Как определить неисправности термостата Лада Самара 2113 и заменить его самостоятельно
Назначение и принцип работы терморегулятора
Автоматическое перенаправление потока жидкости – главная задача термочувствительного элемента, входящего в систему охлаждения. Как и на любом автомобиле, на ВАЗ 2113 замена термостата нужна сразу же после обнаружения признаков нарушений в режиме работы двигателя, в противном случае последствия могут быть довольно печальные.
Между тем, функции агрегата довольно элементарны и заключаются в выполнении двух циклов:
- когда мотор холодный – клапан, находящийся в корпусе термоагрегата, перекрывает патрубок, идущий к радиатору охлаждения, и жидкость идет по малому кругу (через байпас). Этот цикл позволяет мотору быстрее выйти в оптимальный режим, включает блок цилиндров, рубашку охлаждения и головку блока.
- при нагревании жидкости до 85-88 °C – клапан приоткрывается и определенный объем жидкости начинает циркулировать через радиатор, по так называемому большому кругу. По достижению температуры 102 °C, клапан полностью открывается, а байпасный патрубок – закрывается, и цикл охлаждения идет только через радиатор.
Стоит отметить, что на Ладе Самаре параллельно малому кругу подключены блок подогрева дроссельного узла и радиатор отопителя, поэтому горячая жидкость поступает к ним независимо от положения клапана. Вот почему, когда невозможно произвести замену неисправного термостата на ВАЗ 2113 (например, поломка в пути), опытные водители включают отопление салона.
Как проверить работоспособность термоклапана и признаки его неисправности
Основная задача клапана – быстрый прогрев силовой установки и дальнейшая поддержка оптимальной рабочей температуры. Первоначальными признаками, которые указывают на неисправность термостата, являются:
- медленный нагрев двигателя;
- перегрев ДВС.
При наличии подобных факторов нужно немедленно проверить работоспособность клапанного механизма, что можно выполнить непосредственно на месте, проверив степень нагрева нижнего патрубка радиатора:
- если после запуска мотора и нескольких минут его работы шланг сразу нагревается, то это свидетельствует о том, что клапан открыт постоянно, т.е. жидкость двигается по большому кругу;
- если после длительной работы двигателя патрубок остается холодным, то это говорит о том, что клапан закрыт и тосол циркулирует по малому кругу.
Важно знать, что рабочее состояние устройства подтверждается тем, что первые несколько минут шланг радиатора будет холодным, и только потом начнет постепенно прогреваться. В этом случае замена термостата на автомобиле ВАЗ 2113 не нужна и причину нарушения температурного режима нужно искать в другом месте (например, засорился радиатор).
Существует еще один способ проверки агрегата в домашних условиях. Для этого нужна емкость с водой, куда погружается термоклапан, и термометр. Нагревая жидкость, необходимо следить за температурой, при которой сработает клапан:
- начало открывания – 85-88 °C;
- полное срабатывание – 108 °C.
Как выполнить замену неисправного термостата на ВАЗ 2113 самостоятельно?
Перед проведением работ необходимо подготовить набор инструмента и оборудования, который состоит из:
- емкости для сбора охлаждающей жидкости;
- набора гаечных ключей;
- отверток с крестовым и плоским наконечниками;
- силиконовый герметик.
Цикл подготовительных мероприятий состоит из следующих пунктов:
- отсоединить минусовую клемму АКБ;
- отвинтить пробку расширительного бачка;
- демонтировать корпус воздушного фильтра, используя ключ на 8;
- на холодном двигателе слить часть охлаждающей жидкости, для чего открутить сливную пробку радиатора, которая находится в его правом нижнем углу.
Далее следует ослабить хомуты подключенных к клапану патрубков и отсоединить их в следующей последовательности:
- отводящий шланг на радиатор;
- шланг подводящей трубы насоса;
- шланг-перемычка с выпускным патрубком;
- шланг от расширительного бачка.
Важно! Одновременно с выполнением замены термостата на автомобиле ВАЗ 2113 желательно обратить внимание на состояние самих патрубков, а износившиеся нужно обязательно заменить.
После демонтажа неисправного агрегата патрубки следует обработать герметиком и собрать рабочий узел в обратном порядке, после чего проконтролировать герметичность соединений и заполнить охлаждающую систему антифризом через расширительный бачок.
Тестовый запуск мотора подразумевает проверку всех агрегатов, связанных с работой системы охлаждения. Для этого нужно осуществить прогрев силовой установки до рабочей температуры и проконтролировать уровень жидкости по истечении 20 минут после остановки двигателя.
Комментарии0