки на основе тефлона имеют уникальные проникающие свойства. Эти средства относят в категорию жидких ключей, способных размягчать ржавчину и устранять грязь с места контакта. Их назначение не предусматривает защиту клемм от образования налета.
  2. На масляной основе. Большинство составов на масляной основе предназначено для защиты поверхности контактов от износа. Они обладают высокой текучестью, поэтому для защиты клемм их допустимо использовать только в зимний период, когда жидкость позволяет надежно законсервировать контактную группу.
  3. Защитить клеммы от окислов позволяют смазки на основе минеральных масел. Они содержат специальные добавки, повышающие температурную стойкость состава.
  4. Консистентные. Основу из синтетических или минеральных масел дополняют загустителями и специальными добавками, повышающими пластичность масла, что позволяет жидкому составу хорошо удерживаться на рабочей поверхности.
  5. Медные. Такие смазки предназначены для ухода за деталями, которые подвергаются постоянным динамическим перегрузкам и воздействию высоких температур. Оптимальный вариант для защиты контактной группы — «ВМПАВТО» Медная МС 1640.
  6. На основе воска. Одна из популярных смазок — Presto Batterie-Pol-Schutz. Это нидерландская восковая смазка, хорошо защищающая контактные зажимы от образования ржавчины. Как указывает производитель, этос состав является консервирующим, поэтому идеально подходит для нанесения на клеммы АКБ.
  7. Графитовые. Автомобильные смазки на основе графита отличаются высокой плотностью и не пропускают электрический заряд. Состав получают из минерального масла, графита и кальция. Производитель выпускает составы в виде пластичных смазок.

Графитовые смазки не слишком эффективны. По результатам тестирования с помощью микроомметра они показывают сопротивление 19 мкОм, что на 5,9 мкОм больше, чем переходное сопротивление между медными пластинами без применения «химии».

«Дедовские» способы защиты

Солидол для защиты клемм АКБСолидол для защиты клемм АКБ
Жировой солидол

Основная идея старых методов защиты контактной группы аккумулятора — сделать так, чтобы на поверхности металла образовалась пленка, препятствующая оседанию пыли и попаданию влаги. В батареях прошлого века герметичность корпуса была крайне низкой. Особенно в местах выхода контактов. Пары при закипании электролита оседали на клеммах. Раньше использовали такие средства:

  1. Солидол. Еще 10 лет назад им мазали зажимы АКБ повсеместно. Это однородная смазка с высокой пластичностью. Солидол делают путем загущения индустриальных масел кальциевым мылом. Переходное сопротивление — 8,6 мкОм.
  2. Технический вазелин. Мазь на основе минеральных масел, церезина и парафинов. Технический вазелин сильно отличается от аптечного. Средство эффективно предотвращает коррозию металла и защищает соединения от попадания грязи.
  3. Машинное масло. Средство не обладает высокой эффективностью при защите клемм АКБ. Кроме того, легковоспламеняемые составы наносить на батарею не рекомендуется.

«Дедовские» средства можно использовать для аккумулятора. Особенно хорошие результаты показывает солидол. Его смело можно поставить на пятую строчку топа. Тем более, сейчас производители выпускают жировой и синтетический состав. Последний лучше справляется со своими задачами, не «дубеет» на сильном морозе.

Современная автохимия оставляет прочную пленку на поверхности металла. Такие средства не высыхают и не загустевают на контактах. В отличие от них, старые защитные жидкости превращаются в источник загрязнения. Основной недостаток технического вазелина и машинного масла — они способны проникнуть внутрь контакта и ослабить электрическую проводимость. В результате снижается пусковой ток.

Правила смазки

Смазка на клеммеСмазка на клемме
Нанесение состава на клемму

Смазка — это диэлектрик. Она призвана не допустить кислород и пары электролита к контакту между токовыводом и клеммой. Также она позволяет предотвратить «потери тока на корпус». Если аккумулятор загрязнился или из-под токовыводов вытекло небольшое количество электролита, при работе аккумулятора будет происходить утечка электричества. Поэтому смазкой нужно обработать само основание токовывода. Инструкция по нанесению защитной смазки:

  • перед нанесением смазки следует обязательно очистить клеммы;
  • обезжирить и высушить поверхность токовыводов и зажимов;
  • покрыть контакты защитным составом.

Что касается составов с высоким переходным сопротивлением, смазку можно наносить только на уже надетый и закрученный соединительный зажим. Если смазать полюсные выводы, жидкий состав будет выполнять роль диэлектрика и увеличивать сопротивление. Если нанести смазку на токовыводы, а затем закрутить на них клеммы, может произойти перегрев. Это касается составов наподобие ЭСП-98 с сопротивлением 54,3 мкОм.

Если защитный состав представлен в виде аэрозоля, перед нанесением следует оклеить зону вокруг клемм скотчем.

Очистка клемм

Ершики для снятия окислов с клеммЕршики для снятия окислов с клемм
Ершики для очистки клемм

Проверенный способ удаления окислов на клеммах аккумулятора — протирание войлоком, пропитанным содовым раствором. Этот материал не разъедает кислота, поэтому он считается хорошей альтернативой обычной губке. Однако таким образом можно удалять только небольшие очаги ржавчины и белого налета.

Использовать ВД 40 (WD 40) для очистки контактов аккумуляторной батареи не стоит. Пленка, образующаяся после оседания состава, снижает токопроводимость. Кроме того, он легко воспламеняется.

Если окисление широко распространилось и занимает большую площадь на корпусе, придется использовать наждачную бумагу мелкозернистой фракции. После зачистки стоит устранить остатки абразивных частиц. Перед использованием наждачной бумаги можно обработать контакты АКБ щеткой по металлу с проволочной щетиной.

Один из распространенных способов очистки контактной группы от окислов и налета — протирание контактов тряпкой или войлоком, смоченным бензином. Он растворяет большинство загрязнений, в том числе ржавчину и засохший электролит. Использовать аккумулятор можно только после полного испарения бензина.

Чтобы не возникало проблем с запуском авто и работой электроники, важно правильно обслуживать батарею и вовремя смазывать контактную группу. Эта рекомендация подходит даже владельцам современных авто, для которых вопрос защиты батареи от возможных неисправностей не стоит особенно остро.

Хорошая смазка обеспечивает оптимальное переходное сопротивление. Чем ниже показатель, тем меньше нагрев соединений и утечка тока. Лучший вариант — токопроводящая консервирующая смазка ТПКС-1. Из «дедовских» составов со своей задачей на все сто справится солидол.

Похожие публикации


Пропала искра на автомобиле: причины и методы диагностики Отсутствие искры на свече зажигания характеризуется несколькими признаками. В этой статье мы расскажем, как проверить искру на свече, найти и устранить неисправность.
Какую клемму снимать с аккумулятора первой Иногда возникает необходимость снять аккумулятор с автомобиля или просто временно отключить его от бортовой сети. Как это сделать правильно должен знать каждый автолюбитель.
Что такое десульфатация аккумулятора? Сульфатация — это покрытие пластин АКБ свинцовым налетом. Десульфатация — это процесс дезинтеграции атомов свинца и восстановления состава электролита, в результате чего увеличивается напряжение на клеммах АКБ.

Комментарии2

Андрей

Здравствуйте! У меня у человека не знающего сразу возникли несколько вопросов. Первый если смазка это диэлектрик. То зачем смазывать контакт диэлектриком? 2. Вы сказали что сопротивление самого контакта без смазки составило 13,1 мкОма а после нанесения смазок это сопротивление упало. Тоесть в первом случае мы соединяем напрямую две медные пластины и имеем огромное сопротивление, а во втором мы мажем диэлектриком и это сопротивление падает? Это анекдот? Как диэлектрик уменьшает сопротивление?  Отсюда второй вопрос если наносить такую смазку тонким слоем на контакт сверху то она выходит будет проводником и создаст токи саморазряда? Либо измените ваши понятия на другие пока все выглядит так.

МашинаПРО
8 (495) 150-66-08 г. Москва ул. Вавилова дом 13
Сергей Василенков

Цитата: Андрей
Здравствуйте! У меня у человека не знающего сразу возникли несколько вопросов. Первый если смазка это диэлектрик. То зачем смазывать контакт диэлектриком? 2. Вы сказали что сопротивление самого контакта без смазки составило 13,1 мкОма а после нанесения смазок это сопротивление упало. Тоесть в первом случае мы соединяем напрямую две медные пластины и имеем огромное сопротивление, а во втором мы мажем диэлектриком и это сопротивление падает? Это анекдот? Как диэлектрик уменьшает сопротивление?  Отсюда второй вопрос если наносить такую смазку тонким слоем на контакт сверху то она выходит будет проводником и создаст токи саморазряда? Либо измените ваши понятия на другие пока все выглядит так.

Здравствуйте, Андрей! В статье нет никакого противоречия. Вы неправилно поняли суть статьи – она не про диэлектрики и их свойства. При этом нужно отличать, что такое проводник, что такое диэлектрик и что такое изолятор. Настоящая статья про смазки, которые обеспечивают консервацию клем АКБ от окисления и разрушения при агрессивном воздействии окружающей среды, оставаясь при этом диэлектриками. Смазки действительно являются диэлектриками, тоесть имеют какое-то электрическое сопротивление (в таблице это показано) и тот факт, что они имеют переходное сопротивление ниже базового при испытаниях, обусловлено их способностью к поляризации в электрическом поле. В статье четко указано, что чем ниже переходное сопротивление смазки, тем она эффективнее.

МашинаПРО
8 (495) 150-66-08 г. Москва ул. Вавилова дом 13

Добавить комментарий