Как сделать ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2110 своими силами?
Тонкости устройства
Перед началом работ разберитесь с конструктивными особенностями узла. Вы должны знать, что входит в состав рулевой рейки, а также какие детали чаще всего выходят из строя. Если сравнивать с другими авто, рулевая рейка «десятки» имеет схожую конструкцию. Главные комплектующие:
- Рейка со специальными зубцами, с помощью которых узел входит в зацепление с шестерней.
- Картер рейки (в этом узле расположены все элементы механизма).
- Шестеренка, выполняющая приводную функцию. Она объединяется с колонкой рулевой системы.
- Фиксатор, удерживающий рейку и рулевые тяги.
- Система, обеспечивающая крепление рейки к кузовной части.
- Расходные детали, а именно манжеты, сальники и прочие вспомогательные элементы.
Все трущиеся узлы системы (рейка и шестерня) работают смазывающей жидкости, что обеспечивает работоспособность узла и отсутствие постороннего трения. Не менее важный момент — контроль расстояния между шестеренкой и рейкой. Регулировка этого зазора — задача специальной пружинки, обеспечивающей прижатие рейки к шестерне. Если сила сжатия уменьшается, это приводит к люфту руля.
Причины и симптомы поломки
Несмотря на простоту конструкции, снятие рулевой рейки ВАЗ-2110 с последующей заменой неисправных деталей может потребоваться уже через 20-30 тысяч километров. Главной причиной проблем считается дефицит смазки или естественный износ трущихся элементов. Отдельного внимания заслуживают пыльники устройства (специальные чехлы из резины). Их задача — защитить детали от попадания различных загрязнителей и воды. При нарушении герметичности (разрыве) таких манжет механизм быстрей засоряется и ржавеет.
Неисправность выдает себя следующими признаками:
- Появление явного люфта («мертвой зоны») при повороте руля.
- Посторонние звуки. Так, если имеет место дребезг или стучит рулевая рейка ВАЗ-2110, это явный симптом неисправности.
Для диагностики поломки сделайте следующее:
- Проверьте рулевой узел в месте, где объединяется рейка и рулевой вал. Если в момент прикладывания усилия издается определенный стук, это свидетельствует о проблемах с подшипником игольчатого типа.
- Изучите систему на факт появления люфта. Для этого открывайте капот, беритесь за стык тяги и покачайте узел. Наличие раскачивания свидетельствует об износе втулки или слабой протяжке главных деталей.
Что стоит знать перед выполнением ремонтных работ?
Учтите, что восстановление рулевой рейки «десятки» — процесс не из легких, требующий от автовладельца определенных знаний и опыта. Сразу определитесь с приоритетами. Если вы готовы потратить целый день на ремонт, тогда покупайте ремкомплект рулевой рейки и приступайте к работе. Если же такого желания или времени нет, готовьте 3-4 тысячи рублей и направляйтесь на СТО.
Сделать работу своими руками по силам даже новичкам. Главное — внимательно отнестись к рекомендуемому производителем алгоритму действий, заранее подготовить инструмент и запастись напарником (одному справиться с работой не выйдет). Чтобы сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 без обращения на СТО, начните со следующего:
- Покупайте ремкомплект. Он обходится в сумму до 600-700 рублей. Если брать универсальный набор, он будет дороже. Ориентируйтесь на то, что придется поменять и центральный пыльник, что также заставит потратить определенную сумму (до 300-400 рублей).
- Готовьте минимальный набор инструмента. Под рукой должна быть монтировка, ключ-трещотка вместе с головками на «тринадцать» и «десять», ключ с восьмью гранями (предназначен для «десяток»). Также потребуется еще один ключ-восьмигранник на «пятнадцать» и домкрат.
- Закупите материалы, а именно смазывающий состав (лучший вариант — ФИОЛ), жидкость для промывки (альтернатива — очищенный бензин), а также WD-40 (или аналоги).
Как выполнить ремонт и регулировку?
Как только подготовительные мероприятия проведены, действуйте.
Снятие рулевой рейки ВАЗ-2110 и ее последующий ремонт делается так:
- Скручивайте теплодержатеть (визуально это кусок металла, который расположен вокруг рейки).
- Выгибайте края пластинки, исключающей самостоятельной выкручивание болтов фиксации рулевой рейки и тяг.
- Откручивайте пару болтов на кронштейне, удерживающему рулевую рейку к машине.
- Выкручивайте и доставайте крепежный болт, который фиксирует промвал и вал приводной шестеренки рейки. Здесь потребуется проникающая смазка, которой стоит обработать место соединения для упрощения процесса демонтажа. В противном случае рейка с первого раза может и не поддаться. В такой ситуации берите веревку и один ее край привязывайте к рейке, а другой к монтировке. Теперь дергайте узел к себе.
Следующий этап — разборка узла. Здесь вам потребуются специальные ключи, которые отыскать не всегда удается. В гаражных условиях для выкручивания упорной гайки берите длинный болт на «семнадцать», преобразуйте шестигранник в трехгранник, после чего делайте из заготовки ключ на «десять» и выкручивайте упорную гайку. Если все сделать правильно, с откручиванием проблем не будет.
Последующий алгоритм действий следующий:
- Доставайте все «внутренности» а именно пружинку, упорную гайку, кольцо и упор.
- Демонтируйте манжет вала приводной шестерни, после чего доставайте стопорное кольцо.
- Выкручивайте гайку подшипника шестеренки. Учтите, что выкрутить гайку не так-то просто. Здесь необходим ключ-восьмигранник. Более того, ситуацию усложняет и вал, который выходит из центральной части узла. Но выход имеется. Берите ключ на «семнадцать» (он должен быть накидным), после чего делайте на внешней части инструмента восемь граней. Этого достаточно, чтобы с легкостью выкрутить гайки.
- Делайте выпрессовку вала приводной шестерни. Сделать это легко. Зажимайте вал в тисках (без фанатизма) и с помощью деревянного бруска выбивайте кожух рейки. После этого доставайте саму рейку.
Учтите, что для выполнения работ потребуется ремкомплект рулевой рейки. При этом не экономьте деньги — покупайте оригинальные запчасти. Во-первых, они дольше прослужат, а во-вторых, без проблем займут свои места.
Теперь собирайте все на место:
- Доставайте опорную втулку, поддев ее с помощью острого предмета.
- Обработайте смазкой деталь, а далее ставьте его на место. Будьте готовы к тому, что эта работа выполняется с определенными проблемами.
- Подрезайте кольца уплотнения.
- Устанавливайте новый роликовый подшипник. Если возникают сложности с демонтажем, используйте стамеску и с ее помощью разрубите узел на несколько частей.
- Ставьте новый подшипник на вал шестеренки.
- Устанавливайте рейку в кожух и возвращайте вал приводной шестеренки.
- Вкручивайте гайку и зажимайте ее штопорным кольцом.
- Ставьте манжету, упор рейки, а после — кольцо.
- Теперь устанавливайте пружину и вкручивайте гайку.
После выполнения работ приступайте к регулировке рулевой рейки. Для этого:
- Вкручивайте упорную гайку до предела, после чего отпускайте на 30 градусов.
- Закрывайте отверстие с помощью резиновой заглушки.
- Набивайте рейку смазывающим составом.
- Надевайте пыльник и фиксируйте его с помощью хомутов.
- Ставьте рейку на машину.
Что нужно запомнить?
Теперь вы знаете, как действовать, если стучит рулевая рейка ВАЗ-2110. Но при аккуратной эксплуатации можно избежать проблем вовсе и продлить ресурс рассматриваемого узла. Придерживайтесь следующих правил:
- Будьте внимательны к своему автомобилю и периодически проверяйте целостность пыльников. Для этого не обязательно разбирать устройство. Берите фонарик и производите внимательный осмотр. Наличие дефектов — сигнал, свидетельствующий о необходимости замены устройства.
- Экстремальное вождение негативно сказывается на состоянии механизма. Чтобы избежать ранних поломок, поворачивайте рулевое колесо плавно, старайтесь объезжать ямы и бордюры.
- Используйте только качественную смазку, сохраняющую свои качества даже на морозе.
Как видно из статьи, ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 — не так страшно. При этом весь комплекс работ можно сделать с легкостью своими руками, без дополнительных расходов.
Комментарии0