Ремонт и обслуживание

Как проверить уровень масла в МКПП

Сергей Василенков от 27-05-2021, 12:41 Просмотров: 4886 11

Несмотря на растущую популярность автоматических коробок, механика до сих пор пользуется большим спросом. Это и понятно – мало кто хочет заморачиваться с дорогим ремонтом и обслуживанием. Механика – простая и надежная. Но, как и с автоматом, в МКПП нужно следить за уровнем, иначе коробка «пережует» сама себя. Итак, давайте разберемся, как проверить уровень масла в МКПП и как правильно его доливать.

Почему так важно следить за уровнем?

Механика состоит из трех валов – первичного, вторичного и промежуточного. На каждом есть шестерни, через которые передается крутящий момент от двигателя на колеса. При каждом переключении работает новая пара шестерен. Зубья, находящиеся в данный момент в зацеплении, испытывают колоссальную нагрузку. Им просто необходима смазка. Если шестерни работают «на сухую», растет сила трения, и собственно, износ.

МКПП в разрезеМКПП в разрезе
Механическая коробка переключения передач

Можно ли «приговорить» валы, если будет недостаточный уровень масла в МКПП? Запросто. В механике нет насоса, что принудительно создает давление и смазывает трущиеся пары, а смазывающая жидкость зачерпывается из поддона самими шестернями при вращении. И чем меньше уровень масла в коробке передач, тем хуже смазка.

Из-за трения запускается процесс разрушения, и поверхность шестерен просто стирается в пыль (в таком случае при сливе масла владелец видит металлическую стружку). Растет зазор между зубьями, который в дальнейшем станет причиной постоянного гула. Шум схож с работой изношенного подшипника. Но к моменту, когда владелец наконец решает устранить гул, оказывается, что перебирать нужно полностью всю трансмиссию.

Необходимый объём масла в МКПП, периодичность контроля и замены

Автомобили разные, и даже на одной и той же модели заправочный объем будет отличаться (разный объем двигателя, разные коробки).

В среднем, современная 5-ступка требует от полутора до двух литров жидкости. Точный объем можно узнать в технической спецификации конкретного автомобиля.

Как часто контролировать уровень масла в коробке? Зависит от состояния самой трансмиссии. Чем старше авто, тем больше вероятность, что смазка будет убегать через задубевшие сальники. Если вы заметили, что трансмиссия «потеет», нужно чаще проверять уровень – через 5-10 тысяч километров. А лучше переуплотнить ее и не беспокоиться, что в ней внезапно пережует шестерни.

Смазка может убегать и через другие места – прокладку поддона или сливную пробку, если в той подуставшая шайба. Потеки видны сразу. Если же трансмиссия сухая, с большой вероятностью смазка осталась в картере в полном объеме. В этом случае можно реже контролировать уровень масла – раз в 20-30 тысяч.

Подтеки масла на коробке передачПодтеки масла на коробке передач
Масляные подтеки МКПП через сливную пробку

Что касается периодичности замены, здесь все индивидуально. Но однозначно смазку нужно менять – не верьте убеждениям, что она залита на весь срок эксплуатации. Если таковым можно считать пробег в 200 тысяч, тогда да. Но у нас, в отличие от западных стран, машины ездят гораздо дольше.

Если вы чаще ездите по городу и стоите в пробках, замену лучше делать раньше – примерно на 60-70 тысячах километров. Когда пробег больше трассовый, можно дотянуть до 100, но не больше – смазка все же не вечна. Обращайте внимание также и на время. Если машина стояла, это не значит, что смазка не изнашивалась. Замену стоит выполнять спустя 5-6 лет.

Берем «пробу»

Каждый производитель делает разные трансмиссии, поэтому способ проверки уровня масла в коробке передач будет отличаться. Это может быть механический щуп или электронный (где информация отображается на панели). А бывает, что щупа нет вообще. Рассмотрим ниже каждый случай более подробно.

Обратите внимание! Перед контролем важно установить автомобиль на ровную площадку. Малейший уклон дает погрешность. Правило актуально для всех типов трансмиссий и способов проверки.

МКПП со щупом

Благо, он есть во многих механических коробках (в том числе на ВАЗах, корейцах и немцах). Этот щуп будет короче, чем моторный, но технология проверки аналогична.

Щуп МКПП Киа РиоЩуп МКПП Киа Рио
Щуп МКПП Киа Рио

Как проверить жидкость в такой трансмиссии? На заглушенном двигателе тянем за ручку и убираем салфеткой расплескавшуюся в ходе езды смазку. Снова устанавливаем щуп на место, снова достаем его. Теперь показания будут точными. Смотрим на метку. Это может быть гравировка «MIX-MAX» или просто выемка, как на фото выше. Все логично – если объем в заданных пределах, все в порядке. Если ниже – доливаем через тот же щуп, тобишь в его горловину.

Важно! Перед каждой проверкой уровня масла необходимо очищать щуп от жидкости и лишь потом проводить замер. Так делаем всегда, будь это первая проверка или контроль после доливки на заглушенном авто.

Безщуповые МКПП

Что интересно, коробки передач без щупа выпускают до сих пор. Проверить уровень масла в КПП можно, но придется немного попотеть. Нужна смотровая яма, ключ и фонарик. Инструкция проста. Находим заливное отверстие и откручиваем его.

Пробки коробки передачПробки коробки передач
Заливная и сливная пробки МКПП

Если обзор ограничен, в качестве индикатора можно взять проволоку (главное, чтобы она была чистой). Суем ее в отверстие перпендикулярно и немного наклоняем вниз. Вытягиваем и смотрим, сколько на ней смазки.

Важно знать! Во всех МКПП без щупа нормальным считается уровень, соответствующий расположению той самой заливной пробки.

Проверка по электронному щупу

Сразу отметим, что такая опция есть только на АКПП, и то не на всех. Это преимущественно дорогие авто – Рендж Ровер, Мерседес, Ауди. Для проверки уровня достаточно зайти в меню бортового компьютера и выбрать соответствующий раздел. В некоторых моделях бортовик имеет память и показывает также, какой объем был до предыдущего запуска двигателя. Для более точного контроля можно сбросить все показания, нажав кнопку Reset на подрулевом переключателе.

Но помните, что электроника может врать. Часто бывало так, что компьютер показывал недостаточный объем, когда на деле он был в норме. Но самое страшное, когда наоборот – датчик говорит, что все в порядке, в то время, как коробка погибает от недостатка смазки. Поэтому даже при наличии удобной опции, стоит открыть капот и проверить объем лично.

Правила доливки масла МКПП

Мы обнаружили нехватку смазки. Как правильно долить? Если в коробке есть щуп, это сделать проще – не нужно лезть под машину. Но так как горловина все равно узкая, нужна воронка. Смазки в механике не много, поэтому льем по чуть-чуть. Помните, что трансмиссионка густая, и чем холоднее на улице, тем дольше она будет проходить в картер. В идеале зимой сделать небольшой тест-драйв, чтобы прогреть жидкость.

Если есть щуп, льем до среднего или максимального объема. Если он не предусмотрен, то добавляем до тех пор, пока жидкость не потечет из заливного отверстия (не беспокойтесь – выше положенного залить не получится). Дальше снова тест-драйв и проверка. Уровень в порядке – закрываем пробку и спокойно ездим.

Доливка масла в МКППДоливка масла в МКПП
Доливка масла в МКПП щприцем

Если в вашем автомобиле безщуповая коробка, при замене или доливке жидкости желательно заменить уплотнительную шайбу (на заливной пробке при контроле, а при замене и на сливной). Как правило, это медное кольцо толщиной 1-2 миллиметра. Деталь копеечная, но заменив ее, мы исключим возможные утечки жидкости.

Какое масло использовать?

В продаже можно найти минералку, синтетику и полусинтетику. Если у вас современный автомобиль, лучше использовать последние два типа. Коробки 90-х годов могут «переваривать» и минералку. Согласно классификации SAE вязкость для механических трансмиссий бывает:

  • 75w;
  • 80w;
  • 90w;
  • 110w.

Чем выше цифра, тем хуже продукт противостоит зиме (густеет при более высокой температуре). Для России хорошо зарекомендовали себя продукты с вязкостью 75w или 80w. Бренд – на усмотрение владельца. Главное, чтобы продукт соответствовал допускам, что прописаны в технической документации автомобиля.

Если смазка классифицируется по API, обращайте внимание на класс GL. Он может быть от 1 до 5. Чем выше цифра, тем лучше противоизносные и противозадирные свойства. Для старых машин можно использовать продукты GL1-GL3 (но опять же, всегда сравнивайте с допусками производителя). Для современных МКПП подходит GL4-GL5.

Важно! Некоторые концерны прописывают в допусках для новых авто только GL5. Использование продуктов более низкого класса может привести к износу трущихся пар.

Следить за уровнем масла в трансмиссии не менее важно, чем в двигателе. Коробка – это такой же сложный и высоконагруженный узел. Даже недолго проработавшая без масла трансмиссия начинает саморазрушаться – зубья просто съедают друг друга. Сама по себе трансмиссия – очень надежный узел, и при правильном контроле выхаживает дольше, чем двигатель. Зная, как проверить уровень масла в коробке передач, вы сохраните ресурс трансмиссии и обезопасите себя от внезапных поломок!

Похожие публикации


Рекомендации по замене и подборе масла для автомобилей Honda Независимо от класса автомобиля, для качественной и длительной работы двигателя нужно своевременно проводить его техническое обслуживание. Двигатель является сердцем автомобиля, поэтому своевременная замена масла продлит его работоспособность и сохранит прежнюю мощность и динамические
Обслуживание и определение неисправностей коробки скоростей ВАЗ 2110 На протяжении всего периода серийного выпуска «десятки» конструкция ее пятиступенчатой МКПП постоянно модернизировалась, использовались разные передаточные числа главной передачи. 

Комментарии0

Комментариев к статье "Как проверить уровень масла в МКПП" пока нет.

Добавить комментарий