Лада 2115: ремонт вакуумной системы усиления тормозов автомобиля
Устройство и принцип работы ВУТ
Перед тем как приступить к замене неисправного вакуумного усилителя тормозов (ВУТ), а также определить его поломку, не помешает знать устройство агрегата. Конструктивно узел образует одно целое с главным тормозным цилиндром и включает такие детали:
- корпус;
- диафрагму;
- следящий клапан;
- толкатель;
- шток;
- возвратную пружину.
Принцип работы ВУТ базируется на создании эффекта разности давлений в двух камерах. Усилие от нажатия педали передается к следящему клапану, который при этом перекрывает канал, соединяющий обе камеры. Создавшаяся разница давлений воздействует на диафрагму и, преодолевая усилие пружины, передвигает шток поршня ГТЦ. Понимание принципа работы вакуумного усилителя тормозов поможет при замене или определении причины его поломки.
Как проверить ВУТ ВАЗ 2115 на предмет неисправностей?
Ревизия агрегата не требует абсолютно никаких инструментов, достаточно обратить внимание на поведение тормозной педали при ее нажатии. Если однажды водитель обнаружил, что для остановки нужно сильнее давить на педаль, то это говорит о необходимости проверки ВУТ. Процедура выполняется следующим образом:
- Заглушить двигатель.
- Нажать несколько раз на тормозную педаль и зафиксировать ее на середине хода.
- Не убирая ноги с педали, завести авто.
При исправном «вакуумнике» педаль немного провалится, если же этого нет, то с тормозной системой какие-то проблемы. Как дополнительная мера при выявлении поломки применяется визуальный осмотр, состоящий из пунктов:
- Проконтролировать герметичность узла соединения обратного клапана с патрубком.
- Проверить фланец на предмет повреждений.
- Осмотреть все изгибы патрубков и при обнаружении трещин заменить их.
- Извлечь коврик в кабине со стороны водителя и проверить защитный колпачок уплотнителя хвостовика под рулевой колонкой, если он присасывается, то авто может самопроизвольно притормаживать.
- Снять защитный колпачок и запустить мотор, после чего несколько раз качнуть хвостовик клапана – наличие характерного шипения говорит о поломке детали.
Возможны и внутренние поломки агрегата. Довольно часто встречается неисправность клапана, материал которого твердеет. Износ резины диафрагмы может повлечь ее разрыв, тогда замена вакуумного усилителя тормозов будет единственным выходом из ситуации.
Работоспособность обратного клапана проверяется следующим способом:
- отсоединить шланг от клапана;
- извлечь патрубок из резинового уплотнителя ВУТ;
- поместить в отверстие штуцера носик резиновой груши;
- сжать грушу и отпустить через 4-5 секунд, если груша останется в сжатом состоянии, то клапан исправен.
Как выполнить замену неисправного вакуумного усилителя тормозов своими руками?
Когда процесс диагностики завершен и необходимость установки новой детали вполне очевидна, необходимо подготовить инструменты и запчасти. Вместе с новым ВУТ мастера советуют менять и соединительный шланг, если на нем присутствуют следы износа. Также нельзя забывать о заглушках и штуцерах – неудовлетворительные по состоянию детали следует заменить.
Из инструментария нужно приготовить:
- Пассатижи или круглогубцы.
- Набор ключей рожкового и торцового типа на «10», «13» и «17».
- Отвертка.
Процедура замены не представляет абсолютно ничего сложного и выполняется в гаражных условиях за два часа:
- Демонтировать шток, который соединяет ВУТ и педаль тормоза. Для этого достаточно отверткой поддеть стопорную пластину и выкрутить фиксирующую деталь.
- Открыть капот и открутить «вакуумник» от тормозного цилиндра (ТЦ) при помощи ключа или головки на «13».
- Далее на выбор два варианта. Первый – отсоединить все трубки от ТЦ, что значительно облегчит задачу демонтажа ВУТ, но потребуется прокачка тормозной системы после ремонта. Второй – оставить все на месте, открутить только гайку на «10», которая фиксирует все трубки на кузове.
- Отодвинуть ТЦ в сторону и отключить шланг, идущий от клапана ВУТ к впускному коллектору.
- Открутить гайки на «13», которые крепят агрегат к стенке моторного отсека.
- Выполнить замену неисправного вакуумного усилителя тормозов на новый в обратной последовательности.
После демонтажа поломанного устройства нужно при помощи головки на «17» снять кронштейн и переставить его на новый ВУТ. Штангенциркулем измеряется, на сколько головка штока выступает над плоскостью корпуса агрегата. Результаты измерений должны находиться в пределах 1,05-1,25 мм. В случае несоответствия этим цифрам выполняется регулировка методом вращения головки гаечным ключом на «7», при этом сам шток рекомендуется удерживать при помощи пассатижей.
Комментарии0